В XVIII-XIX веке Европу и особенно Францию охватила «муслиновая болезнь». Так называли тогда пневмонию. Женщины всех возрастов – от юных девушек до зрелых дам – массово заболевали воспалением легких и, как правило, умирали. А виной всему – муслиновые платья. Тогда, на волне моды на белую нежную ткань, французы не обратили внимание на эту страшную тенденцию. Теперь же, спустя два с половиной века, историкам точно известно, что именно платье убивало модниц. Ядовитый материал? Вовсе нет. Всё дело не в самом муслине, а в его неправильном использовании.
Всё началось с Марии-Антуанетты
Когда большинство людей думают о легендарной королеве Франции Марии-Антуанетте, скорее всего, на ум приходят образы изысканно одетой женщины с прической, похожей на внушительную башню.Мария-Антуанетта в муслиновом платье.
Хотя королева, безусловно, одевалась по последней французской моде, во дворце она предпочитала более простой стиль. Однажды в загородном монаршем поместье художница написала ее портрет, запечатлев королеву в простом (и скандально тонком) белом хлопчатобумажном платье. Картина Луизы Элизабет Виже Ле Брюн так и называлась – «Мария-Антуанетта в муслиновом платье». Портрет вызвал большой резонанс и положил начало модным тенденциям.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как вернулась мода на инфантильные «кукольные» наряды: Платья для настоящих принцесс и фей XXI века
Одеяние было настолько простым, что некоторые предположили, что королева позировала в нижнем белье. Однако это именно платье – сшитое из тончайшего хлопка. Причем поскольку Индия, откуда королеве доставили ткань, в то время была британской колонией, ношение хлопка для французской знатной особы считалось крайне непатриотичным. Тем не менее у картины произошел обратный эффект, ведь как известно, все скандальное и запрещенное вызывает в обществе особый интерес.
Не сорочки, а именно платья.
В то время как многие люди были шокированы «непристойной» картиной, еще больше женщин решили последовать примеру королевы и сменить свои изысканные шелка на легкие белые платьица, которые по своему значению в моде тех лет были сравнимы с маленьким черным платьем наших времен.
Даже после казни Антуанетты наследие белого муслинового платья продолжало жить, но в послереволюционной Франции оно внезапно приобрело новое, патриотическое значение.
Мария-Антуанетта перед ее казнью. Гравюра на стали.
По иронии судьбы, несмотря на то, что модным муслин сделала королева, хлопок считался тканью простых людей. Так вот в те послереволюционные времена все больше и больше французов, желая дистанцироваться от былой знати, отказывались от шелков и бархата в пользу хлопка и шерсти. «Так что же плохого и опасного в таком милом и скромном платье?», – возникает невольный вопрос. О, вы просто не знаете о его «коварстве».
Женщина в белом. И мокром
Муслин – тончайшая ткань (чаще всего хлопчатобумажная, но иногда и шелковая), которая очень хороша в жаркую погоду. Она дышит и практически не ощущается на теле – легкая и воздушная. Привозили муслин в Европу чаще всего из ближневосточного города Мосула — древнего центра текстильного производства. Этот материал, кстати, использовали не только для платьев, но и для пеньюаров, а еще из муслина шили шторы.Муслин был в моде не один век, что отражалось в живописи и фотографии.
Француженки надевали муслин на голое тело – так он подчеркивал их формы. Более практичные облачались в телесно-розовое белье и уже поверх него надевали платье, чтобы был эффект одежды, надетой на голое тело.
А чтобы ещё лучше подчеркнуть все изгибы своего тела, дамы перед выходом из дома слегка смачивали муслин водой – так он лучше облегал фигуру. При этом их не интересовало, какая на улице погода, ведь, как говорится, красота требует жертв. Холодно? Мокро? Ветрено? Ради мужского внимания можно и потерпеть.
Джеймс Гиллрей. Благодать при сильном ветре, женщины, пораженные муслиновой болезнью, 1800-е годы.
Итог оказался плачевным. В стране начался рост простудных и респираторных заболеваний, а в 1803 году Париж накрыла страшнейшая за всю историю города эпидемия пневмонии. Десятки тысяч новых случаев фиксировали доктора ежедневно. При этом почти все пациентки принадлежали к слабому полу – мужчин среди заболевших были единицы.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему стоит опасаться средневековых зелёных книг, которые до сих пор хранятся в библиотеках по всему миру
Потребовалось еще не одно десятилетие, чтобы женщины полностью отказались от такой опасной зависимости от тонкого мокрого платья. Да, одежду из муслина носят и сейчас. Но, конечно же, никто не обливается водой прежде чем выйти в ней на улицу и никому не придет в голову надевать такое платье холодной зимой, пусть даже и под теплое пальто.
Исаак Крукшенк. Мервейли в муслиновых платьях.
Как ещё аукнулась муслиномания
Эта печальная страница в истории Франции отразилась и на моде последующих столетий, вдохновив легендарных кутюрье. Так, например, весенне-летняя коллекция Джона Гальяно 1986 года, которая называлась «Падшие ангелы», была вдохновлена постреволюционной Францией. Во время модного показа в воздухе поначалу витал дух Древней Греции и Рима: простота, легкость, изысканность в одежде. Однако финал шоу, в котором Гальяно облил своих моделей водой, сделав их легкие сорочки полностью прозрачными, напомнил зрителям именно о той самой «муслиновой болезни».Показ Гальяно.
«Муслиновая болезнь», подтвержденная историческими документами, внесла свою лепту в тенденцию называть моду как таковую опасной для общественного здоровья, а тех, кто участвует в этой индустрии, – легкомысленными и недалекими людьми. Да, существует немало противников моды, и слепое следование трендам, которое продемонстрировали европейки (и особенно француженки) в XVIII-XIX столетиях, эти люди часто приводят в качестве аргумента к теории «мода – зло».
Кстати, у этой светлой ткани есть еще одна темная сторона. Согласно данным историков, спрос на хлопок в период «муслиномании» вырос до такой степени, что Индия и Ближний Восток не смогли с ним справиться. Тогда оптовые покупатели тканей стали обращаться к торговцам из Северной и Южной Америки, где большая часть хлопка выращивалась рабским трудом.
Рабы на хлопковом поле. /Фото: North Wind Picture Archives / Vostock Photo
Таким образом, по мере того, как росла потребность Европы в хлопке, увеличивались и объемы работорговли.
Ну а в продолжение темы опасных и смертоносных трендов наших далёких предков предлагаем прочитать о том, как ещё Как 200 лет назад европейцы травили себя в погоне за модой.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: