Николас Гримшоу – британский архитектор-визионер, прирожденный инженер и легенда футуристической архитектуры. Его здания – это всегда взгляд в будущее, вызов обществу и средоточие новейших технологий. Он не гонится за «красивостью», его здания функционируют по законам живых организмов, а главное его творение – это рукотворный… рай.
Об архитекторе
Мост в Нидерландах.
Гримшоу родился в Хоуве, городке в Восточном Суссексе, в 1939 году. Семья его была тесно связана и с инженерией, и с искусством – инженером был отец, а мать писала портреты и преуспела в этом деле (кстати, как и ее мать!). Прадеды будущего архитектора тоже занимались строительством: один проектировал плотины в Египте, а другой был врачом, однако инициировал установку дренажной и санитарной системы в Дублине, доказав, что загрязнение реки Лиффи значительно ухудшает эпидемиологическую обстановку в регионе. Отца Гримшоу потерял рано и рос в окружении женщин – с матерью, бабушкой и двумя сестрами.
Довольно скоро стало понятно, что мальчик не продолжит династию художников – ему довелось унаследовать талант к архитектуре. Как многие дети, он любил лазать по деревьям и проводить свободное время в эдаких мальчишеских «скворечниках» среди ветвей. Однако юный Николас не хотел довольствоваться криво сколоченными досками – его «домики на дереве» были настоящими шедеврами, изощренно продуманными и почти красивыми. Строил он плоты и лодки… И, конечно, учиться отправился в Эдинбургский колледж искусств.
Спустя три года Гримшоу получил стипендию для обучения в престижной Школе архитектуры Архитектурной ассоциации в Лондоне. Школа финансово поддержала его поездки в Швецию и в США для стажировок. Окончив ее с отличием, он присоединился к архитектурной мастерской Терри Фаррелла, с которым сотрудничал пятнадцать лет. В 1980 году Гримшоу основал собственную фирму и начал работать как самостоятельный архитектор. Он член Королевского института британских архитекторов, лауреат множества наград. Например, в 2019 году королевский институт британских архитекторов RIBA присудил Николасу Гримшоу за вклад в современную архитектуру и целый ряд знаменательных проектов.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Самые обсуждаемые эко-небоскребы и другие творения отца хай-тека Нормана Фостера, который строит будущее.
Проект «Эдем»
Проект Эдем.
Самое известное и спорное творение фирмы Гримшоу – это проект «Эдем» в Корнуолле. Комплекс расположен в глиняном карьере, который использовался полторы сотни лет для добычи каолина и исчерпал свои ресурсы в начале девяностых годов. Здесь снимали некоторые сцены фильма «Автостопом по галактике». В конце девяностых на этой территории было инициировано строительство двух систем из куполов, внутри которых обитают тысячи видов редких растений. Одна купольная группа имитирует среду тропического леса, а вторая – средиземноморскую среду. Вокруг них также разбит ботанический сад со свойственной Великобритании флорой и фауной. Возведение построек неоднократно откладывалось из-за проливных дождей – карьеры просто затапливало водой.
Чтобы противостоять критике со стороны экологических групп, проект «Эдем» взял на себя обязательство заняться железнодорожным сообщением с этим местом. Впрочем, железная дорога туда до сих пор не ведет, а парковка на территории финансируется за счет доходов, полученных от продажи входных билетов. Проект «Эдем» принес Корнуоллу более миллиарда фунтов стерлингом. Там проходят концерты, фестивали, снимаются сцены приключенческих фильмов. В 2020 году проект был закрыт, поскольку сильно пострадали – и снова из-за проливного дождя, вызвавшего оползень. Весной 2021 года проект «Эдем» был вновь открыт для посетителей.
Другие проекты
Космический центр в Лестере.
Национальный космический центр Великобритании в Лестере по форме напоминает космический корабль. В нем проводятся различные выставки, а в отдельном корпусе посетители могут увидеть ракеты «Тор» и «Европа».
Вокзал Ватерлоо.
Вокзал Ватерлоо в Великобритании существует с девятнадцатого века, однако Гримшоу добавил ему новую конструктивную деталь – гиперболоидный стеклянный свод в духе Нормана Фостера и Владимира Шухова.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как инженер-нефтяник украсил московский ГУМ и построил башню на Шаболовке: Владимир Шухов.
Павильон Великобритании в Севилье.
Павильон Великобритании на EXPO в Севилье включает в себя один из первых полностью текстильных фасадов, защищающих от солнца в южных широтах Испании. Севилья - один из самых жарких европейских городов, где в летнее время температура воздуха может составлять +45 °C. Гримшоу использует эту особенность, чтобы сделать проект более энергосберегающим. Крыша павильона Великобритании оснащена солнечной батареей, которая сообщает энергию насосам, а они закачивают воду на основный фасад, выполненный из стали и стекла. Такая «жидкая стена» охлаждает и кондиционирует здание. В ночное время энергия тратится и на эффектную подсветку павильона, который кажется сотканным из голубоватого света.
Аэропорт в Стамбуле.
Здание аэропорта в Стамбуле – это небо, спустившееся на землю. Высокие опоры, сетчатые конструкции, обилие стекла, сочетание естественного и искусственного освещения придают зданию легкость, невесомость, даже некоторую призрачность.
Жилой комплекс.
Grand Union Walk – это жилые дома, построенные в конце восьмидесятых. Часть комплекса – это супермаркет в стиле хай-тек, часть – постройки, похожие на космические корабли, с вертикальными дверями-слайдерами, и каждая из этих построек представляет собой отдельное жилье с несколькими комнатами, кухней и санузлом.
Вокзал в Мельбурне.
Вокзал Саузерн Кросс в Мельбурне оснащен извилистой крышей с причудливой сетчатой конструкцией. «Просветы» в крыше позволяют снизить расходы на освещение, а в здании спроектирована система кондиционирования. Те же волнообразные формы перенимает и комплекс белоснежных мостов в Ижберге в Нидерландах.
Терминал в Пулково.
Работал Гримшоу и в России – создал проект нового терминала для аэропорта «Пулково». Три основные зоны – регистрация, таможня и зал вылетов – разделены пустотами, но соединены множеством мостов, что отсылает к островам, каналам и мостам города на Неве. Крыша состоит из отсеков на индивидуальных опорах со скрытыми водостоками и выкрашена в золотистый цвет, «позаимствованный» у крестов и куполов православных церквей.
Чилийский архитектор Алехандро Аравена поставил строительные технологии на службу простому народу - даже если его проекты выглядят недостроенными.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: