Музыка   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Один из самых любимых и популярных советских бардов родился в атеистической стране, где даже упоминание о Боге допускалось в качестве отрицания и пропаганды атеизма. Он происходил из семьи кадрового офицера, где строго придерживались советской идеологии и не признавали религиозных обрядов, поэтому в детстве он не был крещен. Однако, по свидетельствам некоторых очевидцев, крещение он все-таки принял уже в зрелом возрасте, причем по армянским канонам. Действительно ли это произошло и что стало причиной такого решения, попробуем рассмотреть в этой статье.

Владимир Высоцкий и религия


Владимир Высоцкий с отцом и мамой Женей / Фото: autoparus.by

Владимир Высоцкий с отцом и мамой Женей / Фото: autoparus.by

Детство Владимира Высоцкого проходило в послевоенное время, когда атеизм был основой государственной идеологии, и верить в Бога было не только не модно и не популярно, но и просто опасно - за это исключали из комсомола, увольняли с работы, лишали всяческих привилегий и просто считали сумасшедшим. Верующий человек практически всегда становился изгоем общества.

Однако несмотря на то, что мышление Высоцкого формировалось под влиянием окружающей советской действительности, он с детства много читал, постоянно развивал свой кругозор, искал ответы на сложные духовные вопросы. Его внутренний мир был необычайно богат, поэтому наверняка его интересовали духовно-философские и религиозные темы.

Это можно видеть из его поэзии, где даже в ранних произведениях прослеживается духовная тематика и религиозные мотивы, встречаются упоминания о церквях, куполах, колокольнях, лампадах и крестах, называются имена многих святых. В некоторых своих произведениях он напрямую обращается к Богу в поиске ответов на вопросы, которые его тревожили в разные периоды жизни.

Владимир Высоцкий с мамой Женей

Владимир Высоцкий с мамой Женей

В то время это было смелым откровением, хотя не только из-за темы религии поэт и певец Высоцкий с самого начала своего творчества оказался в опале. В своих произведениях он поднимал многие вопросы, о которых не принято было говорить открыто. Из-за этого при жизни он и не был признан, как поэт, не увидел ни одного сборника своих стихов, не мелькал в телевизоре, и не попал в официальные круги литераторов и музыкантов, хотя его песни звучали из каждого окна.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним


Владимир Высоцкий / Фото: belta.by

Владимир Высоцкий / Фото: belta.by

Если сравнить поэзию Владимира Высоцкого с творчеством других авторов того времени, можно сделать поразительный вывод - в его произведениях, пожалуй, больше всего религиозных образов, чаще всего православной тематики. Они постоянно повторяются, встречаются даже отсылки к Библии, но главное - слово «Бог» упоминается в его произведениях в прямом и серьезном значении, что в ту пору встречалось довольно редко.

Фразы «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним», «Может, кто-то, когда-то поставит свечу мне за голый мой нерв, на котором кричу», «Я не люблю насилья и бессилья, вот только жаль распятого Христа» - наводят на мысль, что Высоцкий был верующим человеком. Хотя многие его современники это отрицают и считают эти строки простой фразеологией.

В частности, Марина Влади говорит о том, что Высоцкий не верил в Бога. На похоронах поэта она даже отказалась положить ему ладанку в гроб, хотя потом уступила, увидев расстроенные лица близких друзей.

А вот сын поэта Никита и его мать, вторая жена Высоцкого, Людмила Абрамова, утверждают обратное. Они говорят, что учитывая реалии того времени, когда близкие люди могли пострадать из-за его веры, он не демонстрировал ее публично, и ни с кем не обсуждал эту тему, но вера всегда жила в его душе.

Людмила Абрамова как-то сказала, что Высоцкий пришел к ней перед своей поездкой в Армению, где собирался пройти крещение, хотя согласно других источников это решение пришло к нему спонтанно, когда он уже находился в этой стране.

Владимир Высоцкий и Левон Кочерян / Фото: sarkuban.ru

Владимир Высоцкий и Левон Кочерян / Фото: sarkuban.ru

Почему именно Армения была выбрана им для этого обряда - существует несколько версий, но ни одна из них не может претендовать на истину.

Армянское окружение с детских лет


Друзья юности Эдмонд Кеосаян, Левон Кочарян и Владимир Высоцкий

Друзья юности Эдмонд Кеосаян, Левон Кочарян и Владимир Высоцкий

Армянская тема была близка Владимиру Высоцкому с самого детства. После развода родителей и его переезда к отцу в девятилетнем возрасте он воспитывался «мамой Женей» - так Высоцкий нежно называл свою мачеху, Евгению Степановну Лихалатову, в девичестве Мартиросову. Она была армянкой, которой в детстве чудом удалось выжить во время известных армянских погромов в Баку. У них с Володей всегда были добрые отношения, и она наверняка рассказывала ему о своей родине.

Первая творческая тусовка, в которую волею случая попал будущий поэт и бард, находилась на квартире его армянского друга Левы Кочаряна - сына народного артиста СССР Сурена Кочаряна.

Здесь, на Большом Каретном, в ту пору собирались известные поэты, художники, актеры. Именно здесь были сделаны первые записи песен Владимира Высоцкого на магнитофон. Здесь он познакомился с такими легендарными личностями, как Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Эдмонд Кеосаян.

Можно с уверенностью сказать, что сам Левон Кочарян и его армянское окружение, связанное с легендарными именами, оказали огромное влияние на становление личности Высоцкого. Он всегда с благодарностью вспоминал времена, проведенные на Большом Каретном, и целый цикл его стихов посвящен этому периоду.

Армянские друзья Владимира Высоцкого / Фото: sarkuban.ru

Армянские друзья Владимира Высоцкого / Фото: sarkuban.ru

В жизни Высоцкого было много друзей, но особая дружба связывала его с армянским писателем и переводчиком Давидом Карапетяном, который никогда не хвастался их дружбой, а после смерти Высоцкого написал книгу воспоминаний «Высоцкий. Между словом и славой». Многие называют эту книгу самой правдивой и сильной из всех книг, написанных о Владимире Высоцком.

Поездка в Армению и авария, чуть не унесшая жизнь поэта


Владимир Высоцкий со своим другом Давидом Карапетяном

Владимир Высоцкий со своим другом Давидом Карапетяном

Владимир Высоцкий побывал в Армении в 1970 году, приехав туда на своем автомобиле вместе с Давидом Карапетяном, который помог организовать его концерт в Ереване. В то время Высоцкий уже был популярным бардом, но еще не был женат на Марине Влади, они только начинали встречаться, поэтому он находился под бдительным негласным контролем КГБ.

Во время выступления, которое проходило в каком-то закрытом учреждении с хорошо сервированными столами, Высоцкий обратил внимание, что никто не записывает его песни на магнитофон. Он решил, что это хороший знак, значит можно петь на любые запрещенные темы, не опасаясь, что пленки попадут в КГБ.

После прекрасно проведенного вечера он поинтересовался, кто все эти люди, которые так тепло его принимали, на что получил ответ: «Сотрудники КГБ Армении». И видя реакцию, его тут же поспешили успокоить: «Не переживайте, приезжайте к нам еще!».

Высоцкий пробыл в Армении больше недели, посетив многие исторические места и местные достопримечательности, он был в восторге от красоты этой древней страны, ее монастырей и храмов. По воспоминаниям Карапетяна, увидев на утесе два красивейших христианских храма, словно врезавшихся в озеро Севан, попросил отвезти его туда.

Владимир Высоцкий и Сергей Параджанов / Фото: sarkuban.ru

Владимир Высоцкий и Сергей Параджанов / Фото: sarkuban.ru

На одной из горных дорог друзья попали в жуткую аварию, машина была разбита, а им чудом удалось отделаться несколькими легкими царапинами. По утверждению некоторых очевидцев, именно это стало причиной, по которой Высоцкий решил принять крещение, и сделать это именно там - в стране, народ которой первым в истории принял христианскую веру.

Было ли крещение в армянской церкви


Владимир Высоцкий / Фото: sevastopol.su

Владимир Высоцкий / Фото: sevastopol.su

До сих пор достоверно неизвестно, произошло ли крещение Владимира Высоцкого в армянской Апостольской церкви. С одной стороны, не сохранилось никаких документальных свидетельств, фотографий, актов регистрации этого события, и даже достоверное место нахождения этой церкви неизвестно.

Таким местом мог стать древний монастырь Севанаванк, поразивший Высоцкого своим великолепием, или монастырь Хор-Вирап с видом на величественный Арарат. Это могло произойти и в соборе Эчмиадзина, считающегося главным духовным центром армянского христианства.

С другой стороны, понятно желание Высоцкого сохранить таинство обряда и не предавать это событие огласке, чтобы не осложнять жизнь себе и своим близким людям. По этой причине знаменитому барду легко могли пойти навстречу и не делать никаких записей в церковных книгах.

Кроме того, следует учитывать, что Армянская Апостольская Церковь считается в большей степени национальной, и крещение в ней людей неармянской национальности - событие довольно редкое, поэтому сохранить этот обряд в тайне было тоже в интересах священников.

Но как бы там не было, в Армении с почитанием относятся к таланту Владимира Высоцкого и верят, что именно там, в стране уникальной культуры, древних традиций и первых христиан, он принял свое крещение и ушел в мир иной по-настоящему верующим человеком.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1980
18.03.2024 10:26
В закладки
Версия для печати




Смотрите также