Об этом человеке известно очень мало. С одной стороны потому, что он был очень скрытным и никому не открывал свою мятежную душу, а с другой стороны потому, что его жизнь оказалась необычайно короткой, промелькнувшей, словно падающая звезда на горизонте. Но то, что такие личности, как Тарковский, Шукшин и Митта отзывались о нем, как о талантливом молодом человеке, рядом с которым они чувствовали себя бездарями, стоит того, чтобы помнить его имя, которое так и не было вписано в историю советского кинематографа.
Несчастливое детство
Владимир Китайский / Фото: screenstage.ru
Его детство прошло в детском доме города Новочеркасска, куда Володя попал после смерти родителей, которых совсем не помнил. Его отец был якутом, погиб на войне, вскоре умерла и мама, оставив его на попечении тетки-цыганки, а та не захотела возиться с приемным ребенком в трудные послевоенные годы и сдала мальчика в детский дом.
В детском доме за раскосый разрез глаз ему дали фамилию Китайский, и до окончания средней школы мальчик рос в среде таких же сирот, у которых не было никого из близких.
Володя был одаренным ребенком, с детства писал стихи, любил рисовать и играл в драмкружке детского дома. Преподаватели его очень хвалили и считали способным ребенком. Но как и у всех детдомовских детей, жизнь его не была счастливой, и это наложило определенный отпечаток на его скрытный и недоверчивый характер.
Стихи его тоже были грустные, в них раскрывалась его душа, поэтому свои детские тетради со стихами он уничтожил, как только покинул стены детского дома. Ему казалось, что для него открывается новая жизнь, более счастливая, более радостная, обещающая ему большое будущее. И может быть, все именно так и сложилось бы, если бы не его израненная душа и неумение находить выход из трудных жизненных ситуаций.
Рождение таланта в мастерской Михаила Ромма
Александр Митта и другие однокурсники Владимира Китайского / Фото: kinoagentstvo.ru
Участие в драмкружке сыграло определенную роль в выборе будущей профессии. Володя решил стать режиссером и снимать хорошие фильмы. В 1954 году он легко сдал вступительные экзамены во ВГИК, поступил на режиссерский факультет, и был зачислен в мастерскую легендарного режиссера Михаила Ромма.
Его неординарные способности проявились сразу же, он был одним из самых ярких учеников и оказался в числе любимчиков знаменитого режиссера. Учившиеся с ним на одном курсе Андрей Тарковский, Василий Шукшин и Александр Митта позднее скажут, что чувствовали себя бездарями рядом с Володей, которому все давалось легко, талант был заложен в нем от природы.
Он продолжал писать стихи и в студенческие годы, но очень редко их кому-то показывал, смущался, когда его просили их почитать. Уже после его смерти их увидел поэт Евгений Евтушенко и включил несколько произведений Китайского в изданной им двухтомный сборник «Антологию русской поэзии».
Несостоявшаяся режиссерская работа Владимира Китайского
Владимир Китайский и С. Кулиш / Фото: tunnel.ru
Несколько лет обучения пролетели незаметно, впереди у будущего режиссера была дипломная работа. Китайского вместе с другими талантливыми студентами пригласили делать ее на «Мосфильме».
Именно тогда в качестве дипломных работ были сняты фильмы «Каток и скрипка» Тарковского, «Из Лебяжьего сообщают» Шукшина, «Друг мой Колька» Митта. А Китайский вместе с однокурсником, немцем Хельмутом Дзюбой взялся за проект полнометражного фильма «Причал» по сценарию Геннадия Шпаликова.
Но съемки постоянно откладывались. Сначала не везло с погодой - по сценарию действие фильма происходит на московских улицах в солнечную ясную погоду, но как назло в то лето в Москве постоянно шли дожди.
Потом возникли проблемы с главной героиней. И вот тут случилась настоящая драма, замешанная на чувстве безответной любви, которую Китайский испытывал к Людмиле Абрамовой. Только ее он видел в главной роли.
Неизвестно, то ли сама Абрамова отказалась сниматься в его дипломной работе, то ли ее кандидатуру не утвердили на худсовете, но перспектива искать другую актрису не вдохновляла Китайского. Говорят, что он попробовал обратиться к Марине Влади, рассматривал кандидатуру Светланы Светличной, но все это проходило уже без прежнего энтузиазма.
Пока продолжались поиски актрисы, в события вновь вмешалась непогода. Съемки были отложены на неопределенный период, и съемочная группа была распущена.
Роковая любовь и уход из жизни
Людмила Абрамова и Владимир Китайский
Никто не предполагал, что первая неудача на «Мосфильме» и череда последующих событий станут для Владимира неразрешимой проблемой, с которой он не сможет справиться.
Его выселили из студенческого общежития, поскольку он уже считался выпускником ВГИКа, квартиры в Москве у него не было, и ему приходилось перебиваться у товарищей. На «Мосфильме» ему предложили должность ассистента в разных группах, пока не будет получено разрешение на продолжение съемок.
Но главная проблема заключалась в том, что его отношения с Людмилой Абрамовой в этот период как раз подошли к завершающему финалу. Хотя отношений никаких и не было, девушка из интеллигентной московской семьи благосклонно принимала ухаживания Китайского, но при этом не давала никакой надежды и постоянно намекала, что он «герой не ее романа».
Поэтому когда через полгода пришел приказ о продолжении съемок его дипломной работы, Китайский был уже в глубокой депрессии и потерял всякий интерес к жизни.
Однажды он отправился в подмосковный лес, достал из чемоданчика белую рубашку, переоделся и направился к ближайшему дереву с веревкой в руках. Его нашли повешенным через несколько дней.
Спустя много лет его идеи нашли воплощение в легендарных фильмах Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Геннадия Шпаликова, а мир так и не увидел ни одной работы талантливого режиссера Владимира Китайского.
Людмила Абрамова тяжело переживала эту трагедию, стоя у могилы Китайского, она дала себе слово выйти замуж за того, кто первый сделает ей предложение. Этим человеком оказался Высоцкий, предложение о браке которого она приняла в первый же день знакомства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: