Детство и юность «арапчика»
Пушкин был сообразительным и талантливым ребенком./ Фото: https://cdn.tripster.ru/
В детстве будущий поэт отличался необычной внешностью, которая не оставляла равнодушными окружающих. Михаил Макаров, часто гостивший у Пушкиных, описывал смешной эпизод из детства поэта: в раннем детстве Сашенька был не самым высоким мальчиком, имел африканские черты лица, которые сохранились и во взрослом возрасте. Его лицо обрамляли крутые кудри, такие пышные, что это вызывало удивление у окружающих. Дмитриев заметил, что Пушкин похож на арапчика, и ребенок ответил, что он хотя бы не похож на рябчика. Этот ответ показал, что уже в детстве Пушкин имел острую наблюдательность и умение подбирать остроумные рифмы.
Будучи подростком Пушкин продолжал развивать свои литературные способности. Однокурсник поэта Комовский вспоминал, что Александра очень привлекала словесность, особенно французская и русская. Его любовь к французскому языку была так велика, что однокурсники шутя прозвали его французом. Кроме того, его внешность и отдельные привычки были причиной, по которой его называли «помесь обезьянки с тигром». Необычные черты лица и смуглый цвет цвете кожи делали Александра особенно заметным на фоне светловолосых и светлокожих сотоварищей. Возможно, в этом прозвище было не только шутливое отношение к внешности Пушкина, но и некое восхищение его непокорным характером и необыкновенной энергией, сравнимой с силой диких животных.
Противоречивые описания
Портрет кисти Василия Тропинина./ Фото: https://femmie.ru/
Внешность Пушкина была предметом обсуждения среди знакомых, и все они по-разному описывали поэта. Так, друг Пушкина, Иван Пущин, вспоминал, что Александр, которого он навестил в ссылке, показался ему более серьезным, чем всегда, но сохранившим свою живость и веселость. Внешне поэт почти не изменился, разве что бакенбарды стали более густыми.
Историк Михаил Погодин столкнулся с Пушкиным после его возвращения из Михайловского, когда тот читал своим знакомым «Бориса Годунова». Тогда Погодин описал Пушкина как человека «низенького», с длиннющими кудрявыми локонами, который общался без кривляний, но с вертлявостью, имел живой и бодрый взгляд и очень приятный тембр голоса.
По воспоминаниям журналиста Владимира Бурнашева, который увидел в Санкт-Петербурге 1830-х годов знаменитого поэта, тот был невысоким господином с длинными волнистыми, всклокоченными волосами темно-русого цвета, со смуглым, но в то же время бледным лицом в обрамлении огромных бакенбардов. Черты лица были необычны, как у мулата: нос слегка приплюснутый, губы ярко красные и полные, а открытые веселой улыбкой зубы отличались исключительной белизной.
Несмотря на признание его гения, внешность Пушкина не всегда вызывала одобрение у современников. Анна Оленина, которая была дочерью президента Академии художеств (поэт даже предпринимал попытки ухаживать за ней), писала в дневнике, что Бог наделил Александра неповторимым талантом, но не дал ему привлекательной внешности. Арапский профиль не добавлял красоты, как и огромные бакенбарды, почти всегда растрепанные волосы, крючковатые ногти и невысокий рост.
Действительно, рост Пушкина был невелик — примерно 167 сантиметров. При этом поэт отличался худобой. Рост Натальи Гончаровой, ставшая его женой, был больше, чем у мужа, что вызывало сплетни. Однако многие современники Пушкина отмечали приятные черты его внешности. Вера Нащокина писала, портреты Александра, сделанные при его жизни, не отражали полностью истинный образ Пушкина, особенно глаз, отражающих множество дум и переживаний, кипящих в душе великого поэта. Она уверяла, что никогда в жизни не видела таких глубоких и выразительных очей, как у Пушкина.
Самоирония великого Пушкина
Автопортреты Александра Пушкина.
Сам Пушкин, несмотря на признание его таланта, не был доволен своей внешностью. Он часто шутил над собой и даже принял прозвище, придуманное его однокашниками из Лицея: «Смесь обезьяны с тигром». Денис Давыдов, поэт и герой Отечественной войны 1812 года, писал, что Александр как то раз сказал о себе, что он «потомок негров безобразный». А к классическому портрету О. А. Кипренского он отнесся с иронией и признал, что тот его украшает.
Эта самоирония отражает сложный внутренний мир Пушкина, где сочетались гордость и некоторая неуверенность в себе. Он был не похож на аристократов своего времени, и это вызывало у окружающих как восхищение, так и раздражение. Как бы Пушкин ответил на прямой вопрос о своей внешности? Возможно, он сказал бы что-то в стиле своих стихов: “Я не красавец, я не богач, но в душе моей огонь горит ...” Сегодня сложно утверждать, что это было бы именно так, но поэт наверняка понимал, что истинная красота не в красивых чертах лица, а в душе, в творчестве.
Пушкин не стал заложником возможных комплексов. Он продолжал творить, любил, жил полной жизнью. Он оставил после себя богатое наследие и до сих пор вдохновляет любителей поэзии.
В 1829 году Пушкин второй раз путешествовал по Кавказу. Он разговаривал с жителями горных аулов, расспрашивал их с любопытством, все сведения воспринимал с большим интересом, стремясь узнать больше о новых загадочных территориях Российской империи. Пушкин стал невольным участником комичной ситуации, которая чуть не превратилась в неприятность. По просьбе поэта переводчик сказал местным жителям, которые были удивлены нестандартной внешностью Александра, что тот — шайтан, найденный русскими высоко в горах совсем малышом. Невинный обман вызвал странную реакцию: дети принялись швырять камни в поэта и переводчика, стремясь изгнать незваных гостей.
После того как не стало гениального поэта, его супругу Наталью Николаевну стали повсеместно обвинять в гибели мужа: Почему Наталью Гончарову винили в гибели Пушкина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: