Архитектура   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0



В стилях старинных русских церквей особняком стоит Нарышкинское барокко. Такие храмы явно отличаются от привычных для России. Их стиль зародился и достиг кульминации в эпоху правления Петра I и его сестры и предшественницы Софьи и он не похож на классическое барокко. Дело в том, что он впитал в себя лишь некоторые элементы этого направления, но в то же время имеет черты традиционного русского искусства. Предлагаем полюбоваться красотой трёх самых ярких и известных храмов стиля Нарышкинского барокко, и узнать их историю.


При чём тут Нарышкины

Нарышкинское барокко стало переходным стилем, ведь расцвет его пришелся на рубеж XVII-XVIII веков, когда российская культура и в частности архитектура начала отходить от традиционных русских черт и перенимать европейские. А название стиль получил по фамилии Нарышкиных. Этот боярский род поддерживал европейские преобразования царя Петра и активно строил в своих имениях здания в стиле модернизма. С этой тенденцией ассоциировали и стиль, о котором идет речь в этой статье, хотя многие историки и отмечают ошибочность его названия с профессиональной точки зрения и по сути это маленькое ответвление от московского барокко.

Софья и Петр I.

Софья и Петр I.


Если говорить о церквях, то Нарышкинское барокко отличает обилие у здания колонн, вензелей, пилястр. У храма, выстроенного в этом стиле, звонница и основное здание представляют собой визуально единое целое, а не выглядят как две отдельные части. Чтобы посмотреть на это наглядно, предлагаем узнать про три старинных и очень красивых «храма-близнеца». Они очень похожи и все располагаются в московском регионе.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: В Карелии сгорела церковь из фильма «Остров»: Почему местные считали деревянную избу святыней

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Церковь Покрова в Филях (Москва) – один из самых красивых и необычных русских храмов. Даже сама история у него уникальна.

Летом 1689 года царь Петр Алексеевич подарил село Фили (по-старому – Хвили) своему родному дяде, брату матери боярину Льву Нарышкину. И тот решил построить на своих новых землях храм мечты. Сам придумал проект (по крайней мере, так гласит легенда) либо активно участвовал в его разработке и сам контролировал ход строительства.

Храм в Филях. /Фото:telegra.ph

Храм в Филях. /Фото:telegra.ph


В 1694 году необычная церковь была готова. Ни тогда, ни в последующие годы храмов, обладающих полным сходством с этим, не было. Церковь Поркова в Филях не похожа ни на старые русские храмы, ни не те, что строили в последующие века, когда архитекторы стали перенимать стиль европейцев.

Раньше в этом здании располагалось как бы два храма. На первом этаже – в честь Покрова (зимний), а на втором – Спаса Нерукотворного.

Петру I нравился этот храм. Он неоднократно сюда приезжал и даже жертвовал на его украшение большие деньги.

Шедевр Нарышкинского барокко.

Шедевр Нарышкинского барокко.


После революции храм уцелел лишь чудом. Расположенный рядом завод требовал его сноса – чтобы построить на этом месте универсам для рабочих. В итоге его все-таки оставили. И хотя его и грабили, и во время войны он также пострадал, до наших дней храм дожил.

Храма Спаса в Уборах

У этого великолепного храма, расположенного в Подмосковье, сложная судьба, и уже на этапе его строительства произошла очень неприятная история. В конце XVII века владевший селом Спасское (Спас-Уборы) боярин Петр Шереметев решил построить на месте деревянного храма (причем, относительно нового) каменный – именно в Нарышкинском стиле. Работы он поручил крепостному строителю М. Татищева Якову Бухвостову. Тот в это время трудился трудился с помощниками сразу над двумя проектами – в Новоиерусалимском монастыре, возводя там церковь и крепостную стену, и в Рязани, где строил собор.

Храм Спаса в Уорах.

Храм Спаса в Уорах.


Бухвостов взялся за поручение Шереметева, но закончить храм в срок по понятным причинам не успел. Разгневанный боярин обратился с жалобой в Приказ каменных дел, там постановили, чтобы Бухвостов выплатил хозяину неустойку, а поскольку у того таких денег не оказалось, было решено его арестовать и высечь кнутом. Ну и, конечно, работы было велено завершить.

Церковь достроили только в 1697-м, а все убранство доделали к 1700 году. Увы, заказчик строительства Петр Шереметев не дожил до этого дня.

Восхитительные детали. /Фото:  sobory.ru

Восхитительные детали. /Фото: sobory.ru


Вовремя войны с Наполеоном храм был сильно разорен французами, а в советские годы случилась новая напасть – церковь закрыли, иконостас большевики сожгли, а колокола сорвали и отправили на переплавку. Возобновил работу он только в середине 1990-х.

Вход в храм. / Фото:architectstyle.livejournal.com

Вход в храм. / Фото:architectstyle.livejournal.com


Кстати, считается, что создавался храм Спаса в Уборах по образу и подобию церкви индийского царевича Иосафа в Измайлове (хотя внешне на него больше похож храм Знамения, о котором речь пойдет ниже). Она была построена князем Василем Голицыным и царевной Софьей. Увы, взглянуть на церковь Иосафа в наши дни можно только на фотографии, потому что в 1936 году её уничтожили большевики.

Храм Иосафа в Измайлове. Сохранившееся фото.

Храм Иосафа в Измайлове. Сохранившееся фото.


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем знамениты дохристианские пещеры древних старцев под Воронежем: Костомаровская обитель

Церковь Божией матери «Знамение» в Шереметевом дворце

Этот расположенный в Москве архитектурный шедевр конца XVII века претендует на звание самого первого храма, построенного в стиле Нарышкинского барокко. Как и церковь Спаса в Уборах, его тоже проектировал Бухвостов, а также, возможно, Петр Потапов, которому приписывают много подобных храмов того периода (точных сведений о нем нет, поэтому историки его называют «гипотетическим зодчим»). Золочение иконостаса выполнили мастера Оружейной палаты Кремля.

Храм в Шереметевом дворце.

Храм в Шереметевом дворце.


Храм «Знамение» построили предположительно в 1680-х годах, причем не с нуля, а на основе уже располагавшейся тут церкви, которую отреставрировали и фактически полностью переделали. На тот момент участком, на котором проходили работы, владел Лев Нарышкин, получивший эту землю от своего отца, Кирилла приходившегося тестем царю.

До XIX века церковь неоднократно меняла владельцев, последними из которых были Шереметевы. После московского пожара в 1812 году и оккупации французами разграбленный храм долго стоял в запустении, и только в 1840-х годах при графе Дмитрии Шереметеве его восстановили.

Зимний вид. /Фото:hram-znameniya.ru

Зимний вид. /Фото:hram-znameniya.ru


Во времена СССР церкви повезло: её не уничтожили, а отдали под военные организации и, к тому же, признали памятником архитектуры. Но в годы ВОВ из-за разоравшейся неподалеку бомбы её стены пострадали. Серьезные реставрационные работы в ней провели только в начале XXI века Сейчас церковь доступна для прихожан.

Если вас интересует история русского зодчества и вы хотите посмотреть на сохранившиеся здания дореволюционной России, прочитайте о том, Где в Москве в наши дни можно увидеть деревянные дома, и Какие истории с ними связаны.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








5558
23.10.2023 19:56
В закладки
Версия для печати




Смотрите также