Европа и Россия на протяжении уже многих веков существуют как два мира, которые никак не могут понять, а иной раз и принять обычаи и нравы друг друга. Иностранцев всегда поражало поведение русского человека. Считали его неучем, но в то же время умным, хитрым и ловким. Они с недоумением отмечали, что ложь может приниматься как удальство, сила шла наравне с раболепием, необузданный нрав и великое гостеприимство, не принять которое означало накликать на себя неприятности. И если русские это воспринимали как должное, то иностранцев обычные будничные события сильно удивляли. Но не понимая местных традиций и нравов, они делали выводы, которые часто были неправильными.
Иностранные священники о религиозности россиян
Православные священники в России. / Фото: yarcenter.ru
Епископ Матфей, побывав в России в начале XII века, писал, что русский народ по количеству неисчислимый, и в то же время невежественный, так как не желает воспринимать правильное богослужение (по его мнению) – католицизм и блюдет только православные законы. Он подчеркнул, что у русских церковные таинства и суеверия существуют наравне.
Священник Генрих Латвийский, столкнувшись в своей миссионерской деятельности с обращением разных народностей в христианство вследствие крестового похода 1180-1227 годов, писал о русских. Он сравнил Россию с матерью, которая влечет к себе дочь (эстонскую церковь), сама же оставаясь бесплодной и бездетной. Желающая покорять не для того, чтобы нести веру во Христа, а ради новых налогов и добычи.
Ричард Ченслер, мореплаватель, побывав в России, отметил, как люди ведут себя в церкви. Они не слушают священников, а просто стоят и разговаривают о своем. Духовники же бормочут слова, которые трудно разобрать. Когда священник совершает службу, то никто не сидит, а люди напоминают гогочущих гусей – что-то говорят и беспрерывно кланяются.
Про порядки и традиции: жестокие наказания за долги
Жестокое наказание за любые провинности. / Фото: agro-sss.ru
Арабский путешественник Абу Хамид Мухаммад ал-Гарнати побывал в России в середине XII века. Его удивили наказания, которые следуют за причиненный ущерб, будь он денежный или физический. За воровство в России редко приговаривали к смертной казни, в основном карали плетями. Но то, как оно проходило, удивляло многих иностранцев. Они считали, что более жестокого наказания не придумать. Палачи были безразличны к страданиям виновного, который порой не выдерживал испытания.
За долги могли описать имущество и выселить из дома, или забрать все самое ценное, чтобы рассчитаться с кредиторами. А если и этого было недостаточно, то вся семья могла попасть в рабство, отрабатывая долги.
Красивые люди, но с дурными привычками
Легкие нравы россиян в Средневековье. / Фото: dasart.ru
Венецианский дипломат Амброджо Контарини, возвращаясь домой из Персии, на несколько месяцев задержался в России в 1477 году. Он был впечатлен противоположностями в русском человеке, которых признал очень красивыми людьми, но грубыми. Отметил, что для русского быть навеселе считается нормой, и даже героически этим хвалятся, а непьющих презирают. К тому же они не пьют вино, а предпочитают готовить самостоятельно напитки на хмелю и меде.
Шведский пастор Генрих Седерберг попал в Россию как пленник, взятый в боях под Полтавой. Он некоторое время занимался обучением детей, а вернувшись домой выразил свое мнение о русском народе. Он подметил, что блуд и пьянство у них выше, чем у других народов, а прелюбодеяние не считается большим грехом, хотя специальных домов терпимости нет.
Богатейшая земля с беззаконием в стране
Простор российской территории. / Фото: oboi-plenka.ru
Египетский географ Мухаммад ибн Ахмад ибн Ийас аль-Ханафи описал увиденную Россию в середине XV века как страну с невероятной территорией, большим количеством народа, живущим в населенных пунктах, которые находятся далеко друг от друга. Земля богата золотом, но живут в ней язычники без законов и царя. Чужестранцам лучше не потыкаться, потому что их не любят и могут убить.
Для иностранцев Россия – это нескончаемый лес, реки, озера, а климат настолько разный, что трудно к нему привыкнуть.
Трудности иностранных дипломатов в России
Трудности иностранных дипломатов в России. / Фото: storm100.livejournal.com
Итальянец Раффаэлло Барберини побывал в Москве в 1564 году, желая получить разрешение на торговлю у Ивана Грозного. Отметив привлекательность женщин, заметил, что ревность русских мужчин небезосновательна. Но отношение к иностранным послам назвал варварским, потому что могут держать без известий несколько дней, а то и недель, запрещая покидать особый дом.
К дипломатам приставляется охранник, местным запрещается вступать в беседу или что-то продавать иностранцам, но зато они не скупятся на оскорбления. И такая брань для русского считается нормой, потому что, несмотря на запреты, звучит повсюду. Так взаперти приходится сидеть до того момента, пока государь вспомнит и пожелает увидеть гостя.
Мореплаватели и путешественники о жизни русского народа: непонятная еда и нравы
Иностранцы не понимали пристрастие русских к соленой рыбе и другой еде. / Фото: dasart.ru
В середине XVI века в Россию заплыл англичанин Ричард Ченслер. После общения с русскими он пришел к выводу, что такой народ трудно удержать в дисциплине. Потребуется постоянное битье, потому что по природе склонен к обману, и только жесткое наказание его спасет от саморазрушения.
Вместе с тем он поразился умозаключению простого русского, который предпочел бы жить в тюрьме, чем на свободе, потому что там кормят, есть крыша над головой, и это все можно иметь без работы. Путешественник заметил, что в стране очень много бедных людей, которые живут на грани нищеты. Они готовы есть соленую сельдь и другие виды рыб, имеющие дурной запах. Но люди едят, да еще хвалят, насколько это вкусная и здоровая пища.
Русские не стараются изучать другие языки, считая свой лучшим, и общаются только на нем, даже если в городе проживают люди другой национальности. Но, как показывает история, что не столь важно, какое население обитало в отдаленных уголках России. Стоило туда переселиться русским, и постепенно все начинали разговаривать на их языке.
Об уме и хитрости россиян
Строительство в России. / Фото: ruxpert.ru
Посол Иоганн Георг Корб побывал в России в конце XVII века и заметил, насколько велика любовь русских людей к обману. И это умение они не считают пороком, а наоборот, доказательством большого ума. Плутовство и ложь встречается всюду, и этого не стыдятся. Особенно эти качества проявляются в торговле, и они не постыдятся обхитрить даже своего ближнего, заметил Адам Оленарий, немецкий путешественник.
У иностранцев по поводу честности русских даже сложилась поговорка, что нужно посмотреть на его ладони, растут ли на них волосы, и если их нет, то и честности не сыскать. Так говорил Джон Перри, которого пригласили для строительства кораблей. Он заметил, что русские легко применяют льстивые слова, которые не говорят об их истинном отношении. Но они так искусно их могут использовать, что иностранец всегда потом остается в накладе.
Иностранцы все же признавали, что несмотря на то, что большинство людей не может обучаться, они своей сообразительностью могут перещеголять многих европейцев такого же уровня. Русские обладают по природе ясным умом, поэтому быстро находят средства для достижения цели. Но для них важно, чтобы все складывалось в их пользу, и сделают все для своего благополучия. Они сильные, отметил Эрик Пальмквист, шведский фортификатор, добавив, что это не делает их большими работягами. Работать они идут по нужде, но предпочтут ей торговлю, барышничество, обман и другие легкие пути наживы. Русские по природе способны освоить любую специальность и выживать, получая мизерные доходы.
Писатели о характере русских
Писатели о русских: страна противоречий и недоразумений. / Фото: sutori.com
Писательница баронесса де Сталь увидела Россию в начале XIX века. Она отметила, что в русском народе есть что-то исполинское, которое нельзя измерить обычными мерками. Она писала, что у них достаточно пороков, но отвага не знает предела, так же как и смелости больше, чем благоразумия. Это делает их сильными и особыми людьми. Писательница отметила, что они могут быть гибкими и легко подражают любому, если это нужно в данной ситуации. Так они могут быть где нужно немцами, французами или итальянцами, но никогда не потеряют русский темперамент, пылкость и эмоциональность. У них есть великодушие, но и страсти могут бушевать такие, что не каждый выдержит их напора. Это непостоянство и необузданность русского нрава.
Герберт Уэллс побывал в России после революции, встречался с Лениным и общался с людьми. Свои впечатления он описал в книге «Россия во мгле»: неопытное правительство, но в нем работают преданные своему делу люди, трамваи переполнены, роскошные особняки заброшены, массовые аресты и казни, разгильдяйство, большая забота о детях, низкий уровень морали, и в то же время Ленин обещает электрифицировать всю страну за короткое время. Уэллс подвел итог: «Россия – это каша из нелепостей и противоречий».
Император России Николай I. / Фото: aria-art.ru
Вероятно, исходя из таких же соображений, маркиз де Кюстин писал, что русский народ заслуживает жестокого правителя, иначе его не удержать в узде. Он восхищался Николаем I, называя его «жандармом на троне», и в то же время признавал его умным, утонченным человеком, которому суждено смириться с ролью головы большого 60-миллионного тела.
Как иностранцы не понимают русские обычаи, так и русским трудно принять их странные привычки. Например, почему не разуваются, заходя в дом. Или почему цветы доставляют курьеры, когда можно подарить лично? Есть и другие действия, которые не свойственны русскому человеку, но считаются нормой в Европе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: