История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0
Арт    



Работы Иеронима Босха – это безмолвные проповеди, предвещающие великую Реформацию. Был ли он истовым христианином или тайным еретиком, художник почти никогда не услаждал взор прихожан рафинированными изображениями Святого семейства или Мадонны на лугу, а безжалостно обличал пороки людей вне зависимости от их положения в обществе. Изображенные им грешники настолько изощрены в своем разврате, а адские мучения, уготованные для них Босхом, настолько фантасмагоричны, что спустя несколько веков после своей смерти художник был признан предтечей сюрреализма.


Почему «Страшный суд» Босха действительно страшный?


Даже современному зрителю, знакомому с жестокой «Новой вещественностью» 1920-ых и кровавой классикой хорроров, становится, мягко говоря, неуютно при взгляде на «Страшный суд» Босха. Какой же ужас испытывал неискушенный христианин XVI века, веривший в то, что всё изображенное правдиво! В отличие от многих других художников, Иероним Босх фокусируется на греховности человека и «воздаянии» за совершенное.

Левая створка алтаря традиционно посвящена событиям, произошедшим в раю. Однако и в цветущем саду Эдема разворачиваются сцены, свидетельствующие о том, что мир людей порочен и требует очищения. Так, на среднем плане Босх пишет сцену искушения Адама и Евы – момент, когда грех вошел в мир и с ним появилась смерть. За грехопадением последовало их изгнание из рая: за первыми людьми мчится разъяренный архангел Михаил с мечом, объятым пламенем.

Фрагмент створки с изображением рая / Фото: gallerix.ru

Фрагмент створки с изображением рая / Фото: gallerix.ru


Небо затянуло серыми тучами: на нем разворачивается сцена низвержения восставших против бога ангелов, превращающихся в демонов.

В день «Страшного суда», по мнению Босха, спасутся немногие: только несколько человек, изображенные рядом с Христом-Судией, были награждены за свою праведную жизнь, остальным же суждены вечные муки. Художник был особенно изобретателен при изображении казней: каждый грешник получил то, что заслужил.

Так, пятак монстров с удовольствием мучает обжору, заливая ему в рот жидкость из бочки, блудницу уводит в публичный дом дракон, гневливых связывают и подвешивают в самых разнообразных позах, унижая их достоинство и умиряя их пыл, а убийц – поджаривают.

Фрагмент центральной панели с изображением блудницы / Фото: gallerix.ru

Фрагмент центральной панели с изображением блудницы / Фото: gallerix.ru


Интересно, что современники Босха, создававшие алтари на тему Страшного суда, зачастую не были настолько суровы по отношению к согрешившим. Стоит вспомнить, например, «Алтарь Якопо Тани», написанный Хансом Мемлингом, нидерландским художником пятнадцатого века. Ангелы ведут ожесточенную борьбу за душу каждого человека и количество праведников, взятых на небо, как минимум не уступает количеству тех, чьи грехи перевесили благодетели.

Еще более поразительной кажется разница между алтарем Босха и православной иконографией «Страшного суда». Смотря на древнерусские иконы, мы в первую очередь видим начало вечного блаженства для благочестивых христиан, обещанное также и всем тем, кто осознает свои грехи перед Богом и вступит на путь праведной жизни. Сцены истязаний не только ненатуралистичны, но зачастую занимают настолько незначительное место в пространстве иконы, что неподготовленному взгляду трудно распознать их среди ярусов, заполненных святыми.

Икона «Страшный суд», Москва, 15 в. / Фото: icon-art.info

Икона «Страшный суд», Москва, 15 в. / Фото: icon-art.info


Православная иконография не ужасает вечными муками, а призывает покаяться – и обрести рай. Босх действует иначе. Он не увещевает, не дает надежду на спасение, а запугивает зрителя. Кошмарный пейзаж, наполненный криками боли и ужаса и веселой трактирной музыкой, занимает практически всё пространство центральной створки его «Страшного суда».

Фрагмент алтаря с изображением монстров / Фото: gallerix.ru

Фрагмент алтаря с изображением монстров / Фото: gallerix.ru


Сила воздействия изображенных художником сцен увеличивалась благодаря эффекту неожиданности: гризайльные створки алтаря со святыми, скрывавшие сцены наказания, распахивались лишь по праздникам – и прихожане ужасались тому, что ждет каждого за их грехи в день второго пришествия.

Створки алтаря / Фото: gallerix.ru

Створки алтаря / Фото: gallerix.ru

Обнаженная греховность


Если алтарь с изображением сцены страшного суда, выставлявшийся в пространстве церкви, - это наставление и напоминание о том, какая расплата ждет за человеческие пороки, почему же практически все герои оголены?

Фрагмент алтаря / Фото: gallerix.ru

Фрагмент алтаря / Фото: gallerix.ru


В Нидерландах в отличие от Италии не было античного прошлого, и обнаженное тело, даже с прикрытыми причинными местами, изображалось не так часто и в определенных иконографиях, в том числе в «Страшном суде».

За наготой кроется представление художника о том, что перед Богом все равны. Неважно, носил ли человек крестьянскую рубашку или облачение священника, он получит заслуженное наказание наравне с другими грешниками. Это также и обличение того разврата, в который впадала церковь, как например злоупотребление торговлей индульгенциями.

Псалтырь Латрелла / Фото: arzamas.academy

Псалтырь Латрелла / Фото: arzamas.academy


Восприятие телесности в работах Босха также связано со средневековыми дролери – рисунками на полях манускриптов. Многие монстры художника кажутся вышедшими со страниц иллюминированных рукописей, среди которых был также распространен тип маргиналий с изображением оголяющихся существ. Фигурки, полностью нагие или обнажающие те или иные органы, создавались не для любования совершенством человеческого тела, но как напоминание об опасности распутства и потакания греховной плоти.

В работах Босха нет ничего случайного. Каждая написанная им деталь имеет свой смысл. Сложная символика, вшитая в произведения художника, до сих пор полностью не разгадана, и количество теорий, в которых делаются попытки её истолковать, продолжает расти. О том, в каких ещё классических произведениях скрыты не расшифрованные загадки, читайте в статье
8 загадочных посланий, скрытых в произведениях искусства эпохи Возрождения

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1691
29.07.2024 12:03
В закладки
Версия для печати




Смотрите также