История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



В истории русского народа скрываются загадки и тайны, которые передаются из поколения в поколение в виде обычаев, традиций и верований. Особое место в этой сокровищнице занимают свадебные ритуалы, объединяющие в себе практические аспекты и глубокий символизм. Свадебные обряды на Руси были не просто красивой церемонией, а сложным комплексом действий, направленных на защиту молодых от злых сил, обеспечение плодородия и благополучия в новой семье.


Подготовка к свадьбе: приятные хлопоты


Брачное ложе для молодых тщательно готовили. / Фото: yandex-images.clstorage.net/

Брачное ложе для молодых тщательно готовили. / Фото: yandex-images.clstorage.net/


На Руси подготовка к свадьбе была не менее значима, чем само венчание. Как отметил в своем труде «История государства Российского» историк А.В. Шевцов, процесс приготовления к свадьбе начинался с обустройства покоев для новобрачных. Избранное для этой цели помещение (сенник) преобразовывалось, чтобы обеспечить новобрачным комфорт и уют.

Для приятного сна постель создавалась из сорока снопов, покрываемых ковром и перинам. В изголовье кровати обычно размещался кадь с житом и венчальные свечи. Рядом с постелью нередко оставляли кружки с медом, вкусные калачи и две нагольные шубы. Для привлечения благополучия в углах комнаты размещались стрелы и собольи шкурки. Иконы, обычно располагавшиеся в изголовье, на время подготовки к браку закрывали. Традиция подчеркивала сакральность брачного союза, и надежду на процветание молодоженов. Процессом подготовки брачного ложа молодых «правила» семья невесты, отвечающая за подготовку постельных принадлежностей. Однако некоторые другие необходимые элементы свадебного торжества лежали на плечах жениха. Он обязан был преподнести невесте мыло, которое использовалось в предсвадебном обряде омовения в бане.

В этом контексте мыло выступало не просто средством гигиены, а символом очищения и перехода от девичьей жизни к семейной. Особую роль играл постсвадебный ритуал, связанный с этим предметом. Невеста, омывшись мылом, подаренным женихом, бросала его через плечо, вместе с веником и лентой из своей косы. Считалось, что девушке, поймавшей один из этих предметов, в скором времени судьба готовила счастливый брак.


Без бани свадьбе не быть


Расплетание косы невесты —  старинный обряд./ Фото: gorodovoy.ru/

Расплетание косы невесты — старинный обряд./ Фото: gorodovoy.ru/


В русских традициях свадебная церемония была немыслима без обязательного посещения бани. Эта древняя традиция имела свои правила. Перед походом в баню проводили особый обряд расплетания невестиной косы.
Подруги невесты начинали причитать, прося членов семьи поочередно расплести косу невесты. Сначала обращались к отцу, затем к матери, братьям и сестрам. Каждый из них отвечал на призыв, расплетая несколько прядей косы. По окончании обряда невесту подхватывали под руки, покрывали платком и отправлялись в баню, где проходил окончательный этап свадебных подготовок.

За день до торжества для невесты специально топили баню. Охрану невесты и ее подружек во время мытья осуществляли караульщики. В этой роли выступали либо друзья жениха, либо родственники невесты. За топку бани отвечал брат невесты, а ее сестра приносила воду.

Парить невесту в бане начинали рано утром. Сначала ее тщательно мыли, а затем ополаскивали чистой, родниковой водой. После этого невесту укутывали в чистое полотенце и усаживали на лавку, чтобы она отдохнула. В это время банщица, как правило, опытная женщина из ближайших родственников невесты, готовила веники для парения.

Когда они были готовы, банщица начинала аккуратно, но тщательно парить невесту, аккуратно похлопывая по телу веником. После парения невесту снова мыли и ополаскивали, а затем выводили из бани. Ей давали выпить травяной отвар или чай, чтобы восстановить силы после жаркой процедуры. Затем укутывали в чистое полотенце и провожали домой, где она отдыхала перед предстоящим торжеством.

Этот ритуал символизировал переход невесты в новый этап жизни. Баня была местом, где невеста могла очистить свою душу и тело перед свадьбой. Также можно было провести время с подружками и родственницами, подготовиться к торжеству и получить положительные эмоции перед важным событием в жизни.

Кстати, о воде для невесты: ее запрещалось брать из реки, на берегу которой ходили или сидели жены и матери солдат. Это было связано с тем, что в прежние времена сроки службы в армии были длительными. Проводы солдата могли стать последним разом, когда его видели живым. Поэтому такая вода считалась неблагоприятной и могла принести несчастье молодым.

Процесс умывания молодых и гостей


Невесту не только парили в бане, но и окунали в воду на реке или озере.

Невесту не только парили в бане, но и окунали в воду на реке или озере.

На Руси с обрядом умывания речной водой было связано множество свадебных традиций. Был распространен обычай умывания гостей, называемый «умои» или «умывки». Воду для молодых и гостей приносила невеста. Данный обряд символизировал принятие гостя в дом и желание хозяев, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно на свадебном торжестве.

Умывание гостей проводилось перед началом свадебного пира или во время его проведения. Для этого специально готовили чистую, прохладную речную воду, которую наливали в красивые, расписные деревянные или глиняные кувшины или корчаги. Иногда в воду добавляли травы, такие как мята, полынь или ромашка, чтобы придать ей приятный аромат и целебные свойства.

В роли умывальщиков чаще всего выступали молодые девушки, сестры или подруги невесты, которые были ответственны за уют и комфорт гостей на свадьбе. Они аккуратно поливали воду на ладони гостя, а затем помогали ему вытереться чистым полотенцем. Этот обряд не только освежал гостя и готовил его к праздничному застолью, но и был прекрасной возможностью для невесты и ее подружек познакомиться и пообщаться с гостями.

Сами же молодые чаще всего сами отправлялись к реке. Однако невеста не умывалась первой и второй струей речной водички. Считалось, что в них могли поплескаться недоброжелатели и этим отравить воду. Будущая жена умывалась только третьей струей, что было связано с верой в защиту от злых сил.
После умывания в реке (как в одиночестве, так и вместе с женихом) невесты набирали воду в сосуд. Этой водой они потом окропляли дом жениха, а иногда и домашний скот. Этот ритуал следовало совершать рано утром.

Мылу, о котором упоминалось ранее, также приписывались магические свойства. Как отмечает Федор Сороколетов в «Словаре русских народных говоров», это мыло невеста везла с собой в церковь. В последующем с ним купали детей или, например, промывали глаза больных, что, согласно поверьям, способствовало быстрому выздоровлению.

Еще одним интересным обычаем было "окунание невесты". За несколько дней до свадьбы невесту обязательно окунали в реку или озеро, чтобы смыть с нее "девичий недуг" и очистить ее душу перед новой жизнью в семье мужа. Для этого невесту аккуратно опускали в воду, держа ее за руки, а затем вынимали, говоря: "Как воду вынимаем, так и немочи все вынимаем". После окунания невесту тщательно вытирали чистым полотенцем и укутывали в теплый платок, чтобы она не простудилась.

А еще невесты на Руси клали яйца под курицу и вязали узелки:
Самые забавные свадебные обряды.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








123
сегодня 14:01
В закладки
Версия для печати