За несколько столетий развития русская культура подарила миру целую плеяду гениальных живописцев, произведения которых вошли в мировую сокровищницу изобразительного искусства. Среди них и прославленные художники, и незаслуженно забытые. Один из последних - талантливый мастер портретного жанра Осип Эммануилович Браз, автор знаменитого портрета А. П. Чехова из Третьяковской галереи. Имя русского художника, академика и коллекционера, в отличие от его творений, мало кому известно по весьма объективным причинам, подчиненным веяниям того времени, в которое жил и творил живописец.
Осип Эммануилович Браз - русский художник.
Осип Браз в своих работах мастерски сочетал реализм с элементами импрессионизма и модерна, он по праву считался одним из выдающихся русских живописцев-портретистов начала 20 столетия. Однако на долю художника выпали не только творческий успех, карьерный рост и счастливый семейный союз, но и арест по ложному обвинению, и конфискация коллекции, и годы лишения свободы, проведенные на Соловках, и потеря двоих сыновей и смерть жены, которую он пережил всего лишь на год.
Несколько страниц из биографии художника
Браз Осип (Иосиф) Эммануилович родился зимой 1873 года в Одессе. Художественное образование получил в Одесской художественной школе, после окончания которой в 1890 году с большой бронзовой медалью, несколько лет учился в Мюнхене и Париже, где изучал западноевропейское искусство живописи. Затем переехал в Амстердам, чтобы постичь таинство живописи старых голландских мастеров.
К вечеру (Пруд). (1900 год ). Художественный музей, Самара. Автор: Осип Эммануилович Браз.
Именно там под влиянием новаторского западноевропейского искусства начинающий мастер кардинально изменил свою живописную технику, упростив композиционное построение, но придав при этом активность цветовой гамме и декоративную выразительность. Особенно ярко такой прием проявился в пейзажной живописи и натюрмортах художника.
Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой. Автор: Осип Эммануилович Браз.
В 1895-м, вернувшись в Россию, поступает в Академию художеств, где учится в мастерской И. Е. Репина. И уже буквально через год Браз получает звание классного художника 1-й степени за портреты Д. Н. Кардовского, Ф. Э. Рушица и Е. М. Мартыновой. Портрет последней был отмечен премией от общества поощрения художников и приобретен Павлом Третьяковым для своей галереи.
Портрет Антона Павловича Чехова. (1898 год). Третьяковская галерея. Автор: Осип Эммануилович Браз.
В дальнейшие годы цикл портретов известных деятелей искусства и культуры принес живописцу широкую известность. Так, кисти художника принадлежит знаменитый прижизненный портрет Антона Павловича Чехова, над которым он работал по заказу П. М. Третьякова в 1897–1898 годах.
Великий князь Константин Константинович. Автор: Осип Эммануилович Браз.
Портретная живопись Осипа Браза в свое время с большим успехом выставлялась в Париже, Вене и Риме. В 1914 году художник был избран академиком Петербургской Императорской Академии художеств.
Портрет молодой женщины. (1890 год.) Автор: Осип Эммануилович Браз.
Ко всему прочему Осип Браз был заядлым коллекционером. Еще в молодости начинающий живописец увлекся искусством Нидерландов 17 века и к 1920-м годам собрал значительную коллекцию живописи. Также в коллекции Браза было солидное собрание произведений искусства из бронзы времен эпохи Возрождения. И нужно отметить, что именно это, казалось бы, невинное увлечение и сыграло в будущем с ним злую шутку.
Портрет Мстислава Валериановича Добужинского (1922 год ). Автор: Осип Эммануилович Браз.
Революционный переворот 1917 года в России, сломавший немало судеб среди представителей русской интеллигенции, не обошел стороной художника и его семью. Хотя сразу после революции его личная и творческая судьба складывалась весьма благополучно. Он работал в Эрмитаже реставратором, хранителем и заведующим отдела голландской живописи, а вначале 1920-х был преподавателем во ВХУТЕИНе.
Портрет неизвестной. Автор: Осип Эммануилович Браз.
Черные времена для Осипа Браза и его семьи наступили в 1924 году, когда художник был арестован по ряду ложных обвинений. Ему инкриминировали скупку произведений искусства с целью дальнейшего вывоза за границу, а также разглашение сведений о предстоящей продаже ценностей Эрмитажа и шпионаже. По судебному приговору он получил три года заключения с отбыванием срока в лагере особого назначения на Соловках. Вся коллекция живописи и скульптуры, собранная художником к тому времени, была национализирована.
Портрет графа Д.И. Толстого. Автор: Осип Эммануилович Браз.
Благодаря ходатайствам ленинградских художественных обществ и влиятельных друзей - Игоря Грабаря и Максимилиана Волошина, Осипа Браза, спустя два года, досрочно освобождают из Соловецкого лагеря без права проживания в центральных городах. Таким образом, художник был отправлен в ссылку в Новгород, где занимался разработкой фондов и реставрацией памятников. А в свободное время писал акварельные пейзажи и устраивал персональные выставки.
Графиня Елена Михайловна Толстая. (1900 год). Частное собрание. Автор: Осип Эммануилович Браз.
На протяжении двух лет художник добивался от властей разрешения на выезд из России для воссоединения со своей семьей, проживающей в то время в Германии. Разрешение в 1928-м наконец-то было получено, и Осип Эммануилович навсегда покидает Родину.
Портрет художника А.П. Соколова. (1898 год). Автор: Осип Эммануилович Браз.
Портрет художника Сергея Васильевича Иванова. (1903 год.) ГТГ / Портрет С.А.Бахрушина. (1904 год). Тульский музей. Автор: Осип Эммануилович Браз.
Дворик. (1901 год). Автор: Осип Эммануилович Браз.
Вид на Соловецкий монастырь. Соловки. (1925 год). Автор: Осип Эммануилович Браз.
Вид на Соловецкий монастырь. Соловки. (1925 год). Автор: Осип Эммануилович Браз.
Трагедия семьи Осипа Браза
Лола Ландсгоф-Браз. Портрет жены. (1906 год). Автор: Осип Эммануилович Браз.
Женился Осип на художнице Лоле Ландсгоф, приёмной дочери крупного немецкого предпринимателя и близкой подруге Любови Менделеевой-Блок. Объединенные общими интересами и творчеством, супруги жили вполне счастливо. Лола родила Осипу двоих сыновей. Однако после ареста мужа настали нелегкие времена, женщина вынуждена была покинуть Россию, дабы спасти своих детей. На то время от плохого питания у одного из мальчиков открылся туберкулез. И Лола, в надежде вылечить сына, увозит детей в Германию к своим родственникам. Мальчика не удалось спасти даже за границей. Вскоре умирает от этой болезни и второй сын. Осип, к тому времени успевший освободиться, едва успел приехать к его кончине.
Натюрморт с белой салфеткой. (1922 год). Автор: Осип Эммануилович Браз.
Убитые горем супруги Браз, перебрались в Париж, где глубокие знания и ранее приобретенный опыт позволили художнику успешно вести антикварную деятельность и вновь собрать значительную коллекцию произведений искусства. Однако в скором времени от туберкулеза скончалась Лола, жена художника. А через год, в 1936-м не стало и самого Осипа Эммануиловича.
В продолжение темы о русских художниках, оказавшихся в опале советской власти читайте: Взлёты и падения самого экспрессивного русского художника Серебряного века: Филипп Малявин.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: