Литература   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



В России всегда жили свободолюбивые, талантливые, думающие и успешные люди. Всякий раз, как только их начинали заставлять работать по стандарту, многие выражали свое несогласие. Каждый из деятелей науки, культуры и искусства делал это по-своему. Начиная с конца XIX века, случалось, что яркие личности делали непростой выбор - покинуть страну. Среди эмигрантов трех поколений большое количество великих и известных сегодня всему миру художников. Была ли у них возможность остаться на Родине и добиться успеха? Что конкретно их не устраивало? Против чего они выражали свой протест? Увлекательные истории помогут разобраться с этими вопросами.

1.Толстой Андрей. Художники русской эмиграции.


Андрей Толстой. Художники русской эмиграции. / Фото: www.ukazka.ru

Андрей Толстой. Художники русской эмиграции. / Фото: www.ukazka.ru

Исторический экскурс в прошлое, созданный А.Толстым, погружает нас в атмосферу интеллигенции Российской империи XIX-XX века.
Проникновенно, с особенной теплотой, словно о родных и близких людях, он рассказывает, как слаживался творческий путь Василия Кандинского, Марка Шагала, Хаима Сутина и других менее знаменитых художников: Марии Воробьевой-Стебельской (Маревна), Иване Пуни, Сергее Шаршуне.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине>>
Писатель освещает ряд вопросов, которые будут всем интересны: чего боялись и зачем бежали люди искусства в другие страны, почему до сих пор творчество многих эмигрантов остаётся пока недостаточно известным на Родине.
С помощью иллюстративного материала издания будет очень легко разобраться в направлениях неформального искусства XIX-XX века.

2. Андреева Екатерина. Угол несоответствия.


Екатерина Андреева. Угол несоответствия./ Фото: www.moscowbooks.ru

Екатерина Андреева. Угол несоответствия./ Фото: www.moscowbooks.ru

Эссе Петербургского искусствоведа Андреевой нацелено на поиски ответа :почему руководители СССР испугались бурного развития неофициального искусства настолько, что полностью запретили его.
По мнению автора, именно нонконформизм оказался антиподом соц. реализма. Это направление, рождённое в сороковых –пятидесятых годах XX века, стало ярким прожектором всех негативных факторов, которые происходили в России, о которых старались «замалчивать».
Работа художника нонконформиста О.Рабина «Помойка№8»./ Фото: art-assorty.ru

Работа художника нонконформиста О.Рабина «Помойка№8»./ Фото: art-assorty.ru

Советские журналисты всегда негативно отзывались о выставках свободных художников. Они писали в газетах: слишком дерзко, вызывающе, вульгарно и далеко от осознания рабочего человека.
Однако, не смотря на запреты, это направление ценилось за возможность выходить за рамки нормативного творчества. Сохраняя мечту о свободе, смелые творцы прекрасного стали источником энергии развития для значительной части российской культуры.
На страницах своей книги Андреева рассуждает о стратегии и достижениях мастеров, которые не захотели следовать штампу и протоколу, навязанных партийными идеями.

3 Сарабьянов Дмитрий. Иван Пуни.


Дмитрий Сарабьянов. Иван Пуни. / Фото: bmm.ru

Дмитрий Сарабьянов. Иван Пуни. / Фото: bmm.ru

Первая полноценная монография на русском языке знакомит нас с подробностями жизни русского и французского художника Пуни.
Судьба была благосклонна к талантливому юноше. Внук итальянского музыканта Чезаре Пуньи, сын виолончелиста Мариинского театра свои первые уроки рисования получает у Репина И.Е. Когда по настоянию отца отучился в военном училище Санкт – Петербурга, решает все-таки стать свободным художником. Домочадцы принимают его выбор.
Перепробовав практически все художественные направления, в итоге создает собственное.
Работы И. Пуни: «Автопортрет»; «Парикмахерская». / Фото: i.yapx.ru

Работы И. Пуни: «Автопортрет»; «Парикмахерская». / Фото: i.yapx.ru

Среди его многочисленных друзей оказываются представители, пропагандирующие неформальное искусство: авангард, футуризм, кубизм и т.д. Выбрав себе в супруги очаровательную красотку, художницу Богуславскую К.Л., он неожиданно находит в ней соратницу и единомышленницу.
В свои неполные 27, он был вынужден эмигрировать из России. Чего же на самом деле опасался мастер русского авангарда, смог ли стать по настоящему счастливым? Почему сегодня работы Пуни стоят так запредельно дорого и все-таки быстро продаются? –Ответы на эти вопросы можно найти в рассуждениях автора.

4 Герман Михаил. Хаим Сутин.


Михаил Герман. Хаим Сутин. / Фото: cdn1.ozone.ru

Михаил Герман. Хаим Сутин. / Фото: cdn1.ozone.ru

Герой этого рассказа - Хаим Сутин, белорусский художник, эмигрант первой волны. Ему почти сразу удалось сыскать славу за границей, при том, что на Родине о нем мало кто знал. Парадоксально, но факт: биография Хаима Сутина составлялась только по воспоминаниям его современников.
Хаим родился в многодетной семье, скромного материального достатка. Изначально учился на портного, фотографа, пока не осознал, что путь художника – это его стезя. Восхищаясь полотнами Рембрандта, Ван Гога, рассматривал их часами. Хаим никогда не занимался копированием знаменитых картин. Все свои шедевры Сутин рисовал без эскизов, следуя только собственному представлению о красоте и мировом порядке.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чудачества художника-безумца: Почему Хаим Сутин писал свои картины голым>>
Погружаясь в работу, Хаим часто забывал о многих бытовых вещах. Еда, сон, соблюдение санитарных норм - все для него становилось не важным. Он жил для искусства и только искусством. Возможно поэтому его считали маргиналом и тяжелым человеком. С кем художник дружил, как удалось засветиться на 30 выставках, кто из родственников искал, да так и не нашел Хаима – обо всем этом читайте на страницах Михаила Германа.

5 Боулт Джон, Бальбина Юлия. Николай Калмаков.


Джон Боулт, Юлия Бальбина. «Николай Калмаков». / Фото: enotnavolge.ru

Джон Боулт, Юлия Бальбина. «Николай Калмаков». / Фото: enotnavolge.ru

Загадочная личность, Николай Калмаков, прославился своими демоническими картинами Рожденный в семье русского генерала и итальянки, юрист по образованию, зарабатывал на создании театральных декораций. Однако, прославился как график и иллюстратор. В это трудно поверить, но рисовать он учился самостоятельно. Скромный в общении, всегда одетый со вкусом и по моде, в своих работах часто рисовал дьявола.
Работы Н. Калмакова: «Мятежный ангел», «Жена сатаны»./ Фото: avatars.dzeninfra.ru

Работы Н. Калмакова: «Мятежный ангел», «Жена сатаны»./ Фото: avatars.dzeninfra.ru

Калмаков создавал адскую смесь эротики и мистики, романтики и восточных сказочных тем. Это происходило скорее всего под впечатлением общения с любителями оккультизма и символизма. Не удивительно, что после революции такое творчество в России не получило развития и поддержки. Отъезд за границу закончился плачевно. Он мало общался с другими художниками, практически не старался пробиться на выставки, совершенно не хотел продавать свои картины. Поэтому свою жизнь Николай закончил в одиночестве и забвении.
Чем же заполнял он свои дни? Что ежедневно тревожило и доставляло радость стареющему деятелю искусства? Об этом и ведут разговор два автора: Боулт и Бальбина

6 Коваленко Георгий. Павел Челищев.


Георгий Коваленко. Павел Челищев. / Фото: /iskusstvo21.com

Георгий Коваленко. Павел Челищев. / Фото: /iskusstvo21.com

Свое исследование Коваленко посвятил Павлу Челищеву и его ближайшему окружению.
Автор знакомит нас с родными, соседями, друзьями и с непримиримыми соперниками художника. Всплывают неожиданные факты из биографии Павла. Например, мы узнаем, что он постоянно искал свой стиль, желая раскрыть на полотнах не просто формы предмета, а скорее - возможный внутренний мир. Однажды даже собирался писать иконы и прошел для этого обучение. Важнейшим из искусств всегда считал не живопись, а балет. В эмиграции ему случайно повезло с покровителями.
Живописец часто проводил эксперименты по созданию объемной картины с изображением людей и животных: распределял их на части и собирал заново. Читатель книги словно становится свидетелем того, как многогранный художник создает свои портреты, натюрморты, пейзажи.
Даже на иллюстрационной репродукции, картины Челищева вызывают разные эмоции: удивление, восхищение, возмущение и никого не оставляют равнодушными. Умение мастера играть красками, выбирать не всегда стандартные ракурсы несомненно завораживает.
Работа П.Челищева: Phenomena (фрагмент -Явление). / Фото: avatars.dzeninfra.ru

Работа П.Челищева: Phenomena (фрагмент -Явление). / Фото: avatars.dzeninfra.ru

Созданные им геометрические проекции «пульсации сосудов» и «бьющейся души» на листе выглядят так, словно их рисовала не рука человека, а компьютерная 3-д программа. Поражают и театральные декорации, которые тоже опередили время. С помощью света и тени Челищев преобразовал пространство, смоделировал такой фон, который заставил зрителя поверить в существование другого, взятого из литературы мира.
Следуя за автором по страницам книги, мы словно наблюдаем за событиями давних лет и становимся соучастниками.
Ещё одно подробное рассуждение о судьбе художника-эмигранта читайте в статье:
Почему русский соперник Сальвадора Дали неизвестен на родине: художник Павел Челищев.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2004
25.09.2023 19:18
В закладки
Версия для печати




Смотрите также