Многие автомобилисты в СССР мечтали об иномарке. Но машины импортного производства в те времена считались роскошью. Людям, у которых были заграничные авто, завидовали и считали везунчиками. При этом способы покупки желанного автомобиля порой были весьма сомнительным и могли привести покупателя прямиком на тюремные нары. Читайте в материале кому в советское время удавалось купить импортную машину, как они умудрялись это делать и почему некоторые люди получали дорогие машины в подарок.
Иномарка - это роскошь, и у кого в СССР они чаще всего были
Владимир Ленин ездил на «Роллс-Ройсе». /Фото: ic.pics.livejournal.com
Импортную «легковушку» в Советском союзе было увидеть достаточно сложно. Но уж если она ехала по дороге, это вызывало удивление. Такой автомобиль давал своему владельцу возможность подчеркнуть свой статус.
Кстати, Владимир Ленин был одним из первых, кто пользовался в новой социалистической стране автомобилем импортного производства: он ездил на «Роллс-Ройсе», взятом из гаража императора. Правда, за рулем всегда был его личный шофер.
А первым хозяином иномарки стал Владимир Маяковский. Он привез из Франции Renault в конце двадцатых годов.
Длительное время иностранные машины в СССР считались редким товаром, очень большим дефицитом. Перемены произошли в 1959 году: именно тогда в Сокольниках прошла «Американская национальная выставка», где были представлены интересные экземпляры американского автопрома.
Машины, которые были выставлены, в США не вернулись. Их успешно продали дипмиссиям, а вскоре иномарки появились и у тех граждан, которые могли себе позволить существенные траты.
Достаточно долго в СССР владели иномарками лишь некоторые, узкие категории граждан: речь о дипломатах и спортсменах, артистах и чиновниках, летчиках и прочих избранных.
Владимир Высоцкий имел в собственности «Мерседес». Если верить статистике московского ГАИ, кроме него таких счастливчиков в Москве не было.
Владимир Высоцкий был единственным владельцем «Мерседеса» в Москве. /Фото: avatars.dzeninfra.ru
После перестройки для покупки заграничного авто нужны были лишь деньги. Правда, продажи все равно достаточно долго осуществлялись нелегально.
Как можно было приобрести иномарку
Авторынок «Южный порт» времен СССР. /Фото: pics3.pokazuha.ru
Приобрести иномарку в СССР было сложно. Немало машин имело трофейное происхождение (например, авто маршала Жукова), некоторые владельцы получили их в подарок, отдельные экземпляры были куплены. Композитор Богословский был хозяином кабриолета «Штайр», но приобрести его он смог только получив специальное разрешение Молотова.
Заграничные машины появлялись в стране через дипломатов: когда официальному лицу следовало возвращаться домой, автомобиль мог быть сдан в специальный комиссионный магазин. А уже в нем авто покупали следующие хозяева. Например, таким образом приобрели иномарки космонавт Алексей Леонов и актер Андрей Миронов.
Бывали случаи, когда импортный автомобиль просто дарили. Так, космонавту Юрию Гагарину была преподнесена в дар спортивная машина Matra Bonnet. Дарителем выступил французский автопроизводитель. А знаменитый модельер Пьер Карден подарил «Ситроен» своей музе, Галине Улановой.
Нередко импортные авто привозили моряки, им разрешалось доставить только одну машину за рейс. Это правило нередко нарушалось, а люди рисковали стать нарушителями закона. Иномарки появлялись в городах-портах (Мурманск, Рига, Одесса, Калининград).
В конце семидесятых годов были снижены таможенные пошлины на автомобили, бывшие в употреблении, и их приток в СССР увеличился. Знаменитые актеры, бывавшие за границей, весьма активно привозили б/у автомобилей. Им разрешалось открыто показывать свои покупки, выбирать машину и не скрываться, как это делали «подпольные миллионеры».
Во время гастролей за границей артисты использовали заработанные деньги (валюту) для покупки авто, платили таможенный сбор, и после получения разрешения от МинКульта проводили постановку автомобиля на учет. Можно ездить!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Как выживали советские автомобилисты зимой и с какими проблемами сталкивались.
Ломаются!
Если иномарка ломалась, ее старались побыстрее продать. /Фото: images.techinsider.ru
Купить иномарку было сложно, но не меньше проблем доставляло ее обслуживание. Если гражданин приобретал машину на законных основаниях в течение 12 месяцев ему запрещалось продавать ее, кроме случаев, если авто побывало в аварии.
По дорогам ездили подержанные иномарки, а так как в СССР были не слишком хорошие трассы, машины быстро ломались. С запчастями возникали проблемы. Потому битые машины пытались как можно быстрее продать. Большой площадкой для продажи был так называемый «фестиваль», который находился в московском «Южном порту». Выручка могла быть очень большой, и покрывала суммы, потраченные на покупку и растаможку авто.
В восьмидесятые годы автомобильный рынок в «Южном порту» стал настоящим центром криминала «Правила» здесь южнопортовая преступная группировка, состоящая из выходцев с Кавказа. Предводителем был Николай Сулейманов. Под его кураторством находилась секция №11, где продавались машины иностранного производства. Порой ОПГ занималась разбоем — бандиты вынуждали владельцев авто отказаться от машины в свою пользу, проще говоря «подарить».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Какие символы советской эпохи люди помнят и через 35 лет после развала СССР.
Курьезные случаи
Когда Уланов продавал свой Oldsmobile Torоnado, он чуть не лишился денег. /Фото: i.pinimg.com
Возникали и нелепые ситуации, связанные с иномарками. Например, когда фигурист Алексей Уланов продавал свой Oldsmobile Torоnado, он имел глупость ненадолго отлучиться, а сумку с деньгами забыл в авто. Непорядочные покупатели не стали ждать его возвращения и уехали. Но фигуристу повезло: на МКАДе автомобиль встал, так как не хватило моторного масла. Деньги удалось вернуть.
Купить иномарку в СССР могли только очень обеспеченные люди.
Еще один странный случай произошел с Исааком Дунаевским, который купил в Сан-Франциско красный «Джавелин». Композитор выписал доверенность на своего сына Максима. Через некоторое время автомобиль стал просто рассыпаться на куски. Максим решил не иметь дел с «Южным портом» и просто оставил машину у гостиницы «Украина». Так и стоял заброшенный «Джавелин», покрываясь ржавчиной, пока во время коммунистического субботника ее не отправили на завод «Серп и молот» для переплавки.
Но даже на каторге случались любовные истории. Рассказываем,как француженка отправилась в Сибирь и разделила горести ссылки с мужем-декабристом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: