Иосиф Сталин как никто другой следил за тем, чтобы его биография была канонической. Большинство фактов были скрыты от посторонних посягательств. Иначе советским гражданам стало бы понятно, что их вождь не просто обычный увлекающийся мужчина, но еще и несносный муж, и не слишком педагогичный отец. Раскрывая личность Сталина через призму личных отношений можно дать объяснение и некоторым событиям в стране. Ведь многое происходило так, а не иначе, по личной указке товарища Сталина.
Когда последняя жена Сталина Надежда Аллилуева, с которой они прожили 13 лет, покончила собой, любимой его женщиной осталась дочь Светлана. Он стал называть шестилетнюю девочку Хозяйкой, подчеркивая, что теперь она главная женщина в его жизни. Причем это высокое звание подразумевало, что товарищ Сталин должен был беспрекословно подчиняться Хозяйке.
Светлана писала трогательные письма с приказами пойти с ней в кино и подписью «хозяйка Сетанка» и с указание адресата: «моему первому секретарю товарищу Сталину». Если в обычных семьях были бабушки-дедушки и семейные традиции, то в этой были секретари (Молотов, Орджоникидзе, Каганович) и приказы.
На самом деле все отлично понимали, кто здесь настоящий хозяин и кто может отдавать приказы. К тому же, Сталин и в семейной жизни был вовсе не милым и трогательным, сохраняя деспотичность своего характера и крутой нрав даже в общении с близкими людьми.
Екатерина Сванидзе: первая, но не единственная
Боевой подруги из Като не получилось.
Тогда к товарищу Сталину можно было обращаться просто Коба. Шел 1906 год и он дружил с неким Александром Сванидзе, вместе они учились в семинарии. У Сванидзе было две сестры, с которыми он жил вместе. Сталину на тот момент было 28 лет и ему приглянулась одна из сестер товарища – Като. Ей на тот момент было чуть за 20, и она была дворянкой по происхождению.
Коба уже тогда активно занимался революционной деятельностью и был в розыске. Их венчание происходило тайно. Так и заключил свой первый брак семинарист и будущий вождь крупнейшей страны. Их отношения развивались быстро - между знакомством и венчанием прошло около двух месяцев.
Этот брак вполне бы мог стать единственным для Сталина, если бы судьба Като сложилась более благополучно. В 1907 году революционеры ленинисты ограбили карету казначейства, когда та перевозила крупную сумму денег. За всю революцию этот грабеж стал крупнейшим. К этому моменту у Сталина и Като был маленький сын Яков.
Дерзкий и уверенный в себе. Пока просто Коба.
Семья вместе с революционером ударяется в бега. Они переезжают в Баку, оказалось, что местный климат не совсем подходит молодой женщине. Она заболевает, по некоторым данным это был тиф, по другим – туберкулез. В любом случае Сталин был слишком занят революцией, чтобы уделять ей достаточное время, он был в постоянных разъездах. Вернулся он только к тому моменту, когда она была при смерти.
Смерть молодой супруги он переживал невероятно тяжело, на похоронах был безутешен. Не давал опустить гроб в могилу и даже спрыгнул за ним. Видимо он понимал, что хрупкая девушка не вынесла тягот, которые неизменно выпали бы на плечи боевой подруги революционера. Но неоднократно говорил, что после того как не стало Като, его сердце окаменело. Сына он оставил родным и не вспоминал о нем до его совершеннолетия.
Като на самом деле доставалось. Она была кроткого нрава и пугалась, когда приходили друзья Сталина, до того, что пряталась под стол. Однажды ее забрали в полицию, причем на тот момент она была беременна. Все понимали, что фактически Като заложница, и полиции нужен Сталин. Вскоре ее отпустили, видимо пожалев.
Похоже, именно окаменевшее сердце виновато в том, что репрессии не обошли стороной близкого друга и брата первой супруги Сванидзе. В 30-е годы он был репрессирован и умер в лагере.
Ссыльные романы
Ссыльное время Сталина легло в основу картин.
Годы, которые Сталин провел в ссылке, он не терял впустую. За этот период, овдовевший Коба, успел завести несколько романов и даже оставить наследников.
Из ссылки Сталин пишет статьи и подписывает их «К.Стефин». Хотя до этого он подписывал свои материалы именем своей покойной жены. Значит ли это, что сердце его было снова занято? Видимо, да. Их арестовывают в 1910 году в Баку. Сталин тогда скрывается под другой фамилией, но его личность сразу раскрывают. Стефания Петровская, с которой Сталина объединяли не только теплые чувства, но и общее революционное дело, берет на себя хранение запрещенной литературы.
В тюрьме Коба пишет заявление для того чтобы им разрешили со Стефанией пожениться. Разрешение получено, но будущего жениха тут же отправляют отсиживать срок в другую тюрьму. Имя Стефании больше нигде не упоминается. Нет никаких данных о ее партийной деятельности. Известно только, что после ссылки за Сталиным она не поехала.
Сталин и его внебрачный сын Кузаков.
Другое имя, с которым связывают личную жизнь Сталина ссыльного периода – Мария Кузакова. Он снимал квартиру у молодой вдовы и между ними возникли отношения, после которых Мария забеременела. Но к этому периоду ссылка уже закончилось и скорое рождение сына не стало веским поводом оставаться в Сибири, когда в Москве ждали революционные дела.
Мария записала рожденного ребенка на имя покойного мужа, добавив ему возраста. После революции дом вдовы выкупили под музей ссыльных, сама она получила квартиру в Ленинграде. Младший сын Марии, чьим биологическим отцом был Сталин, после получения образования, работал в аппарате Центрального Комитета. Несмотря на то, что он носил фамилию матери, слухи об их родстве со Сталиным рождались постоянно. К тому же они были похожи внешне.
Сама Мария больше никогда не искала встречи со Сталиным и погибла во время блокады.
Пелагея Ануфриева еще одна ссыльная подруга
Личное дело Сталина.
В 1911-1912 годах Сталин был в ссылке в Вологде, туда он отправился после неудачный попытки зарегистрировать брак со Стефанией. Там и нашел утешение с девушкой Пелагеей Ануфриевой. Которая, между прочим, приехала к его товарищу, тоже отбывавшему срок.
Вероятнее всего, с Кобой их связывали платонические отношения. Они много говорили о литературе и культуре. Они были знакомы всего ничего, но душевные разговоры сблизили их. Причем настолько, что на прощание она подарила ему свой нательный крестик. А Коба – книгу с очерками. Причем сделал даже памятную надпись.
После ссылки они расстались навсегда и никогда более не напоминали друг другу о себе. Пелагея осталась вместе с тем, к кому приезжала на ссылку.
Связь с несовершеннолетней
Семья Перепрыгиных. Лидия в центре.
С 1914 по 1916 годы Сталин отбывал ссылку в Красноярском крае. Там он заводит отношения с совсем молоденькой девчушкой. Лидии Перепрыгиной на тот момент едва исполнилось 14 лет. Сталину же на тот момент было больше 35 лет.
Конечно, такая связь между юной девушкой и взрослым мужчиной, да еще и ссыльным, наделала много шуму в селе. Брат девушки даже написал жалобу, после которой Сталин дал обещание жениться на ней, как только ей исполнится 16 лет. На том и порешили, сельчане успокоились. Тем временем Лида уже успела дважды забеременеть. Первый ребенок умер, а второго даже записали на фамилию Джугашвили.
В 1916 году молодой отец сбегает и из ссылки, и из новоиспечённой семьи. Никакой свадьбы, конечно же, не было. Лида терпеливо ждала своего благоверного, но спустя некоторое время до села дошла информация о том, что Иосиф умер во время гражданской войны. Тогда Лида спокойно вышла замуж за другого. Ребенка ее новый супруг усыновил и даже когда выяснилось, что Сталин жив, она предпочитала помалкивать об их отношениях.
Кстати Хрущев, во время периода развенчания культа личности Сталина давал задание разыскать Перепрыгиных в Красноярском крае. Тогда выяснилось, что в 40-е годы Сталин уже давал аналогичное распоряжение. Факт отцовства Сталина можно считать доказанным. Так как внук Лидии сдавал генетический анализ, который сравнивали с материалом сына Василия Сталина. Сходство по мужской линии было практически 100%.
Трагическая судьба Надежды Аллилуевой
Иосиф и Надежда.
Самые длительные отношения с Надеждой Аллилуевой, совпавшие с активной политической деятельностью, делают ее крайне заметной фигурой. Кроме того именно она оборвала свою жизнь в самом ее расцвете, оставив после себя множество вопросов и подозрений. Ее поступок, безусловно, бросил тень на вождя. Возможно, именно этого Надежда и добивалась.
Сталин вернулся из ссылки в 1917 году. Он уже отошел от потери супруги, вероятно, «ссыльные» связи ему в этом помогли. Однако практически сразу по прибытию он знакомится с Надей. Он останавливается на постой у своих давних знакомых по революционной деятельностей – Аллилуевых.
Похоже, что Сталину было свойственно заводить отношения прямо там, где он жил. Не обошлось и в этот раз. Снова под его обаяние попала младшая из семьи – 16-летняя Надежда. Он читал девушке рассказы Чехова, пустил в ход все свое очарование, и юная гимназистка не устояла. Они заключили брак в 1918 году, в этом браке родилось двое детей – сын Василий и дочь Светлана.
Судьбу Надежды Аллилуевой сложно назвать счастливой.
После заключения брака Надежда не стала менять фамилию и сохранила свою девичью. Она не распространялась о том, что является супругой вождя. Она жила обычной жизнью, получала образование. Казалось, что она сама до конца не понимала того, с кем находится рядом. То и дело рядом с ней происходили аресты и репрессии. Однажды, узнав, что арестовали восемь ее однокурсниц, она пробовала посодействовать их освобождению. Однако ей сообщили, что их уже нет в живых, якобы они скончались от инфекционной болезни.
Эти и другие события, которые неизменно сопровождали ее всю жизнь, сложный характер супруга делал ее жизнь невыносимой. Она все больше замыкалась в себе, характер у нее тоже был не из простых. Она постоянно ревновала Иосифа, и столь же регулярно находила подтверждения его измен.
Светлана Аллилуева.
Причина ее самоубийства до сих пор остается загадкой. В тот день был праздник и супруги были на банкете, посвященном 15-летию Октября. Когда поднимали бокалы, Сталин бросил супруге, мол, эй, ты, пей! Эта мимолетно брошенная фраза взбесила Надежду. Причем настолько, что она ушла из-за стола со скандалом, крикнув супругу, что она ему не «Эй!»
Никто не бросился догонять и успокаивать Надежду, все остались около вождя. Она же в этом вечер закрылась в своей комнате и свела счеты с жизнью с помощью револьвера. О том, как Сталин вел себя на похоронах мнения расходятся. Одни говорят, что он не давал унести гроб, целовал Надежду в безжизненные губы. Другие утверждают, что он оттолкнул ее гроб и прошептал: «предательница».
Утешение последних лет жизни
Валентина Истомина.
Валентина Истомина была нанята на работу в одну из дач Сталина в качестве официантки. Это была 18-летняя скромная девушка, покладистая и симпатичная. Недавно переехавшая в Москву на работу. Вождю на тот момент было уже к 70. Но разница в возрасте его как и раньше не смущала. Той же Надежды Аллилуевой он был старше на 20 с лишним лет.
Появилась девушка в доме в сложное время – накануне Второй Мировой войны. Позже она стала главной экономкой основной дачи Сталина. Там же проводил свое время Иосиф Виссарионович. Как молодой девушке без связей удалось так быстро выстроить карьеру остается только догадываться.
Ближайшее окружение Сталина было в курсе, что Истомина не просто экономка, она стала самым близким и дорогим человеком для стареющего вождя. Все больше в людях он ценил тепло и готовность помочь и находил это в Вале.
По свидетельствам дочери Светланы отец брал Валю даже на рабочие поездки. Поскольку не мог без нее обходиться ни дня. Только она могла иметь доступ к Сталину в любое время дня и ночи. Кстати, он устроил ее в НКВД, где она числилась в звании сержанта.
После смерти Сталина Валя не дала ни одного интервью.
О том, что их теплые отношения были взаимными, можно было убедиться и по ее реакции на смерть вождя. Она бросилась на бездыханное тело и громко зарыдала, причитая, как это делают деревенские женщины. Вокруг было многолюдно, но никто не торопился уводить женщину, давая возможность ей излить эмоции, как бы это дали сделать вдове, оплакивающей мужа.
Истомина осталась неприкосновенной и после смерти вождя, и после того как развенчали культ его личности. Никаких преследований или попыток вывести на разговор со стороны советских властей не было. Казалось, что Валя – единственное живое наследие Сталина (несмотря на то, что у него были дети), а потому обижать ее никто не решался.
Уже в 35 лет она стала пенсионеркой, причем присудили ей выплату особую как за выдающиеся заслуги перед страной. Надобности работать больше не было. Впрочем, вполне допустимо, что 18 лет под одной крышей со Сталиным – это на самом деле особые заслуги.
К чести Валентины стоит сказать, что до самой смерти (ее не стало в 1995 году), она хранила молчание об их отношениях со Сталиным. Несмотря на то, что ее регулярно атаковали журналисты с просьбой рассказать о том, как ей жилось на сталинской даче.
Нельзя сказать достоверно, сколько было на самом деле машинисток, балерин, актрис и певиц, просто чьих-то дочерей, которым Сталин не просто симпатизировал, но и добивался их расположения. Чем старше он становился, тем больше привыкал к своему высокому положению, которым пользовался не только в политике, но и в любовных делах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: