Старший сын Петра I, царевич Алексей, был, пожалуй, одной из самых загадочных фигур российского царствования. До сих пор историки не могут прийти к единому мнению, кем он был на самом деле: противником преобразований отца, воинствующим мракобесом или же просто слабым человеком с трудной судьбой. Но в любом случае в историю Алексей Петрович вошел как нелюбимый сын царя. Что же послужило противостоянию родных людей? Как складывались отношения, и чем закончилось противоборство отца и сына?
Детство Алексея
Алексей Петрович был рожден в феврале 1690 года, когда его отцу, Петру I, было всего 18 лет. Брак Петра Романова с Евдокией Лопухиной, матерью Алексея, был не по любви, а скорее результатом давления со стороны его матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной. Первый год брака был относительно счастливым, но вскоре Пётр охладел к своей жене, увлекшись Анной Монс, которая стала его фавориткой на долгие 10 лет. К слову, с ней Петр I познакомился в тот же год, когда у него родился первенец.
Петр I и Евдокия Лопухина в молодости.
Детство Алексея прошло во дворце его бабушки, Натальи Кирилловны, которая старалась уделять внуку много времени. Однако влияние матери, Евдокии, было гораздо сильнее. С 6 лет Алексей воспитывался под присмотром Никифора Вяземского, который часто подвергался физическим наказаниям от своего воспитанника.
Не меньше доставалось и духовному наставнику Алексея, Якову Игнатьеву. Однажды во время исповеди юный царевич признался Игнатьеву, что желает смерти своему отцу. Этот эпизод свидетельствует о сложных отношениях в семье, которые в дальнейшем только усугублялись.
Заточение матери
История семьи Петра Великого – это не только рассказ о великих реформах и победах, но и драматическая сага о семейных конфликтах и трагических потерях. С самого рождения Алексей оказался втянут в водоворот политических интриг. Когда ему было 8 лет, его мать заточили в монастыре. Причиной этому стала опала царицы, обвиненной в заговоре.
Царевич Алексей часто навещал свою мать в монастыре.
Хотя официальная версия гласила о том, что Евдокия, будучи женой Петра I, не могла принять его реформы и стремилась вернуть старые порядки, многие историки считают, что причиной опалы стала личная неприязнь Петра к Евдокии, а также желание избавиться от неугодного наследника престола.
Алексей, глубоко привязанный к матери, так и не смог принять разрыв родителей. С юных лет он испытывал к матери глубокую симпатию, отстаивая ее права и нередко навещая в Суздальском монастыре, чем вызывал гнев Петра I. Отец видел в сыне и прежней супруге серьезную угрозу своей власти. Доказательством этого является записка, найденная в покоях Евдокии.
В ней ее соратники называли Евдокию не инокиней, как полагалось, а государыней. В записке также был упомянут и царевич, причем на первый взгляд, слова о нем больше похожи на формальное проявление вежливости, однако царь и его сторонники усмотрели в них заговор бывшей жены и старшего сына.
Алексей Петрович Романов.
Петр I, обладавший проницательным умом, всегда чувствовал недоброжелательное отношение наследника. Это подтверждается и частой сменой наставников царевича. Одни не устраивали самого Петра, другие — Алексея. Особое влияние на мировоззрение Алексея оказал дипломат Генрих фон Гюйссен, служивший при дворе Петра I и занимавшийся переводом документов.
Неугодный наследник
История царевича является трагическим примером того, как политические амбиции и личные конфликты могут разрушить человеческие жизни. Алексей Петрович был слабым и нерешительным человеком, в отличие от амбициозного и жестокого Петра I. Царь видел в Алексее препятствие на пути своих реформ и мечтал о наследнике, который разделял бы его взгляды. Единственное, чем мог помочь Алексей государству, по мнению его отца, — удачно жениться.
Естественно, поиском невесты царь занимался сам, не учитывая мнение сына. И для этой роли он выбрал немецкую принцессу Шарлотту Кристину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую, так как ее родная сестра Елизавета Кристина была женой императора Карла VI, чья поддержка была бы хорошим подспорьем в предстоящей борьбе с турками.
Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская не хотела выходить замуж за русского царевича.
Знакомство Шарлотты и Алексея произошло весной 1710 года в Шлакенверте. Стоит отметить, что немецкая принцесса не хотела выходить замуж за русского наследника. Она до последнего надеялась, что в жены царевичу выберут не ее, а Антуанетту Амалию. Но уже весной следующего года был подписан контракт о бракосочетании. Свадьбу же отпраздновали осенью 1711 года.
«…оно даёт мне некоторую возможность думать, что московское сватовство меня ещё, может быть, минует. Я всегда на это надеялась…» - писала принцесса деду о предстоящих смотринах.
В браке Шарлотта родила царевичу двоих детей – Наталью и Петра, который в будущем стал императором Петром II. К сожалению, спустя несколько дней после рождения сына Шарлотта скончалась. По мнению современных исследователей, причиной смерти 21-летней женщины стал перитонит, но до сих пор точная причина неизвестна. И в скором времени царевич Алексей завел роман с 15-летней крепостной Ефросиньей.
Бегство и вынужденное возвращение
С самого начала отношения отца и сына были омрачены взаимным непониманием. Пётр I, одержимый идеей модернизации России, видел в сыне препятствие на своем пути. Петр I не мог допустить воцарения человека, пусть и своего сына, который пустит под откос дело всей его жизни. В письмах к Алексею он не стеснялся в выражениях, называя его «удом непотребным» и утверждая, что «лучше будь чужой добрый, нежели свой непотребный».
Такое отношение отца, основанное на глубоком разочаровании и, возможно, даже страхе перед тем, что сын может унаследовать трон и разрушить его реформы, угнетало Алексея. Ситуация усугубилась с рождением наследника от второй супруги Петра I, Екатерины I.
В своих письмах к отцу Алексей писал, что на престол не претендует ни сейчас, ни после. Он лишь просил себе пожизненное обеспечение. Но Пётр I, не доверяя сыну, не прекращал попыток заставить Алексея постричься в монахи. Эта идея, которую Пётр впервые выдвинул ещё в 1716 году, была продиктована желанием устранить своего сына от власти и обеспечить преемственность реформ. Алексей, едва достигший 26 лет, отказывался подчиняться.
Дети царевича Алексея - Петр II Алексеевич и Наталья Алексеевна.
Давление на царевича увеличивалось с каждой неделей. Алексей Петрович, не имея силы и решимости, как у его отца, не мог больше сдерживать натиск царя. Он решился на бегство. Царевич скрылся в Вене и обратился за помощью к императору Карлу VI.
Петр I приказал искать сына, а также отправил послание австрийскому императору, в котором обещал, что не нанесет никакого вреда Алексею. Император Австрии, не желая портить отношения с Россией, не мог дать беглецу убежища. Тем более что Петр I, понимая, что отъезд Алексея за границу без разрешения равносилен измене, начал давить на австрийцев.
Через дипломата Петра Толстого царь послал сыну письмо, в котором писал: «Обнадеживаю и обещаюсь Богом и судом его, что никакого наказания тебе не будет, но лучшую любовь покажу тебе, ежели воли моей послушаешь и возвратишься».
Карл VI (слева) не хотел портить отношения с Петром I (справа), поэтому не дал убежища царевичу.
Алексей, рассчитывающий на помощь австрийцев и не веря отцу, отказался вернуться. Это было фатальной ошибкой. Пётр I перестал скрывать свою ярость. Он обвинил сына в измене и начал готовиться к его возвращению в Россию. А для царевича возвращение стало единственным вариантом.
После скитаний по Европе царевич, опасаясь гнева своего отца Петра I, решил вернуться в Россию и просить прощения. В манифесте, изданном в 1718 году, Алексей отрекся от престола в пользу своего брата Петра Петровича, демонстрируя желание примириться с отцом. Однако первая встреча царя с сыном не предвещала примирения. Пётр I был разгневан бегством Алексея и заподозрил его в заговоре против себя. Царь потребовал от сына признания в участии в заговоре и выдачи его единомышленников, поставив Алексею ультиматум:
«Понеже вчерась прощение получил на том, дабы все обстоятельства донести своего побегу и прочего тому подобного; а ежели что утаено будет, то лишен будешь живота;… ежели что укроешь и потом явно будет, на меня не пеняй: понеже вчерась пред всем народом объявлено, что за сие пардон не в пардон».
Алексей Петрович, оказавшись перед лицом грозного отца, старался угодить ему, подробно рассказывая о своем бегстве и очерняя своих приближенных. Но его показания были далеко не правдивыми. Ефросинья, крепостная девушка, которая была любовницей царевича, открыла правду о действиях Алексея Петровича, разоблачив его ложь. Исходя из этого, Алексей Петрович действительно строил амбициозные планы и стремился занять престол.
Гибель царевича
По решению суда в 1718 году царевич был признан виновным в измене и приговорен к смертной казни. Официально его смерть была объявлена как результат удара, который он получил в Петропавловской крепости. Однако в XIX веке были найдены записи в архивах, указывающие на пытки, которым подвергся царевич перед смертью. Эти пытки могли стать причиной его преждевременной кончины.
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» — картина русского художника Николая Ге (1871).
В записях Петра I говорится, что Алексей, узнав о смертном приговоре, позвал отца к себе, исповедался ему, попросил прощения и скончался. Согласно версии правителя, христианская душа его сына не вынесла обвинения в предательстве. Так что история смерти Алексея Петровича остается неразгаданной, а правда о том, что произошло в стенах Петропавловской крепости, вероятно, будет вечно закрыта за пологом тайны.
Ясно только то, что жизнь царевича могла сложиться иначе, если бы он не решил бросить вызов тому, кто изначально был гораздо сильнее его. Это стало фатальной ошибкой царевича. А вот как сложилась судьба внучки Петра I, почему ее тайно вывезли из Европы в Россию и заперли в монастыре - читайте в следующем материале.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: