Забавные танцующие человечки, силуэты антропоморфных собак, дерево, заселенное лиловыми людьми-обезьянами… Рисунки Кита Харинга сегодня – не только достояние музеев, как он того и хотел. Они украшают значки, толстовки, кеды и интерьеры, они пестрели на Берлинской стене... Кит Харинг рисовал шокирующе просто и откровенно. Ему был отпущен всего тридцать один год жизни – но за это время он успел стать иконой стрит-арта и самым громким арт-активистом, борющимся с эпидемией СПИДа.
Художник выходит на улицу
Кит Харинг в метро.
Кит Харинг родился в 1958 году, в Пенсильвании, в глубоко религиозной семье. С детства он любил комиксы, мультфильмы и яркие плакаты, мечтал стать художником – тем более, что его отец был карикатуристом-любителем. Однако с учебой не задалось, пару семестров он изучал дизайн, но бросил и перебрался в Нью-Йорк. Там он поступил в Школу изобразительных искусств на Манхэттене, увлекся литературой битников, особенно Берроуза, с которым впоследствии ему довелось сотрудничать при создании книги «Апокалипсис».
Кит Харинг работал то там, то тут – продавал футболки, которые сам разрисовывал, работал поваром, доставщиком в магазине домашних растений, техническим персоналом в Питтсбургском центре искусств… Это место работы оказало на него огромное влияние – он познакомился с творчеством Жана Дюбюффе, Джексона Поллока, Христо Явашева. Впрочем, «галерейные» произведения и саму систему арт-рынка он ненавидел с самого начала, хотя со временем вынужден был научиться играть по правилам этой среды – чтобы иметь возможность заниматься исключительно искусством. В общем-то, его путь как художника начался еще в Питтсбурге, когда Харингу предложили заполнить арт-пространство самостоятельно из-за отмены запланированной выставки.
Харинг около одного из своих муралов.
Однако первые свои известные работы он нарисовал… в нью-йоркской подземке. Подбирался к рекламным щитам и размашисто изображал на них фигуры смешных человечков. Эти персонажи быстро понравились публике. Люди фотографировались рядом с ними, копировали их на значках и футболках. Постепенно он начал размещать свои рисунки и в других частях города, в том числе и на стенах домов, став, таким образом, пионером современного стрит-арта. В конце восьмидесятых он уже выполнял рисунки на стенах зданий по заказу различных организаций, преимущественно музеев, в США и в Австралии. Последний «привет» от художника нашелся в 2018 году – внезапно на стенах бывшего хранилища Городского музея Амстердама обнаружили работу Харинга, ранее не описанную исследователями его творчества.
Мурал в Амстердаме.
Однако были его росписи и в других общественных учреждениях – например, в детских больницах и благотворительных учреждениях. Он вообще очень любил детей, считал их своими вдохновителями, стремился сохранить в себе такую же детскую непосредственность – хотя своих у него, конечно же, не было.
Берлинская стена
Мурал на Берлинской стене.
Пожалуй, самый знаменитый мурал Харинга вживую увидеть уже не удастся. Яркий рисунок в цветах немецкого флага, символ надежды на объединение Германии, был нарисован на Берлинской стене – художника пригласили «разрушить стену средствами искусства». При сносе стены произведение было уничтожено.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что рисовали на Берлинской стене в 1980-х и почему эти рисунки стали культовыми.
Магазинчик
Рисунки Харинга - смешные человечки, волки, яркие цвета.
Кит Харинг стал звездой Ист-Виллидж, получил покровительство Энди Уорхола, дружил с Грейс Джонс, Мадонной, Жан-Мишелем Баскией (его трагическая смерть оказала на художника тяжелейшее впечатление). Но, став знаменитостью, Харинг был категорически против «элитизации» искусства. Он пытался найти такой способ коммерциализации своего творчества, который не был бы исключительно «галерейным». Поэтому в 1986 году он открыл в Сохо свой магазинчик - Pop Shop, где продавались рисунки, значки, фигурки и аксессуары в стиле поп-арт. Веселые человечки Харинга танцевали, водили хороводы, сливались друг с другом воедино… Холстом Харингу служил виниловый брезент, а фоном – бойкая музыка хип-хопа. Он делал и скульптуры с примитивными фигурами. В них сквозила бурлящая энергия, древняя, архаичная.
Некоторые видят сходство человечков Харинга с рисунками полинезийцев.
И иногда они приобретали не радостный, а зловещий оттенок.
Он часто рисовал спонтанно, без предварительных эскизов, выплескивая свои чувства и образы подсознания – некоторые исследователи считают, что одержимость определенными типами изображений, сочетание навязчивого ритма с безликостью героев говорит об аутичности художника. Однако далеко не все его работы, пусть яркие и радостные на первый взгляд, таковы на самом деле.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Яркий череп, ставший самой дорогой картиной «чёрного Пикассо», и другие картины Баскии.
«Не молчи»
Молчание = смерть. Плакат против замалчивания эпидемии ВИЧ.
Работы Кита Харинга часто носили острый социально-политический характер. Его остро беспокоила проблема общественного неравенства, расовой сегрегации, дискриминации различных групп социальных меньшинств. Есть у него серия работ, рассказывающих о политической пропаганде, которая ослепляет наивных сограждан, о лживых словах религиозных лидеров, о том, что в любой ситуации необходимо сохранять человечность. Он протестовал против капитализма, ханжества, милитаризма.
Наивные на первый взгляд, рисунки Харинга говорили о социально-политических проблемах.
Покинув отчий дом, он экспериментировал с наркотиками – и многие его плакаты посвящены их пагубному влиянию. Несмотря на то, что Харинг в своих связях стремился к безопасности и всячески пропагандировал ответственный подход к физической стороне отношений с партнерами, он заразился ВИЧ в разгар «невидимой эпидемии» в США. В то время, как число заражений росло чудовищными темпами, консервативное американское общество будто бы отрицало существование этой проблемы – ведь считалось, что она касается только «отбросов общества», а не добропорядочных граждан. Узнав о своем диагнозе, Кит Харинг бросил все силы на создание плакатов и муралов, посвященных ВИЧ, призывал не молчать, поддерживал товарищей по несчастью и сегодня считается одним из самых значимых арт-активистов, боровшихся за права ВИЧ-положительных людей.
Мурал в Пизе.
В тридцать – за год до смерти – он создал собственный фонд для для финансирования и поддержки исследований по СПИДу, благотворительных организаций и образовательных проектов. Этот Фонд существует и сегодня. Последней уличной работой Харинга был мурал на стене монастыря в Пизе – под названием «Весь мир».
Еще одной жертвой эпидемии ВИЧ в Америке стал фотограф Питер Худжар, воспевавший в своих работах борьбу жизни и смерти.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: