Высокие стремления привели 18-летнего Матиаса Руста в Москву, но не как туриста на законных основаниях, а как нарушителя границы. Он совершил перелет на обычном спортивном самолете, который угнал во время своего путешествия. Им двигало желание встретиться с Горбачевым, но всех удивило другое – как легко иностранцу удалось невредимым долететь и приземлиться у Кремля. Его не сбили, более того, получив статус «свой», он долетел до Московского округа. Во всех действиях прослеживается странная слаженность, будто для него специально расчистили дорогу на Красную площадь. В любом случае это привело к чистке высшего командования, которой не видели 50 лет, со времен руководства Сталина.
Решение Матиаса Руста лететь в Москву
Матиас Руст. / Фото: alternathistory.ru
Матиас Руст с 5 лет мечтал о полетах после посещения с отцом аэродрома. Свою мечту он осуществил, получив в 18 лет лицензию пилота в аэроклубе Гамбурга. Молодость и возвышенные стремления подтолкнули его на безрассудный поступок, который он так назовет много лет спустя. 80-е годы были напряженными в отношениях между СССР и ФРГ, и Матиас решил создать воображаемый воздушный мост между странами. На такое мог пойти либо очень уверенный человек, либо это была спецоперация.
Матиас арендовал в клубе легкий самолет «Сессна-172 Скайхок», чтобы совершить полет по разным странам. Чтобы ему хватило топлива, он вместо задних сидений установил дополнительные баки и отправился в полет 13 мая 1987 года. Его путь лежал через Северное море к аэродрому на Шетландских островах, далее к Фарерским островам, а 15 мая достиг Исландии. Осматривая достопримечательности, он посетил место проведения саммита с Горбачевым и Рейганом, и его охватили эмоции сожаления о том, что результат не был положительным. Ему захотелось установить мир и дружбу между странами, поэтому возникла мысль лично встретиться с Горбачевым. Идея казалась безумной, так как понимал, что придется нарушить границу и долететь до Москвы. На случай, если в последний момент сомнения и страх возьмут верх, он выбрал точку, от которой можно было повернуть не на Москву, а вернуться к ранее запланированному маршруту.
Курс на Москву: Матиаса искали как потерпевшего крушение
Маршрут Матиаса Руста. / Фото: laminarts.ru
В Хельсинки Матиас прибыл 25 мая, а 28-го начал воплощать свой дерзкий план полета в Москву. Он пришел на аэродром и полностью заполнил баки топливом. За время длительного полета он уже чувствовал, что приобрел опыт в управлении самолетом и может справиться с ним даже в сложных ситуациях. Диспетчерам он предоставил план на 2 часа полета с маршрутом в Стокгольм, и в 13:21 по московскому времени взлетел. Уже через 20 минут его самолет был потерян из поля зрения диспетчеров и радаров.
Встревоженные диспетчеры забили тревогу. Была сразу организована спасательная операция, и в 40 километрах от Финского залива увидели пятно, которое натолкнуло на мысль, что случилась авиакатастрофа. Чтобы убедиться в происшедшем и оказать помощь пострадавшему пилоту, была организована поисковая экспедиция, которая, конечно же, ничего не нашла. Но на поиск было затрачено много людей, сил и средств, и позже Матиасу выставили счет за это в размере 100 тысяч долларов.
Полет по СССР: никто не мешал и не останавливал
Сессна - самолет Матиаса Руста. / Фото: www.gazeta.ru
В качестве ориентиров Матиас взял озера и железнодорожный путь Ржев – Москва. Подстроившись под международную воздушную линию, он летел низко под ней. В 14:10 его самолет попал в зону отслеживания ПВО. Однако сбивать его боялись, к тому же такого приказа не поступало. Военные подразделения действовали осторожно, так как помнили инцидент со сбитым пассажирским самолетом над Сахалином. После этого был отдан приказ не сбивать гражданские самолеты, а самолет Матиаса не был похож на военный объект, скорее он относился к спортивным самолетам.
Пока в округе решали, что делать с самолетом, он пересек границу другого, поэтому ответственность легла на плечи этого командования. Но так получилось, что в районе Пскова как раз начались учения, и самолет Матиаса попал в их число, ему автоматически был присвоен статус «свой». Над Селигером его можно было видеть, но в нем не заподозрили ничего опасного, потому что как раз проводилась спасательная операция на месте катастрофы, вызванной столкновением двух самолетов.
Матиас Руст достиг своей цели
Руст в Москве на Красной площади. / Фото: dzen.ru
Военные долго думали, какой характер присвоить непонятному самолету. Но когда осознали, что в небе находится чужой борт, он уже пересек границу Московского округа, попав под зону действия московского ПВО. Для идентификации самолета в воздух был поднят МиГ-21. Однако Матиас летел на минимальной скорости, а истребитель на большой, поэтому он не мог просто сопровождать «Сессну», а только пролетел мимо, определив характер самолета и доложив, что это спортивный объект. Никто не пытался сбить Матиаса, потому что не поступало приказа, решение затягивали, а информацию не передавали вовремя. Тем временем пилот достиг центра Москвы, и сбивать его над этим местом было бы неразумно и опасно.
Матиас сделал несколько кругов над Красной площадью, но, поняв, что для посадки ему не хватает места, повернул к Большому Москворецкому мосту. Он успешно совершил посадку и спокойно вырулил к собору Василия Блаженного. В 19:10 Руст ступил на Красную площадь и целый час спокойно раздавал автографы, фотографировался и общался с иностранными туристами, пока его не арестовали за нарушение порядка.
Матиас Руст признан хулиганом: срок 4 года и отправка домой
Матиас Руст на суде. / Фото: dzen.ru
Суд над Матиасом Рустом начался 2 сентября 1987 года. Его поступок был признан хулиганским действием, так как посадка самолета в оживленном месте угрожала жизни людей. Однако самым серьезным обвинением стало пересечение границы СССР без разрешения. Матиас объяснил свой поступок как акт мира и призыв к дружбе. Через два дня суд вынес приговор – 4 года тюремного заключения.
Освобождение Матиаса Руста по амнистии. / Фото: rtl.hu
На деле пилот пробыл в заключении 432 дня, после чего был освобожден по амнистии, подписанной Андреем Громыко, и отправлен обратно в ФРГ.
Чистка генералов СССР из-за полета Матиаса Руста
Маршал Александр Колдунов и министр обороны СССР Сергей Соколов. / Фото: kulturologia.ru
Инцидент с Матиасом был описан многими газетами, в которых выдвигались разные версии произошедшего, и ставилась под сомнение безопасность граждан в столь плохо охраняемом воздушном пространстве. Поэтому начались чистки среди виновных, в результате которых было снято более трех десятков офицеров вместе с генералами. В отставку подали министр обороны Сергей Соколов и командующий ПВО Александр Колдунов. Такое событие сравнили с 1937 годом, когда Сталин провел столь же масштабную чистку.
Происшествие прокомментировал бывший офицер ПВО Юрий Кнутов. Ситуация с Рустом на самом деле не настолько проста, как кажется на первый взгляд, а его приземление – это звенья одной цепочки, когда несогласованность действий военных привела к данному результату. Руст не отвечал, потому что отключил связь, а сбивать его не могли из-за запрета, истребители-перехватчики не поднимали без острой необходимости. Все это позволило самолету Руста зайти вглубь страны. К тому же разделение на округа мешало единой работе: ПВО подчинялись командующему округа, а те, в свою очередь, – главкому войск ПВО. Так случилось, что все старались осторожничать, чтобы не вызвать бурю в стакане.
Руст летел низко, что иногда мешало радарам определить самолет как летательный объект. Его принимали то за стаю птиц, то он вовсе из-за туч пропадал с радаров. Военным приходилось связываться с гражданскими аэродромами, чтобы не ошибиться, но Матиас успевал за это время пролететь контролируемый ими отрезок.
Самолет Руста над Красной площадью. / Фото: newrezume.org
Много странностей связано с полетом Руста: он совсем не опасался, что его могут сбить, хотя это первое, что должно было сделать ПВО. К тому же автоматизированная система управления в Московском округе могла бы легко определить самолет, но именно утром 28 мая она была отключена. Причиной назвали проверку, хотя система работала без проблем, и ее уже проверяли буквально накануне. То есть система была рабочей, но по просьбе непонятных промышленников ее отключили.
Никто не сомневался, что если бы маршал Колдунов знал о самолете, то дал бы приказ на его уничтожение. Но не имея на руках характеристик нарушителя, генералы и командиры ПВО его об этом не уведомили. Отчасти виновата система передачи данных из округов, когда доклад о нарушителе был не обязателен и делался по факту передачи дежурства. К тому же генерал Мельников боялся маршала Колдунова и не решился рассказать о проблемах генералу Тимохину, который передавал данные выше.
Есть версия, что полет Руста был запланирован спецслужбами ФРГ, США и не без участия СССР. В подтверждение приводят: отключение системы опознавания, снятие трамвайных проводов на мосту, которые могли помешать посадке самолета, мастерское приземление после нескольких кругов над площадью и остановку транспортных средств сотрудниками ГАИ. Когда Руст приземлился, его уже ждали репортеры, и пилота целый час не арестовывали. Мог ли Горбачев знать об операции, если она действительно существовала? Скорее всего – да, поскольку провести такое в таких масштабах без согласия верхушки было бы невозможно. Тогда можно допустить, что это было сделано для проведения чистки и устранения неугодных из Министерства обороны и других округов.
Матиас Руст дома: характеристика не блещет
Матиас Руст. / Фото: rus.team
По возвращении домой Руст стал жить своей обычной жизнью, хотя она не была спокойной, как у обычных порядочных граждан. Два раза попадал под суд: первый раз ранил медсестру и получил 4 года, хотя вышел на свободу через 15 месяцев. А второй раз, когда украл кашемировый свитер.
Матиас Руст в Москве. / Фото: rtl.hu
В России Руст побывал еще раз, но уже законно, хотя со странным пожеланием – встретиться с Горбачевым. Он три недели пытался добиться встречи, но так и не получил разрешения. Затем Матиас перебрался в Тринидад, где нашел себе жену-индианку, дочь богатого торговца. С ней он вернулся в Германию, но жажда приключений не угасла. Деньги получал, играя в покер и давая уроки по йоге.
В СССР осуждалось все, что было связано с заграницей, поэтому и стиляги попали в запретный список как вызов моральным и этическим нормам. Они довели Никиту Хрущева до «белого каления», когда подстроили театральный правительственный кортеж. На этом их кутеж прекратился, и многие поплатились за безрассудные выходки.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: