Анна росла в отдаленной глуши окрестностей Петербурга. С матерью, царицей Прасковьей Фёдоровной, отношения не складывались. Родительница не скрывала, что не питает к младшей дочери теплых чувств. Самое лучшее доставалось старшей сестре Кате. Еще и дядюшка Петр Великий подлил масла в огонь, выдав Анну замуж за отвратительного герцога Курляндского Фридриха. Хотя по всем правилам невестой должна была стать Катя. И только случай распорядился по-своему.
Нелюбимая дочь
Всю любовь и ласку Прасковья отдавала старшей дочке Кате. / Фото: www.worldofhistory.ru
Анна родилась четвертой из пяти дочерей царицы Прасковьи Салтыковой с Иоанном V. Двое старших умерли еще в младенчестве. Любимица матери Катя была всего на 2 года старше Ани, поэтому девочки легко находили общий язык и росли вместе, деля радость и печаль. Ранние годы царевен прошли в Московском Кремле. Едва Анне минуло 3 года, как царь Иоанн скончался, и Прасковья со всеми детьми перебралась в измайловскую резиденцию их деда Алексея Тишайшего.
Ане нравилось жить вдали от суеты. Усадьба отличалась множеством прудов, садов, оранжерей и виноградников. Девочки беззаботно играли среди пышных цветников под присмотром слуг, уединялись в отдаленных частях резиденции, а повзрослев, увлеклись учебой под руководством немца Остермана и француза Рамбурга. В их насыщенную образовательную программу обязательно входили арифметика, азбука, история, каллиграфия, география, немецкий и французский, танцы. Между собой сестры отлично ладили, но материнская любовь и ласка неизменно доставались старшей – Екатерине.
Любимицы матери Екатерина Иоанновна. / Фото: www.dimitri.moseparh.ru
Прасковья, не скрывая своей главной привязанности, всегда выбирала Катю, балуя ее вниманием и подарками. Аня была не нужной. Ее наказывали за каждую малозначительную провинность, а серьезные успехи в учебе никто не замечал. Царевна росла одинокой, мечтая, как когда-то выйдет замуж за прекрасного русского князя и наконец станет любимой и счастливой. И к 15-летию девушки надежды обрели реальные акценты, правда, они сильно отличались от ее грёз.
Политика вместо любви
Муж на 2 месяца герцог Курляндский. / Фото: www.worldofhistory.ru
После 15-летия Анны царская семья оставила привычное место обитания и перебралась в Петербург по личному приглашению Петра I, дядьки царевен и крестного отца старшей Кати. К концу 1709-го Северная война набирала обороты. После победной Полтавской битвы царские войска убедительно гнали шведов по Северной Европе, достигнув оккупированной противником Курляндии. Заняв очередное герцогство, Петр Великий предложил королю Пруссии Фридриху I уговор. По нему живший в изгнании королевский племянник, герцог Курляндии Фридрих Вильгельм, должен был жениться на русской царевне. Таким ходом Русское царство закрепилось бы на завоеванных территориях, предоставляя герцогству свою защиту и протекцию.
Надо сказать, что эта сделка была выгодна обоим правителям, так что возвращенный домой герцог Фридрих Курляндский с готовностью поддержал такое предложение. Русский царь Петр I отправил условия сделки своей снохе Прасковье Салтыковой. По всем правилам обвенчаться с герцогом должна была старшая царевна Катя. Но царь, зная особо трепетное отношение Прасковьи к старшей дочери, предложил ей самой выбрать невесту. Надо ли говорить, какую из дочерей выбрала Салтыкова в жены Фридриху? Это стало для Анны очередным ударом, хотя и ожидаемым выбором родной матери.
Племянница Петра Великого мужественно переживала новость о скором браке с герцогом Курляндии и Семигалии. А самое страшное для Анны виделось в том, что ей придется навсегда покинуть родные края. Подчинилась нелюбимая дочь и безжалостной воле матушки, а в народе в тот год стала особо популярной песня о разбитой судьбе 17-летней девицы, которой приходится против своей воли идти замуж за «бусурманина». Но судьба распорядилась по-своему – события развернулись настолько неожиданно, что все ахнули.
Митава, где одиноко жила Анна. / Фото: www.sv-scena.ru
Брак Анны продлился около двух месяцев. Венчание с герцогом состоялось 31 октября 1710-го, а 10 января 1711-го девушка овдовела. Новоиспеченный супруг скончался по пути в Курляндию, даже не успев доставить молодую супругу в свои владения. По официальной версии, смерть связана с чрезмерными алкогольными возлияниями в компании Петра Первого по случаю бракосочетания.
Раздражение матери
Петр Бестужев-Рюмин, фаворит вдовствующей Анны. / Фото: www.wiki2.org
Несмотря на внезапную кончину герцога, русский царь приказал овдовевшей племяннице оставаться в Курляндии. Долгие последующие годы Анна томилась там в полном одиночестве среди чужаков и чуждых ей традиций. Ей позволялось изредка навещать близких в Петербурге, но всякий раз Петр I следил за обязательным возвращением в курляндские границы. Политическая составляющая была гораздо выше родственной и человеческой. Единственное, что сделал для племянницы царь – отправил в Курляндию своего посланника.
Петр Бестужев-Рюмин должен был оставаться Анне опорой, помощником и советником в отстраненном от ее персоны обществе. Что касается Прасковьи, то она и на расстоянии не давала дочке спуска. Ее сильно раздражало, что после приезда Бестужева Анна закрутила с послом роман. Царица всеми способами давила на Петра, чтоб тот отозвал любовника дочери из Курляндии, а Анну, нашедшую единственную родную душу в престарелом Бестужеве, называла срамницей. На царя требования Прасковьи не производили эффекта. И тогда женщина самовольно отправила в Митаву брата Василия Салтыкова.
По приезде тот повздорил с Бестужевым и ещё больше рассорил мать с дочкой. Анна, помнившая все тяготы одинокого детства, открыто противилась матери и не позволяла ей наводить порядки в своей жизни. Прасковья то вела активную переписку с дочерью в приказном тоне, то надолго прерывала общение, то требовала немедленного приезда в Петербург. И тогда царевна нашла защиту и опору в лице жены Петра Великого Екатерины.
Она просила помочь утихомирить Прасковью. Перед самой своей смертью в 1723-м Салтыкова написала дочери, что слышала от государыни Екатерины Алексеевны нелестные характеристики в свой адрес. Якобы Анна жаловалась, что живет в материнских проклятиях. Прасковья уверила дочь, что прощает ее за все проступки и прегрешения, правда, ради «Ея Величества». И почила в Бозе.
Как царь Петр до смерти опоил жениха племянницы - в следующем материале.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: