На русской земле первые школьные заведения появились еще в конце X века, после того как христианство стало религией на государственном уровне. Важнейшей ролью в переходе от единичных и церковных школ к глобальной государственной системе образования нашей страны стала подготовка педагогов, ведь поначалу учителем мог быть абсолютно каждый, кто умел читать и писать. А вот с XVI столетия к преподавателям начали предъявлять конкретные требования. Когда в России появились первые учителя, а также как менялись их обязанности и статус в обществе, читайте далее в статье.
Первые учителя
После крещения Руси в 988 году появилась задача внедрить новую религию во всех слоях населения. Для этого было решено обучить хотя бы большую часть населения основам грамоты. В больших городах начали открываться первые школы, где обучали церковному пению, чтению, письму, а также греческому языку. По подсчетам ученых, более полувека понадобилось для расширения письменности среди знатных кругов общества, духовных наставников, а также представителей купечества и ремесленничества.
Первые школы на Руси возникли в конце X века, когда христианство стало государственной религией
В средние века именно в монастырях и церквях были центры базового образования. Также появились и частные учителя, обучающие не только за денежную плату, но и за другие вознаграждения, например, еда, одежда и прочее. В конце XV столетия к митрополиту Московскому пришел архиепископ Геннадий с просьбой открыть в его родном Новгороде школу, поскольку в городе был острый дефицит образованных церковнослужителей.
В 1551 году Стоглавым собором было принято решение создать домашние школы у служителей церкви и чиновников. В конце XVI столетия при Львовской Свято-Успенской православной церкви была открыта высшая школа, где могли учиться дети разных сословий. Несмотря на то что Львов не был частью Российского государства, устав и требования к педагогам в этой школе стали поистине прототипом для многих российских школ при монастырях. Требования к педагогу заключались в следующем: ум, кротость, вежливость, честность и прочее. Также он должен быть не пьющим и любить всех учеников, как своих детей, несмотря на их статус.
Образование при Петре I и Екатерине II
Во время правления Петра I появились государственные цифирные и профессиональные школы, он понимал необходимость такого образования. В 1701 году, исходя из его указа, была открыта Московская школа математических и навигацких наук, где обучались с двенадцати до двадцати лет парни разных происхождений. Освоив математику и грамоту, ученики низших сословий отправлялись на службу, а вот дети из знатных семей продолжали свое обучение уже в высшей школе, где им преподавали иностранные языки, географию, навигацию, астрономию и прочее.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что поразило Петра I в Амстердаме, и зачем он приказал приезжать в Петербург с камнями >>
27 апреля 1701 года Петр I издал указ об открытии в Москве Школы математических и навигацких наук, ставшей первым в России и вторым в Европе специализированным техническим учебным заведением, в котором готовили инженеров, судостроителей, геодезистов и других специалистов высшего и среднего уровня
В профессиональных школах готовили работников медицины, металлургов, химиков, инженеров, переводчиков и прочих. Чтобы повысить уровень обучения новым специальностям, в учебные заведения начали приглашать немецких, французских, голландских педагогов. После этого в моду вошли иностранные гувернеры и педагоги на дому. К слову, немало из них оказывались шарлатанами, и кроме своего родного языка заграничные «педагоги» ничего не знали, а просто пытались урвать легкие деньги.
Последним открытием в сфере образования, с подачи императора, стала Академия наук, в которую входили гимназия и университет. Данная академия была учреждена в 1724 году, но заработала лишь спустя год, когда Петра уже не стало.
Академия наук стала последним открытием в сфере образования с подачи Петра I
Во время правления императрицы Екатерины II в провинции открылись небольшие народные училища, где получали начальное образование. Помимо этого начались открываться главные народные училища, где обучали на протяжении пяти лет. Кстати, все, кто окончил главное училище, мог стать учителем начальной школы.
Каких чинов удостаивались учителя XIX - XX столетия
Императором Александром I в 1802 году было создано Министерство народного просвещения, главным принципом которого было бесплатное начальное образование для всех, кроме крепостных. При церквях были основаны начальные школы, где обучались, как правило, дети из крестьянских семей. К слову, только отменив крепостное право и выбрав местные органы самоуправления, абсолютно все люди получили право и доступ на свое образование. Поначалу в земских школах обучали три года, а затем добавили еще год.
Император Александр I создал в 1802 году Министерство народного просвещения, где могли получить бесплатное начальное образование все, кроме крепостных
В большинстве крупных городов открылись общеобразовательные гимназии, где подготавливали к обучению в университете. Кстати, выпускники гимназий могли устроиться на госслужбу или же стать преподавателями. Вскоре в Петербурге открыли учительский институт. Крупные народные училища трансформировались в гимназии с классическим образованием, где приоритетными были гуманитарные науки. А в 1811 открыли знаменитый Императорский Царскосельский лицей, где обучались юноши из благородных семей. Кстати, там большое внимание уделяли истории России и родному языку, который тогда в гимназиях почти не преподавали.
В 1834 году приняли постановление, согласно которому все преподаватели вузов, педагоги уездных училищ, а также домашние учителя приравнивались к чинам гражданской службы. Кстати, первый чин они получали в соответствии их социальной группы и образования. Университетские ученики были самыми квалифицированными, им могли сразу же присвоить чин от XII до VIII класса. Менее статусными считались выпускники учительских институтов и классов гимназий. Ступенью ниже были учительские семинарии и училища, выпускники которых должны были еще проработать пару лет до получения первого чина.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему поэт Фет плевал в сторону университета, проезжая мимо, и другие малоизвестные факты о МГУ >>
Далее класс можно было повысить, подобно армейским законам, полученной должностью и длительностью безукоризненной службы. К примеру, должность учителя уездных училищ приравнивалась к званию поручика, гимназии — майора, а за особые личные достижения была возможность заполучить даже чин статского советника.
А у профессоров университетов была возможность и вовсе получить чин IV класса, соответствующий званию самого генерал-майора. Стоит заметить, что чины и все положенные к ним льготы: освобождение от налогов, пенсионные выплаты и прочее, не относились к учителям простых начальных сельских образовательных учреждений.
Иоганн Петер Газенклевер - Сельская школа, 1845
В начале XX столетия преподавателям гимназии без стажа работы ежемесячно платили около ста рублей. По тем временам такой суммы хватало для всех нужд и для съема жилья вместе с прислугой. В то время как сельские учителя получали всего одну четвертую часть зарплаты гимназистов. К тому же им еще из этих денег приходилось отчислять средства на песню.
Всеобщее обучение
Когда на трон взошел Николай II, начальные школы стали получать больше финансовых потоков от правительства, что помогло расширить процент детей, получивших образование. Уже в 1915 году в центральных губерниях процент обучавшихся детей восьми - десяти лет достигал 90%.
С приходом СССР власти продолжили борьбу за всенародную грамотность. Так как был дефицит педагогов, властями были созданы краткосрочные курсы для учителей, а также курсы для повышения их квалификации. В 1920 году в столице была открыта Академия трудового просвещения, а спустя три года — Индустриально-педагогический институт имени Карла Либкнехта. Вскоре в каждом вузе были педагогические факультеты.
В СССР профессия учителя считалась почетной и важной, ведь с их помощью к 1959 году читать и писать умели практически все, хотя еще в 1926 году - чуть больше половины опрошенных во время переписи населения
В селах и деревнях особо ощущался недостаток кадров в сфере образования, поэтому многих выпускников распределяли туда на работу, в основном на два-три года. Условия там были, мягко сказать, трудными: зачастую педагоги жили прямо в школе, зарплата была маленькая, еще и с задержкой. Лишь с конца 30-х годов педагогам значительно увеличили заработную плату. Жалованье учителей выросло в два, а то и в три раза, но даже на эти деньги было трудно прожить.
С повышением зарплаты учителей ввели и постоянную переаттестацию преподавателей. С ее помощью были выявлены различные нарушения — от неправильного заполнения документации до неисправленных ошибок в работах учеников. Помимо образования детей, учителей приобщали к различным общественным работам, например, взять на себя обязанности секретаря или же читать вслух газеты в сельсовете для работников колхоза. Кроме общественных были еще и школьные поручения: вести различные кружки в школе, быть членом комиссии по благоустройству, политпросвещения и другим вопросам.
Как видно, учителя сыграли огромную роль в становлении нашей культуры, религии, науки. В продолжение темы предлагаем узнать о первых учителях и гувернерах Пушкина, Толстого, Достоевского и других классиков русской литературы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Я ХОЧУ НАПИСАТЬ ПРО ОБРАЗОВАНИЕ В СССР. Про обучение детей в школах.
Сейчас стараются не вспоминать, как происходила коммунистическая ПЛАНОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СССР!!!! Первая пятилетка: 1928-1932 годы.
Построено более 1500 предприятий. Национальный доход увеличился в 2 раза;
Построена крупнейшая в мире электростанция Днепрогэс ( 1932);
Введены в строй металлургические заводы: в Магнитогорске(1932), Липецке, и Челябинске ( 1933), Новокузнецке, Норильске, Свердловске- Уралмаш( 1933)
Тракторные заводы: в Сталинграде ( 1930), Челябинске и Харькове (1931), Нижнем Тагиле. Автомобильные заводы: ГАЗ ( 1932) и ЗИС.
Как при коммунистическом руководстве на Урале и в Сибири, ТЫСЯЧАМИ, ежегодно, вводились в строй новые заводы и фабрики. По всей стране выполнялся Ленинский план ГОЭЛРО, строились крупные электростанции, и рекордными темпами шла электрификация всей страны. Из капиталистических стран в СССР на вновь построенные заводы завозилось и монтировалось новейшее, самое современное оборудование. У капиталистов закупали оборудование на современные заводы, перевозили его в СССР, на новых заводах собирали и запускали собственное производство. В СССР начали выпускать свои первые советские тракторы и автомобили, самолёты и танки. И всё это было запланировано и выполнено в ПЕРВЫЕ ДВЕ ПЯТИЛЕТКИ до 1941 года!!!! Обратите внимание на темпы индустриализации. Представляете, что в те времена за каждые десять дней коммунистами вводилось в строй девять заводов.
И всё это происходило в неграмотной лапотной бывшей Российской империи.
После революции и прихода коммунистов к власти, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 (9) ноября 1917 года была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению (Наркомпрос) во главе с народным комиссаром Анатолием Луначарским. Высшим государственным органом в этой сфере стал Народный комиссариат просвещения РСФСР. В 1920-1930-х годах комитет контролировал практически всю сферу образования.
Первоначально, для того, чтобы хоть как-то, хоть немного, научить старшее поколение читать и писать, в сфере образования, создавались ЛИКБЕЗЫ.
В 1928 году было учреждено Главное управление по высшей школе при Высшем совете народного хозяйства СССР, в 1932 году - Комитет по высшей технической школе при Совнаркоме СССР (в 1933 году преобразован во Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, а с 1935 года - при СНК СССР).
Под непосредственным руководством Сталина и первому министру образования в СССР Кржижановскому Глебу Максимилиановичу возглавлявшему Комитет по высшей технической школе при СНК СССР было создано новое классическое социалистическое бесплатное образование для всех.
При коммунистах Советскому строю нужны были новые, молодые люди имеющие соответствующее новым требованиям социалистическое воспитание и образование. Для этого был запущен процесс создания системы всеобщего Советского образования, которая была государственного классического типа. В основу этой системы воспитания и образования был положен классический тип царского образования который применялся до революции, для детей богатых родителей.
Классический тип царского образования был творчески переработан в новую систему государственного классического социалистического воспитания и образования бесплатную для всех. Было выпущено огромное количество разнообразных школьных учебников на каждый предмет и год обучения.
Эти учебники в системе образования, ежегодно переиздавались, с учётом постоянно возрастающих требований к уровню знаний и совершенствования процесса обучения. Кстати, эти прекрасные учебники, и сегодня можно скачать в Интернете.
В государственных детских садах детей готовили к школе, уделяли большое внимание эстетическому и культурному развитию детей. С детства воспитывали у детей способность ухаживать за собой, соблюдать личную гигиену и аккуратность. По новой системе образования учили и воспитывали у детей способность жить и общаться в коллективе, чтобы в жизни они могли быть способными на создание общественных благ и коллективный труд.
Новый высокий уровень классической системы советского социалистического образовательного и воспитательного процесса позволял уже в школе, с детства, получать глубокие, твёрдые знания, в виде единой общей широкой системы знаний. Новая классическая система учебного процесса Советского образования позволяла учителю входить в личное общение с учениками, развивать и воспитывать у учеников творческую ориентацию мозга, при этом ученики получали навыки и умение дальнейшего творческого подхода к применению полученных в школе знаний.
А самым важным было то, что личное общение учителя с учеником позволяло учителю воспитывать учеников, передавать им свои знания, непосредственно учитывая детскую психологию, скорость восприятия и способность усвоения знаний учениками. Бесполезно раскрывать предмет преподавания дальше, если учениками не понят и не усвоен предыдущий материал. Учебный процесс с детства у учеников развивал творческий тип мышления.
А чтобы развить активную способность мозга к творческому процессу, в школьное образование дополнительно было введено преподавание логики. Благодаря полученной широкой системы знаний, дети в школе постигали устройство природы, устройство общества, мир и своё место в этом мире. Система социалистического образования создала человека новой социалистической цивилизации.
Была поставлена важнейшая задача, В КРАТЧАЙШИЕ СРОКИ создать своих инженеров, техников, учёных, врачей, военных, рабочих, которые могли бы работать на импортном оборудовании. Вчерашних неграмотных крестьян усадили за парты и учили, делали из них профессиональный, технически грамотный, рабочий класс, который после обучения работал на ИМПОРТНОМ ОБОРУДОВАНИИ и выпускал продукцию соответствующую ГОСТ. Благодаря советскому социалистическому образованию из вчерашних крестьян и рабочих создавалась первая советская интеллигенция и первые учёные и врачи.
Это огромная заслуга советских учителей. Это заслуга лучшего в мире Советского социалистического воспитания и образования, способного отвечать на вызовы начавшейся в мире научно-технической революции. И в кратчайшие сроки, до 1941 года, за десять лет, это было сделано!!!
Вчерашние дети рабочих и крестьян, пройдя все ступени бесплатного советского социалистического воспитания и образования становились учёными, врачами, инженерами, профессиональными военными и космонавтами. Советские инженеры проектировщики делали проекты заводов, электростанций, другие инженеры воплощали в жизнь то, что было начерчено на бумаге, а третьи инженеры и рабочие могли работать на импортном оборудовании, и выпускать промышленную и военную продукцию в народное хозяйство. Вся интеллигенция СССР была воспитана советской социалистической системой образования и с основном состояла из рабочих и крестьян из вчерашних кухаркиных детей.
Советская социалистическая система образования воспитывала у людей социалистический тип мышления. Благодаря современному советскому образованию возникла новая общность - советская цивилизация.
Благодаря тому, что весь народ трудился не на капиталиста, а на общее благо всех, и полученная прибыль распределялась российскому народу, появились ударники социалистического труда, стахановское движение, пятилетку в четыре года. Народ за это получал ежемесячные или квартальные премии, бесплатные квартиры, путёвки в санатории, бесплатную медицину и много другого, за что теперь платить приходится большие деньги. Хозяином страны до 1991 года был советский народ.
Было введено социалистическое плановое ведение экономики.
В 1923 году был организован ГОСПЛАН СССР. С 1925 Госплан СССР начал формировать годовые планы развития народного хозяйства СССР, в которые вводились контрольные цифры. Первая пятилетка — первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Был принят в 1928 году на пятилетний период 1928—1932 годов, и выполнен за четыре года и три месяца. По итогу его выполнения СССР из аграрной страны превратился в индустриальную страну. Благодаря планированию все народное хозяйство представляло единый цельный организм, одну громадную государственную систему, машину плановой, бескризисной, экономики. Как наилучшим образом разместить заводы? Как лучше распорядиться имеющимися ресурсами? Для ответа на эти вопросы Госпланом СССР в 30-е годы впервые была составлена модель межотраслевого баланса, базирующаяся на системе линейных уравнений, которые отражают затраты и объёмы выпуска продукции различных отраслей экономики. Плановая модель межотраслевого баланса позволяла устанавливать межотраслевые пропорции, обеспечивающие равновесие выпускаемой продукции на всех сегментах товарного рынка, структуру и динамику экономики страны, долгосрочные тенденции развития с учётом прямых и косвенных последствий использования новых технологий и многое другое. Те сталинские темпы промышленного производства до сих пор не превзойдены ни в одной из стран мира. Это о многом говорит.
Благодаря новому советскому социалистическому воспитанию, образованию, социалистическому типу мышления, Сталин сумел преобразовать отсталую, неграмотную, лапотную Россию в индустриальную, передовую сверхдержаву, в империю, которая решительно и непреклонно стремилась к достойному мировому влиянию.
Очень важно то, что даже при наличии множества проблем, по показателям производства и потребления наиболее социально значимых видов продукции в расчёте на душу населения, и соответственно, — по уровню экономического благосостояния большинства населения — СССР входил в десятку наиболее успешных экономик мира. Подавляющее большинство населения планеты — по всем «социометрическим» показателям — жило значительно хуже, чем население СССР. Это было достигнуто на инерции активного поступательного движения сталинского большевизма. За 74 года Советской власти в СССР сложилась новая историческая общность людей — советский народ и советская цивилизация. Коммунисты за 74 года создали СОВЕТСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ!
Историческое значение ХХ века во многом было связано с тем, что это было столетие расцвета в СССР плановой коммунистической социалистической цивилизации социалистического образования, передовой науки и высшей школы. И кем это было сделано? Мы можем гордиться, это было сделано нашими дедами, отцами, кухаркиными детьми, вчерашними детьми рабочих и крестьян.
Мой отец, выходец из бедной крестьянской семьи, родители которого вдвоём не знали одной буквы, окончил школу, рабфак, Ленинградский юридический институт по специальности – Международное частное право, прекрасно знал английский и немецкий языки, и потом комиссией руководимой М. И. Калининым был отобран и зачислен слушателем в Высшую дипломатическую школу, но началась ВОВ, и он добровольцем со второго курса обучения ушёл на фронт. Присутствовал в Карлхорсте и принимал участие в подготовке написания Акта о капитуляции Германии. Закончил войну в сентябре 1945 года в Китае в звании майора.
При социализме отсутствует классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В СССР нет эксплуататоров господ. Страна в которой все ТОВАРИЩИ и все работают на общее социалистическое благо. И это было сделано впервые в мировой мире. И это здорово! Это вдохновляло народ на защиту своего социалистического строя, который сменил царский капитализм.
Все военачальники, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях и выигравшие ВОВ получили широкое советское, социалистическое военное, творческое воспитание и образование, позволявшее в критических ситуациях творчески решать поставленные задачи, а в конечном итоге выиграть войну и установить знамя победы над Рейхстагом. Эта система образования работала и давала конкретный результат как в военном деле , в сфере промышленного производства, так и промышленного и гражданского строительства.
Про Великую Отечественную войну пишут много, и каждый по-разному. Однако эффективность политического и военного руководства коммунистов, Советского социалистического воспитания и военного образования, эффективной мобилизационной сталинской, коммунистической экономики, советским инженерам и учёным, советского оружия, была доказана советским флагом победы над Рейхстагом. Победа в Великой Отечественной войне, одержанная советским народом, благодаря железной воле генералиссимуса Сталина, показала всему миру нравственную и экономическую мощь великой социалистической державы.
Величайшим достоинством советской, коммунистической, системы образования было то, что она и воспитывала и создавала человека СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, творческого и масштабно мыслящего способного к созиданию на общее благо и к строительству социализма.
Школа – одна из самых устойчивых, консервативных общественных институтов, «генетическая матрица» культуры. В соответствии с этой матрицей воспроизводятся последующие поколения. Поэтому тип школы, выработанный той или иной действующей культурой, является важнейшим фактором формирования и воспроизводства цивилизации. Школа – механизм, сохраняющий и передающий от поколения к поколению культурное наследие данного общества. В то же время это идеологический механизм, «производящий человека» данного общества.
А СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЕ? КАК ЕГО ОЦЕНИВАЮТ?
Тридцать лет прошло после развала СССР. Бывшие инженеры конструкторы в основном, уже вымерли. Из Америки в Россию пришла Болонская система образования, которая уже ТРИДЦАТЬ ЛЕТ , за государственный счёт, выпускает современный офисный БИОМУСОР. МЕНЕДЖЕРОВ, МАГИСТРОВ, БАКАЛАВРОВ. Современная Болонская система образования в России никого ничему не учит. Наше современное платное образование со школьным ЕГЭ сделано по типу - дешёвая рыбка, поганая юшка. Нынешние молодые кадры, которые в школе сдавали ЕГЭ, а в институтах получали оценки в зачётку только за деньги, имеют УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ УЧЕНИКА ВОСЬМОГО КЛАССА средней школы или человека начала двадцатого века окончившего ЛИКБЕЗ. Наша современная молодёжь, пришедшая после вуза на производство, УЖЕ ГЛУПА!!! Нынешняя молодёжь, менеджеры, которые окончили институт, не тянут планку проектной работы. Поэтому старые советские инженеры проектировщики в свои 70 – 80 лет, сегодня, очень востребованы на работе. Хорошо, что ещё остались некоторые живые военные инженеры-конструкторы с советским высшим образованием...
Ещё не все прелести жизни, при новом образовании, мы увидели. Много их будет ещё впереди. И чего ругать этих взрослых детей, которые, получив современное школьное и высшее образование за государственный счёт, совершенно не знают математику, классиков литературы, историю своей Родины, а придя на форум, могут написать только одно предложение, а может и два, но без заглавных букв, без знаков препинания, бессвязное, или с чудовищными ошибками. Современные образованные люди и сами не знают, и не понимают, что они большие неучи. Их так учили и в школе, и в вузе. А выпускник, бакалавр, магистр, инженер, врач, выйдя из института, имея в руках диплом даже не подозревает на какой ступени знаний и умственного развития он находится. Вместо профессионала-созидателя, инженера, место занимает «эффективный» менеджер. На смену советским профессиональным инженерным кадрам пришёл современный МЕНЕЖЕРСКИЙ БИОМУСОР с тимбилдингом, бенчмаркингом, блеймстормингом, коучингом в оупенспейсе. И эти выпускники, очень странно образованные люди, уже пришли к управлению страной. Они уже руководят медициной, производствами, авиацией, космонавтикой и всем народным хозяйством России. Вы представляете результаты их безграмотной работы??? Представляете, что они теперь запроектируют и построят??? Недавно запущенная космическая ракета «АНГАРА» не смогла взлететь в космос и сгорела. А на заводах такие же "умные" менеджеры сидят, и только годятся на современный инженерный биомусор. И всё это сделано за государственный счёт!
Философ Александр Зиновьев про Сталина И. В.:
Почему моя мать хранила портрет Сталина? Она была крестьянка. До коллективизации наша семья жила неплохо. Но какой ценой это доставалось? Тяжкий труд с рассвета до заката. А какие перспективы были у ее детей (одиннадцать душ!)? Стать крестьянами, в лучшем случае – мастеровыми. Началась коллективизация. Разорение деревни. Бегство людей в города. А результат этого? В нашей семье один человек стал профессором, другой – директором завода, третий – полковником, трое стали инженерами. И нечто подобное происходило в миллионах других семей. Я не хочу здесь употреблять оценочные выражения «плохо» и «хорошо». Я хочу лишь сказать, что в эту эпоху в стране происходил беспрецедентный в истории человечества подъем многих миллионов людей из самых низов общества в мастера, инженеры, учителя, врачи, артисты, офицеры, ученые, писатели, директора и т. д. и т. п.
Александр Зиновьев про Сталина И. В.:
В этот день 63 года назад умер человек, имя и дела которого до сих пор остаются с нами, до сих пор так или иначе определяют многие мысли, идеи, события нашего времени. Фигура этого человека до сих пор является одной из самых актуальных для современной истории и нашей страны, и всего остального мира.
Именно этот человек впервые в истории собрал воедино громадный потенциал и всю созидательную энергетику народов СССР и показал всему миру, что это такое, и на что способен наш многонациональный народ, когда цель великого труда и великих подвигов понятна и близка каждому простому человеку огромной страны. И не побоюсь сказать, что мир такого результата не ожидал.
До сих пор именно тот импульс созидания и побед, который был заложен в наше национальное самосознание в 30-е, 40-е и 50-е года прошлого столетия, является громадным фактором развития нашего сегодняшнего мира. До сих пор импульс Великой Победы 1945 года позволяет нам, даёт нам возможность думать о происходящем в мире правильно, оценивать происходящее правильно и поступать так, как должен поступать гражданин великой страны.
Для меня очень символична фотография Юрия Гагарина, приветствующего москвичей с трибуны Мавзолея. На Мавзолее ещё написаны и имя Ленина, и имя Сталина, имена людей, благодаря которым именно русский офицер стал первым человеком в Космосе. Ленин-Сталин-Гагарин - это сочетание всегда будет символом нашей страны. Эти имена с нами навечно. Как бы кому ни хотелось.
Философ Александр Зиновьев.
Книга «Русский эксперимент» Автор: Александр Александрович Зиновьев. Философ, социолог
Наш народ стал народом – предателем. Он предал своё прошлое, предал тех, кто принёс ради него неслыханные жертвы, предал своих предков, предал своих потомков, предал сотни миллионов людей на планете, смотрящих на него как на образец, опору и защиту. Пройдут годы, а может и века, и наши потомки осудят нас как предателей, подлецов, дураков, шкурников, холуёв, трусов, и капитулянтов. И проклянут нас. И это будет справедливо, ибо мы заслуживаем такой суд.
Александр Александрович Зиновьев. Философ, социолог.