История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Шантаж и вымогательство на протяжении многих лет стали любимым занятием Екатерины Долгоруковой после гибели императора Александра II. Она неустанно напоминала о себе наследникам престола, которым приходилось от нее откупаться, чтобы не опозорить императорскую семью. Екатерине было мало ежегодных выплат на содержание, более 3 млн золотых рублей на банковском счету, так еще придумывала несуществующие обещания, собиралась продать Мраморный дом с вещами мужа, опубликовать личные письма и многое другое, от чего шла кругом голова не только у Министерства двора, но и у Николая II, которому пришлось постоянно в этом разбираться.


Как Александр III избавился от Екатерины Долгоруковой


Император Александр III. / Фото: seminar-beauty.ru

Император Александр III. / Фото: seminar-beauty.ru

Роман Александра II с Екатериной Долгоруковой проходил на глазах его сына Александра III, который принял императорский престол после смерти отца. Он невзлюбил Екатерину, и не хотел находиться с ней даже в одном здании – Зимнем дворце, куда она переехала после женитьбы с Александром II.

Чтобы откупиться от «мамы», Александр III подарил ей Мраморный дом, который построил Николай Кушелев-Безбородко. Это был действительно роскошный особняк, выстроенный в итальянском стиле с использованием дорогого мрамора и оригинальным решением архитектурных элементов. Безбородко организовал в доме художественный музей, но после его смерти многое поменялось. Сменив нескольких постояльцев, он был выкуплен государством. Именно его и отдали в пользование Екатерине Долгорукой, княгине Юрьевской – титул, который она получила после замужества. Дом оценивался в 1,5–2 млн рублей, и вдова стала его полноправной владелицей.
Малый Мраморный дворец, подаренный Екатерине Долгоруковой. / Фото: bangkokbook.ru

Малый Мраморный дворец, подаренный Екатерине Долгоруковой. / Фото: bangkokbook.ru

На втором этаже дома Екатерина устроила музей, разместив вещи и предметы Александра II, которые впоследствии станут инструментом шантажа в ее руках. К тому же на ее счету была кругленькая сумма, которую положил министр двора граф Адлерберг по указанию Александра II – 3 302 910 золотых рубля.

Содержание Екатерины Юрьевской и ее детей за границей


Екатерина Долгорукова и император Александр II. / Фото: najti-po-photo.ru

Екатерина Долгорукова и император Александр II. / Фото: najti-po-photo.ru

Екатерина Юрьевская недолго прожила в Петербурге после смерти мужа Александра II. В 1882 году она уехала в Ниццу и долго о себе не давала знать, хотя там вела довольно роскошную и расточительную жизнь. Но на какие же средства?

Отъезд Екатерины за границу мог быть выполнением условий договора между ней и министром двора И. Воронцовым-Дашковым, который негласно являлся представителем Александра III в переговорах. Кроме полученных по завещанию денег и Мраморного дворца, ей начислили ежегодное содержание. Для себя она выторговала 100 тысяч рублей и дополнительно столько же на детей в год. Выплаты происходили на три месяца вперед, а деньги переводились в «Банкирский дом Лампе и Ко». Но кроме всего, старший сын Георг, которого так сильно любил Александр II, получил 40 тысяч рублей ежегодных выплат. Они были разделены на равные доли и выплачивались как помесячное жалованье.

Вымогательство дополнительных средств у Николая II


Император Николай II. / Фото: fotoxcom.ru

Император Николай II. / Фото: fotoxcom.ru

Негласный договор между Екатериной Долгоруковой и Александром III, видимо, был заключен на жестких условиях, которые вдова не решалась нарушать многие годы. Но тишина закончилась, когда страной стал править Николай II. Вдова решила напомнить о себе, ссылаясь на свое бедственное и почти нищенское существование. Она заявляла, что деньги практически на исходе, и требуются дополнительные начисления на ее банковские счета.

Император предполагал, что это шантаж, и не желал идти на контакт с Екатериной. Но она стала посылать запросы в Министерство императорского двора. Это приобрело столь частый характер, что министр В. Б. Фредерикс их начал игнорировать. Просьбы сыпались одна за другой, в которых Екатерина указывала, что поступающие суммы малы и не покрывают расходов из-за того, что дети выросли, и затраты увеличились.
Князь Георгий Юрьевский, сын Александра II и Екатерины Долгоруковой. / Фото: bettybarklay.livejournal.com

Князь Георгий Юрьевский, сын Александра II и Екатерины Долгоруковой. / Фото: bettybarklay.livejournal.com

Георгий Юрьевский, сын Екатерины, просил денежную помощь, чтобы покрыть свои непомерные растраты привольной жизни, а у вдовы, видимо, закончились 3 млн рублей, лежавших на счету. Все лето 1900 года Министерству двора пришлось разбираться с прошениями Екатерины. Чтобы уладить этот вопрос, и прекратились просьбы, было решено к уже имеющейся сумме добавить 100 тысяч рублей, а на счет собирались положить 1 млн рублей, но при определенных условиях.

Екатерине были выдвинуты серьезные требования, которые дали бы доступ к деньгам – миллион останется на счету в банке нетронутым. Его нельзя снять и даже, наоборот, Екатерина обязана увеличить сумму до 2 млн рублей, а потом снимать только проценты и жить на них. Долги Георгия Юрьевского оставили непогашенными, так как он и так получал ежегодное содержание. В требованиях также значилось, что денежная годовая сумма 200 тысяч рублей должна делиться на три части: на Екатерину, на Георгия и третья – на дочерей.

Несуществующие 3 млн рублей по завещанию для Екатерины Юрьевской


Екатерина Юрьевская. / Фото: ananasposter.ru

Екатерина Юрьевская. / Фото: ananasposter.ru

Как говорится – аппетит приходит во время еды. Так получилось и у Екатерины Юрьевской. Получив один раз дополнительные средства, она не успокоилась, наоборот, продолжила через время требовать деньги, которые ей были якобы обещаны Александром II.

В 1908 году за границей встретились Екатерина и Алексей Александрович, четвертый сын Александра II. Княгиня пожаловалась на свою долю и заявила, что не получила 3 млн рублей, которые ей обещал его отец. Подтверждение можно найти в документах императора, потому что она точно помнит такое обещание, которое муж не успел осуществить официально. Все слова были переданы Николаю II, которому уже ничего не оставалось, как отреагировать на заявление, хотя все понимали, что это очередной маневр выманить деньги.
Императорская библиотека в Зимнем дворце. / Фото: pastvu.com

Императорская библиотека в Зимнем дворце. / Фото: pastvu.com

Поиск документов в портфеле Александра II ни к чему не привел, тогда их продолжили в Гатчинском дворце, что поставило императрицу Марию Федоровну в неудобное положение. Но все терпели процесс поиска, чтобы не было осуждений со стороны Екатерины и двора. Искомые документы нашлись в библиотеке Зимнего дворца.

Проштудировав всю информацию в книгах, заведующий Императорскими библиотеками Щеглов не нашел какой-либо информации о деньгах, выделяемых для Екатерины Юрьевской. Даже никаких не было обещаний. Чтобы удостовериться в своих выводах или для подстраховки книги были переданы на осмотр генералу А. Мосолову, но это вызвало негодование Николая II, который повелел, чтобы документы были тотчас возвращены на место. Махинацию с 3 млн Екатерине не удалось провернуть, но на этом она не остановилась.

Шантаж Екатерины Юрьевской с продажей Мраморного дома вместе с вещами Александра II


Малый Мраморный дворец в Санкт-Петербурге. / Фото: pastvu.com

Малый Мраморный дворец в Санкт-Петербурге. / Фото: pastvu.com

Мраморный дом должен был находиться всегда в собственности Екатерины Юрьевской, как хотел Александр II, который ясно выразился в завещании, что дарованная для жены собственность должна оставаться неприкосновенной и избавленной от случайностей. Но в 1904 году чуть не разгорелся новый скандал. У Екатерины Юрьевской оказалась задолженность в 12,5 тысячи рублей, и для погашения дом выставлялся на продажу. Кабинет посоветовал Екатерине уплатить долг с получаемых денег.

В 1909 году Мраморный дом Екатерина Юрьевская умудрилась заложить одновременно два раза – в банке под беспроцентную ссуду на 200 тысяч рублей и частному кредитору под проценты. А потом решила его продать за 2 млн рублей вместе с вещами, которые принадлежали Александру II. О том, что вещи членов императорской семьи могут попасть в чьи-то руки, не могло быть и речи, потому что привело бы к скандалу. И снова пришлось принимать меры. Было понятно, что это очередной шантаж, но дело нужно было замять по-тихому, поэтому несмотря на большое желание отказать Екатерине Юрьевской, ей все же добавили 50 тысяч рублей к ежегодной ренте.

Князь Георгий Юрьевский умудрился не оплатить услуги портного в Петербурге на сумму почти 90,5 тысячи рублей. Назревал очередной скандал, потому что дело дошло до суда, и Норенштерм хотел получить свои деньги. Решение суда могло быть таковым, чтобы арестовать ежегодное жалованье князя, но это привело бы к ненужной гласности о жизни императорской семьи. Поэтому чтобы погасить долг, Кабинет постановил изымать из ежегодного пособия князя Юрьевского 16 тысяч рублей до окончательного его погашения.

Ответ императрицы Марии Федоровны: выделить помесячное жалованье вместо годового


Александр II и Екатерина Долгорукова. / Фото: colady.ru

Александр II и Екатерина Долгорукова. / Фото: colady.ru

Постоянные скандалы и просьбы Екатерины Юрьевской порядком надоели как Министерству двора, так и императорским особам. Когда драма с домом не удалась, Екатерина принялась шантажировать личной перепиской с императором. Она обещала, что выставит на публику письма, которые они посылали друг другу и не были официально помолвлены.

Распространение личной переписки, где говорится о чувствах и любви, снова могла бы поставить императорский двор в неловкое положение. И, как всегда, она снова получила очередную сумму, о чем свидетельствует ее расписка на 200 тысяч рублей. Но имелись и другие факты о непрекращающихся прошениях и их удовлетворении. Екатерина не успевала получить одну сумму, как снова начинала просить другую. То 200 тыс., то 300 тысяч, а иногда обходилась и 50 тысячами рублей.
Императрица Мария Федоровна. / Фото: ru.pinterest.com

Императрица Мария Федоровна. / Фото: ru.pinterest.com

Императрица Мария Федоровна повелела более не выдавать Екатерине Юрьевской крупных денежных сумм, так как она не в состоянии распоряжаться правильно деньгами, а выдавать малыми нормами помесячно.
Конец отношениям Екатерины Юрьевской с императорской семьей Романовых наступил в 1913 году, когда она продала Мраморный дом. Видевший ее князь Гавриил Константинович в Ницце описал как неприятную старушку с писклявым голосом. Умерла Екатерина в 1922 году в Ницце.

Короли не могли жениться по зову сердца, потому что этому препятствовали титул, обязанности, нравы. Но даже если счастье улыбалось, то их матери портили им жизнь. Свекрови умудрялись свести с ума даже лучших невесток Европы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3600
12.03.2024 20:21
В закладки
Версия для печати




Смотрите также