Сложно ли обидеть казака? Как оказалось, совсем нет, а все потому, что у этих воинов строгие понятия чести и достоинства. Поэтому, когда они затрагивались, то наносили непоправимую обиду. Воины, которые сознательно шли на смерть, обижались, если их называли мужиками. Принадлежность к своему роду добавляла уязвимых мест. На Дону было не принято жениться на славянках, а запорожские казаки ценили свой чуб. Срезать его – это очень большое оскорбление, такое же, как и сбить папаху с головы.
Казацкий кодекс
Казаки. / Фото: culture.ru
Общество, которое образовалось спонтанно из вольных людей, селившихся на Дону, Кубани или Днепре, начали называть казаками. Непокорство и тяга к свободе у них были в крови. Они жили боями, а со временем образовался кодекс, который нарушать никто не рисковал. Это грозило изгнанием из рода и поселения.
Семья кубанского казака. / Фото: dzen.ru
Говорили, что казака можно узнать по его отношению к семье. Если он уважал родителей, значит будет любить родной край и защищать его. Он должен был беречь свою семью – жену и детей, не бросать товарища в бою, даже если придется свою голову положить. И при всем этом грозном виде, строгости и справедливости у казаков были и слабые места – гордость, которую лучше не испытывать на прочность.
Мужики в лаптях, а казаки — в лампасах
Донские казаки. / Фото: culture.ru
Еще при создании казацких поселений повелось, что воин не может быть землепашцем. И тем не менее кормиться как-то было нужно, поэтому существовал и такой уровень людей, который считался крестьянами. Именно с ними нельзя было сравнивать казаков.
Назвать казака «мужиком» – все равно что залить за шиворот кипятка. Он сразу блеснет злыми глазами и ответит, что мужик в лаптях, а казак – в лампасах, указывая на то, что им не свойственно заниматься земледелием. Эта разница делила их на два сословия – одни только воевали, а другие землю обрабатывали и занимались животновоством. Казак за бороной – это позор. К тому же они даже одежду носили разную: мужик – простую рубаху и штаны, а у казака были штаны с лампасами. И в этом был глубокий смысл.
Лампасы показывали принадлежность к казацкому роду, независимость, а по их цвету можно было определить и войско. Они указывали, что носивший штаны с лампасами выше простого мужика-пахаря, и давали привилегии в освобождении от налогов. Поэтому сравнение с мужиком сильно злило казаков. Его можно было назвать мужчиной, воином, но не мужиком.
Донские казаки не брали в жены славянок
Донские казаки и казачки. / Фото: cont.ws
Из-за того, что казаки старались сохранять особенности своего рода, они никогда не женились на других, вне их общины. Женитьба на русских или украинских девушках считалась для них позором. Хотя из боев они привозили пленниц, которые для них таковыми становились. Но это уже позором не считалось – скорее, боевой славой.
Женщины казацких общин отличались особенной красотой. В их глазах можно было прочесть непокорный нрав и храбрость. Частично это объясняется тем, что если казаки и брали пленниц, то обычно из знатного рода. Смешанная кровь с годами дала свои результаты. Женщины-казачки были умными, красивыми, трудолюбивыми, причем одновременно могли и на коне проехать, и шашкой при необходимости помахать. Получилась аристократия с буйным характером. Хотя при муже жена никогда не показывала свой характер. Казаки говорили: «Не муж для жены, а жена для мужа».
Запорожские казаки – чуб как драгоценность
Запорожские казаки. / Фото: culture.ru
Казаки оригинальную прическу в виде чуба позаимствовали либо у полководца Святослава, либо у поляков, у которых была подобная форма. Для запорожских казаков чуб стал символом признания бывалого воина, который прошел не одно сражение. Молодым носить чуб запрещалось, пока они не пройдут закалку боями и не докажут, что имеют на это право. Их стригли «под горшок», и только на общем совете коша решали, достоин ли казак получить «оселедец». Волосы выстригали по всей голове, оставляя на макушке прядь. Чем она длиннее становилась, тем знатнее считался казак. Тыловики, писари и другие члены войска, не участвующие активно в боях, не имели права носить оселедец, за такое могли даже высечь.
Казаков с чубами первыми брали в любой поход как опытных воинов и доверяли самые сложные задания. Чуб говорил за них: «А ну-ка, попробуй, справься со мной». Он указывал на полное пренебрежение к смерти. Существовало поверье, что он спасает от ада. Казаки считали своим покровителем святого архангела Михаила и верили, что он за чуб вытащит их из преисподней.
Чуб для казака - настоящая драгоценность.
Чуб для запорожского казака был не просто прической; это была их гордость, поэтому когда хотели наказать, чуб могли срезать. Это считалось самым большим позором и приравнивалось к смерти. Если кто-то это сделал без причины, то наносил самую лютую обиду.
Папаха и шашка – важные атрибуты казака
Кубанские казаки. / Фото: antik1941.ru
Одежда казака – это не просто вещь, она ценится скорее за духовный смысл. Для них она как вторая кожа, поэтому казаки никогда не брали чужую одежду и не снимали с убитого. Самой ценной во всем обмундировании была папаха. Говорили, что казак папаху может потерять только с головой. Если он терял ее в бою, то должен был приехать в трофейной, которая покрывала его срам потери. Простая пропажа папахи не допускалась. Она была частью казака настолько, что с поля боя сослуживцы привозили папаху убитого, чтобы отдать ее семье. Она размещалась под иконами как указание того, что семья находится в руках Бога и станицы.
Казак мог продать все из своей одежды, но только не папаху и шашку. Если он терял что-то из этого, то считался недостойным носить звание казака и лишался его. Он переводился в низший разряд штрафных (пенных) и исключался из сословия. Лишиться папахи означало потерять честь и достоинство. Поэтому сбитая папаха с головы приравнивалась к очень серьезному оскорблению. За такое действие вызывали на дуэль, и следовала кровавая расплата. Для казачек было большим оскорблением, если кто-то срывал платок у них с головы.
Шашка занимала не менее почетное место, а может, даже и больше – она передавалась по наследству. И если наступал момент, когда некому было ее вручить, то разламывали ее пополам и укладывали в гроб к последнему казаку семейства. В папахе хранили зашитые иконки, надеясь на защиту высших сил. Чтобы помолиться на войне, казак втыкал шашку в землю, на нее вешал папаху и читал молитвенные слова, глядя на нее.
Пьянство для казака – унижение и позор
С одной стороны, казака часто описывают как человека, который любит погулять, но с другой – быть пьяницей для них было большим позором. Они выпивали, но должны были знать меру. Для них это было своего рода обряд. Мужчины в семье не могли пить спиртное до тех пор, пока у него не рождался сын.
Пьющего могли наказать плетью, и его не уважали. За такого даже ни одна женщина не выходила замуж. Это считалось постыдным, а у казаков было правило – никого к свадьбе не принуждали. Даже умерший пьяница подвергался унижению: его лишали всех казацких почестей, вместо креста могли забить осиновый кол и похоронить отдельно, рядом с самоубийцами.
В походах и боях спиртное казаки вообще не употребляли. Нужно было сохранять ловкость и боевую готовность, трезвый ум и силу. Тема пьянства для казаков обидная, поэтому ситуация с печатью, которую Петр I приказал им сделать, звучит в другом смысле. Он не собирался их оскорбить, когда велел создать особую печать с изображением казака. То, что она им не понравилась – это уже другое дело. Они посчитали рисунок неприличным. Кто-то увидел в изображении полураздетого казака на бочке, а дальше все дорисовала фантазия. Это стало оскорблением для казаков.
Печати казаков. / Фото: kulturologia.ru
На самом деле Петр I хотел подчеркнуть храбрость и смелость, поэтому заказал печать, на которой должен быть изображен казак, сидящий на бочке с порохом и курящий кальян. Таким образом он хотел показать, что им не страшна даже бочка с порохом, которая может взорваться под ними. Однако тогда еще не было возможности прорисовывать мелкие детали, и мастер Левкин из Оружейной палаты просто нарисовал очертание воина. В результате казак выглядел как голый, что и не понравилось казакам, поэтому они продолжали пользоваться своей старой печатью с раненым оленем.
Частые поводы казаков для выпивки породили тосты, от которых нельзя было отказываться. Говорят, что это от них пошли тосты «на посошок», «дорожная», «стременная», «пограничная» и другие. Это было своеобразным обрядом опрокинуть стопочку, чтобы не обидеть гостей или для хорошей дороги.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: