В городе Гуджрате существует храм святого Шаха Даулы, с которым связана легенда, что бесплодные родители идут к нему молиться, чтобы получить детей, но за это приходится расплачиваться своим первенцем. Непонятным образом все оставленные дети из храма приобретают один вид – они становятся похожими на крыс, из-за этого их прозвали дети-крысы Шаха Даулы или чуа. Говорят, что для придания им узкой головы специально зажимают ее в младенчестве, а потом детей как инвалидов используют для попрошайничества. Согласно традиции, им отказывать нельзя, поэтому они собирают много денег, и эту особенность стали использовать в корыстных целях.
Храм Шаха Даулы с проживающими в нем чуа
Ночной вид святилища шаха Джамала. / Фото: en.wikipedia.org
В Пакистане, в городе Гуджрате, на улице можно встретить людей с вытянутыми лицами, которые ходят и попрошайничают. Их сопровождают вполне адекватные люди, потому что они порой даже разговаривать не могут, плохо соображают и ведут себя необычно. Жизнь этих странных людей проходит в храме Шаха Даулы, в который их отдали в младенчестве, и они там обитают постоянно.
Место считается святым, а самого Шаха Даулу уважают как человека, который при жизни сделал много добрых дел. Он жил во второй половине XVI века, построил много зданий, помогал нуждающимся и очень любил животных. В одном из отчетов есть строка о том, что он надевал диким животным на головы шлемы или головные уборы. Позже эта запись повлияет на различные домыслы. Страждущих и просящих было много, среди них были бездетные женщины, которые просили молиться за них, чтобы появились дети. В то время не озвучивалось, что детей отдавали в храм; эта традиция возникнет случайно и позже. Слух о том, что женщины получают желаемое, стал распространяться, и даже после смерти святого стали приходить на его могилу с молитвами. Но вместе с этим появился и странный обычай.
Первого ребенка нужно отдать в храм
Суеверие: первенца отдавали в храм в благодарность святому Даулу. / Фото: flickr.com
В любой день в храме Шаха Даулы можно увидеть сотни людей, которые о чем-то молятся, что-то просят. Каждый по-своему выражает свою просьбу и состояние. Одни сидят часами, читая молитвы, другие устраивают дикие танцы, но все пришли с какими-то проблемами.
Особенно много женщин, потому что уже давно повелось, что можно стать матерью, если попросить об этом святого. Женщины готовы молиться часами и днями, но идут на такой шаг, зная, что расплата будет жестокой. По традиции, если женщина сможет забеременеть после молитв, то первенца она должна отдать в храм, потому что он предназначен святому как дар за то, что она сможет рожать. Следующих детей, если они будут, она может оставить себе, но если так не сделает, то все дети будут с отклонениями – они станут похожими на крысят. То есть людей «чуа», так называют детей и взрослых, которые живут при храме и имеют странный вид. Считается, что за услугу женщина должна расплатиться своим ребенком или сделать большое пожертвование.
Искусственная микроцефалия: дети становились похожими на крыс
Люди-крысы из храма Шаха Даулы. / Фото: dzen.ru
С научной точки зрения людей чуа можно отнести к страдающим микроцефалией – у них маленькая голова и маленький мозг, что не дает им возможности вести полноценную жизнь. Странность состояла лишь в одном – все они были похожи, как будто из одной семьи, хотя родства вовсе не имели. У всех были вытянутые лица, за счет чего глаза близко посажены к носу, и со стороны они в чем-то действительно напоминали мордочку крысы, поэтому их и прозвали людьми-крысами.
Среди детей, пожертвованных храму, не было нормальных, все они страдали от одного отклонения – микроцефалии. Из-за этого появилась версия, что детям с младенчества искусственно уменьшают объем черепа, надевая на голову каски, чтобы она больше не росла.
Попрошайничество – основное предназначение людей в зеленых накидках
Попрошайничество людей чуа. / Фото: dzen.ru
Детей-крыс Шаха Даулы было выгодно содержать, и это снова связано с одним суеверием. Считается, что того, кто откажет в подаянии инвалиду, а чуа к ним относились, ждут большие беды. Поэтому им всегда подавали и никогда не отказывали, что давало им возможность собирать много денег.
Детей Шаха Даула видно издалека – они всегда ходят в зеленых халатах и имеют вытянутое лицо. Такие же сидят и в храме, прося милостыню, а большая масса паломников просто не может это игнорировать. Это приносит доход храму и идет на содержание чуа, которых в храме в конце 80-х было до ста человек.
Чуа становились попрошайками. / Фото: m.fishki.net
Особенность чуа спровоцировала рост преступности. Стали появляться банды, которые воровали детей и превращали их в «детей-крыс», а потом использовали для попрошайничества. На улице трудно разобрать, откуда ребенок – из храма или его таким сделали, поэтому это стало делом, с которым местной власти пришлось бороться. Оказалось, что детей с инвалидностью можно продать за 40-80 тысяч рупий, а сами дети могли за один день насобирать 500 рупий. Поэтому средства на их покупку быстро оправдывались. Иногда детей из храма отдавали факирам или другим артистам в аренду, а те вносили ежемесячную плату, обязываясь кормить и заботиться о ребенке.
Проблема Пакистана: традиция почитания детей-крыс переросла в детское рабство
Попрошайничество стало бизнесом. / Фото: inosmi.ru
В источниках нет сведений о том, что традицию отдавать первенцев в храм ввел святой Даул. Есть версия, что все произошло случайно. Вероятно, молитвы Шаха Даулы привели к тому, что женщина, о которой он молился, родила неполноценного ребенка и принесла его в храм. Затем началась цепная реакция: за первым ребенком появился и второй, потом добавились еще, и численность выросла до 10 человек. В год могли принести одного или двух детей не только из Гуджрата, а из всего Пакистана. Служители, в свою очередь, не могли отказать матери, которая принесла ребенка в дар святому, так и появились дети-крысы.
Традиции XVIII-XIX веков не могли существовать бесконечно, особенно в цивилизованном мире. О том, что детей Шаха Даулы использовали для сбора средств, знали и местные власти, и это продолжалось до начала XX века. Позже был выпущен закон о том, что дети до 12 лет находятся под опекой родителей, и они будут нести ответственность, если намеренно причинят вред своим чадам. Это относится и к случаям, когда мать добровольно отдает ребенка в храм, посылая его таким образом на мучения. Как бы ни старались искоренить суеверное отношение, в Гуджрате все еще можно увидеть чуа, просящих милостыню на улицах и автобусных станциях. В Пакистане насчитывается до 10 тысяч детей-попрошаек, и это становится государственной проблемой, поскольку ими управляет мафия, рассматривающая их как источник дохода.
Факты, что дети-крысы появились не насильственным методом: мнение ученых и исследователей
Рожденный ребенок с микроцефалией. / Фото: YouTube
Слухи о том, что головы детей в храме специально заковывают в шлемы, чтобы из них сделать уродов, опережали заявления ученых, которые пытались в этом разобраться. Выдвигались самые разные версии, и некоторые из них разносились без подтверждения. Доктор Касим Мехди три года проводил исследования и заявил, что сжатие головы маленького ребенка невозможно осуществить без ущерба для его жизни. Он искал родство между детьми, поскольку микроцефалия передается на генетическом уровне, и кто-то из родственников должен ее иметь. Однако дети из храма не имели кровных связей, они были из разных семей по уровню и достатку.
Свидетельские показания персидского секретаря Шахамата Али указывали на то, что еще в 1839 году много женщин собиралось у могилы святого. С середины XIX века интерес к чуа проявили этнографы и европейские врачи, и тогда прозвучала беспочвенная версия о том, что головы, видимо, сжимают специально. Она распространилась быстрее, чем ученые ее смогли опровергнуть.
Рожденный с микроцефалией. / Фото: growthinvests.com
Пытался разгадать феномен детей храма суперинтендант Грей из Лахорской психиатрической лечебницы, но он не нашел в них ничего, что могло бы указывать на физическое воздействие. Психиатр сравнил их с теми больными, кто лежал в его лечебнице, и они были внешне очень похожи. Вызывало сомнение насильственное уродование и тот факт, что храм находится рядом с государственным департаментом; его посещают тысячи паломников, и никто за все время не заметил ничего странного. Детей, носящих шлемы, кто-то мог бы увидеть или услышать их плач. Но на странности никто не жаловался.
Подробно изучал проблему чуа капитан Юэнс. Он и узнал, что в определенный момент храм сильно нуждался в средствах, к тому же необходимо было содержать чуа, поэтому их начали использовать в той мере, на какую они вообще были способны. Проводились исследования их возможностей и развития и, как оказалось, те, кто жил в храме, были не совсем молчаливыми инвалидами. Они могли позаботиться о себе и имели достаточно большой речевой запас. Многим не нравится, что чуа эксплуатируют в храме, однако для них это было и остается своего рода надежным пристанищем, где о них заботятся.
Взрослый чуа. / Фото: Pinterest
Взрослые чуа порой покидали храм и начинали жить самостоятельно, к тому же общество к ним снисходительно относилось, считая их «Божьими людьми», и делало скидку на их чудачества, а те, в свою очередь, за небольшую плату помогали им. Некоторые философы и психологи считают, что их посильный физический вклад – это лучший способ оставаться в обществе, чем быть закрытыми в четырех стенах.
Много лет назад люди занимались подобным, вытягивая череп. Он получался длинным, и это считалось верхом красоты. Такое странное видение сейчас воспринимается как издевательство, но тогда это было необходимым для поддержания социального статуса.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: