По иронии судьбы тяжело заболевшему Ленину продлили жизнь в больнице, названной именем казненного большевиками человека. Революция разделила социум на своих и чужих, а линия фронта прошла через семьи. Боткин-отец не дожил до смены режима в России, а его сын Евгений с новой властью не боролся. Он смиренно погиб вместе с последним императором Николаем II и всей царской семьей в подвале Ипатьевского дома. Хотя имел все шансы остаться в живых. Чем судьба Боткина-младшего напоминала путь его знаменитого врача-отца, и почему первый придворный медик добровольно пошел на смерть?
Царский медик Боткин-старший
Сергей Петрович в годы службы лейб-медиком. / Фото: www.interesnyefakty.org
Сергей Петрович Боткин воспитывался в семье чаеторговца. Сережа стал одиннадцатым из 25 детей, выжили из которых только 14. Решил учиться в университете, но в медики пошел вынужденно. В том году отменили набор на все факультеты, кроме медицинского. Тогда будущих врачей учили странным вещам: лечить большинство болезней микстурой из нашатыря и рвотным камнем. Работу с микроскопом считали кабалистикой и опасным занятием. Но Боткину повезло с преподавателем: профессор Пикулин практиковал революционные методы и научил способного студента распознавать некие тайные знаки организма.
Во время дальнейшей учебы в Германии Боткин решил жениться на дочке небогатого московского чиновника - Анастасии Крыловой. Она быстро заметила, насколько поглощен наукой ее муж. После возвращения в Россию Сергей Петрович стал профессором московского университета, учредил экспериментальную клинику и возглавил лабораторию для химико-биологических исследований. Там Боткин и исследовал желтуху, выявив ее инфекционное происхождение.
В экспериментальную клинику тянулись больные отовсюду: Сергей Петрович безошибочно определял причину любого недуга и чаще всего находил верный способ излечивания. К доктору обращались и простые люди, и самые известные. Боткин лечил Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Герцена. Однажды Сергей Петрович попал на прием в Зимний дворец, когда у императрицы Марии Александровны началось кровохарканье. Боткин осмотрел государыню, прописал поездку на юг, и больше его от двора не отпускали. Новый лейб-медик императорского двора повсюду следовал за Марией Александровной, лишившись практики в лаборатории и клинике. Но не успел помочь двум собственным братьям: первый покончил с собой после апоплексического удара, а второй угас от туберкулеза.
С коллегами по военному госпиталю. / Фото: www.rusmuseumvrm.ru
В 43 года Боткин овдовел - его супруга не справилась с малокровием после четырех родов. Спустя полтора года снова женился на вдове Екатерине Мордвиновой (Оболенской). С 1877-го Сергей Петрович работал главным медиком русской армии на Балканах, но главной его обязанностью были осмотры императора, главнокомандующего и прибывающих на фронт великих князей. После встречи со старым другом Пироговым, который успешно практиковал во фронтовых госпиталях, Боткин впал в депрессию. На следующий день он взял и уехал в ближайший полевой, где на триста раненых приходилось 5 медсестер да медик-студент.
Сергей Петрович принялся непрерывно оперировать, мечась между госпиталями. Должности лейб-медика, что удивительно, его за такую выходку не лишили. После убийства действующего императора заслуги доктора высоко оценил следующий - Александр III. Но последний старался не отвлекать Боткина от его дел без крайней необходимости. И Сергей Петрович ударился в помощь бесплатным больницам. Учрежденная им клиника для инфекционных больных получила имя императора, но петербуржцы назвали ее просто Боткинской. Приезжавшие в Санкт-Петербург иностранцы являлись туда полюбоваться уровнем. Во всей Европе не было ничего подобного.
Сын, предсказавший смертельный диагноз
Боткин с семьей незадолго до расстрела. / Фото: www.stefmon.ru
Когда в 1886-м умер 5-летний сын Сергея Петровича, на него впервые накатило удушье. Придя в себя, Боткин объявил, что перенес приступ желчнокаменной болезни. Старший сын Евгений, уже успевший получить медобразование, возразил и посоветовал обратить внимание на сердце. Глава семьи фыркнул: «Не станешь же ты учить меня медицине?» Тот случай стал единственным, когда Сергей Петрович ошибся в диагнозе. Боткин умер от инфаркта миокарда, как и предсказывал его сын.
Евгений был лучшим студентом и набирался опыта, ассистируя врачам в больнице для бездомных. Но основные навыки ему передал отец. После блестящей защиты докторской диссертации его по праву считали высочайшим профессионалом в теории и практике. И вдруг преподаватель Военно-морской академии Боткин-младший решает вызваться добровольцем на войну с Японией. Та медпрактика стала для Боткина путем наверх.
После рождения у Николая II сына Алексея с гемофилией царская семья обратилась к Боткину. Он не мог излечить такое заболевание, но отлично помогал Александре Федоровне. В 1908-м Евгений Сергеевич становится личным врачом императора. В тот период он получал не самые лестные характеристики от Распутина, называвшего Боткина бостолочью. Но продолжал честно выполнять свою работу, просиживать с цесаревичем ночи напролет и облегчать его состояние из раза в раз.
Почему решил погибнуть
Передача Романовых уралсовету. / Фото: www.fruitnice.ru
Во время Русско-японской война неравнодушный к человеческой жизни Евгений повторил судьбу отца. Ведь Боткин-старший пожертвовал высокой должностью, вызвавшись лечить участвовал раненных солдат в Крымской кампании. Евгения ужасали реалии войны, но он выполнял свой долг с честью. Став в лейб-медиком Николая Второго, судьба Боткина-младшего снова пересеклась с отцовской. Правда, тогда он не представлял, каким трагичным поворотом судьбы обернется это назначение. Евгений Сергеевич посвятил царской семье девять лет усердной работы.
Своим профессионализмом и преданностью он заслужил высочайшее уважение последнего императора и его семьи. Княжон и цесаревича Боткин полюбил, словно родных детей. И когда их сослали в Сибирь, преданный лейб-медик отправился туда добровольно. Евгения Сергеевича расстреляли вместе с Романовыми. Удивительно, но большевики открыто предложили ему уехать, нуждаясь в специалистах такого уровня. «Я дал царю моё честное слово оставаться при нём до тех пор, пока он жив», – это все, что сказал Боткин.
И если медикам Боткиным удавалось десятилетиями служить при дворе, то другим везло меньше. Почему няни надолго не задерживались в императорской семье - чем они все не угодили Александре Федоровне?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: