Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Классик из всех классиков. Его пьесы ставят во всем мире, крылатые выражения, написанные его пером, наполняют нашу речь, его идеи и мысли актуальны по сей день. Влюбленные юноши и девушки зачитываются нежными сонетами, а в школах столетиями обсуждают драматурга. Таинственный гений - в биографии столько противоречий, что поклонники английской литературы порой начинают сомневаться, существовал ли этот человек на самом деле. Можем ли мы допустить мысль, что Шекспир - это только имя, под которым публиковался другой автор?


Был или не был? Вот в чем вопрос!

Шекспир в Лондоне, гравюра, XIX век

Шекспир в Лондоне, гравюра, XIX век

Шекспировский вопрос существует уже более 150 лет, им занимались такие выдающиеся личности, как Чарльз Диккенс, Марк Твен, Отто фон Бисмарк, Джон Голсуорси, Чарльз Чаплин, Анатолий Луначарский, Анна Ахматова. Найти однозначный ответ не удается и по сей день. Так в чем же заключается тайна Шекспира? Почему у некоторых ученых возникает неуверенность в авторстве пьес?

На сегодняшний день насчитывается около 70 кандидатов на роль Шекспира, а первые сомнения вокруг его личности появились почти через 300 лет после смерти писателя.

Шекспироведы разделились на две группировки: одни уверены, что автор пьес - человек из Стратфорда, вторые видят слишком много расхождений в биографии и пытаются доказать, что на самом деле Шекспир - литературная мистификация.

Единственный прижизненный портрет Шекспира

Единственный прижизненный портрет Шекспира


О писателе сохранилось очень мало официальных документов, не известна даже точная дата рождения. Нет никаких свидетельств современников, упоминаний о нем, как о человеке, который был драматургом. Что больше всего удивляет ученых - ни единой рукописи, даже записки от Шакспера не осталось. Сохранилось только 6 подписей - это единственное свидетельство о том, что он действительно держал в руке перо.

Удивительно, что писатель и его отец записывались в документах как «Shakspere», через «е», а имя великого барда произносится как «Shakespeare», что переводится как «потрясающий копьём» - так подписаны все книги, изданные при жизни автора. Таким образом, человека из Стратфорда называли обычным английским именем, в то время как имя драматурга было наделено неким смыслом и поэзией. Важно, что их имена близки по звучанию, но не одинаковы.

Гравюра с изображением надгробия Уилла Шакспера

Гравюра с изображением надгробия Уилла Шакспера


Человек из Стратфорда


Итак, основной и главный «кандидат» на авторство пьес - Шакспер. Он родился в Стратфорде на Эйвоне. Мать и отец-перчаточник были не грамотны, а сам мальчик по преданию окончил грамматическую школу. Документов о том, что он получил хотя бы начальное образование не сохранилось. В списках студентов институтов, которые сейчас известны, его точно нет. По преданию отец рано забрал его из школы, сделав своим подмастерьем. Когда Шаксперу исполнилось 18, он женился на девушке, с которой у них было трое детей.

Современный вид театра Глобус в Лондоне

Современный вид театра Глобус в Лондоне


В возрасте 20 лет Шакспер переехал в Лондон и стал членом актерской труппы. Какие роли играл и играл ли вообще, неизвестно. Есть предание, что он играл роль Тени отца Гамлета. Возможно, участвовал в массовых сценах.

Шакспер был пайщиком театра, то есть актером-совладельцем - это подтверждено документально. Считают, что он давал туда свои пьесы. Это как бы был его вклад в дело. Прекрасное предположение, но оно не подтверждено никакими документами. Нет достоверных указаний, что кто-то из актеров труппы «Глобуса» считал Шакспера при жизни писателем, драматургом.

Дом Шакспера в Стратфорде на Эйвоне

Дом Шакспера в Стратфорде на Эйвоне


Позднее наш герой вернулся в Стратфорд. Есть документы, показывающие, что там Шакспер занимался мелким ростовщичеством, упорно преследовал своих соседей - кузнеца и аптекаря, за долги по судам. Шакспер был активным приобретателем. Если должник не мог расплатиться, он без сомнений требовал его посадки в долговую тюрьму, а если человек скрывался, то он преследовал аналогичным способом поручителей.

Умер Шакспер там же, в Стратфорде. Смерть его прошла незамеченной, никто из авторов-современников не оплакивал своего великого коллегу. Странно, ведь скоромных посмертный элегий удостаивался почти каждый мало-мальски известный автор того времени. Конечно, основную часть славы Шекспир завоевал посмертно, но и при жизни был признан и почитаем, издатели охотно печатали его литературу. Однако, единственный известный нам отклик на смерть гения – запись в стратфордском приходском регистре: «25 апреля 1616 погребен Уилл Шакспер, джент».

Посмертная маска Уилла Шакспера, датируется 1616

Посмертная маска Уилла Шакспера, датируется 1616


В своем завещании Шакспер пишет о каждой ложке и чашке, расписывает деньги на несколько поколений вперед, проценты. Человек, нашедший это завещание был в отчаянии и писал своему другу, что в документе нет ни одного слова, связанного с Шекспиром - великим бардом. Действительно, в бумаге не упоминается ничего о книгах, рукописях, расчетах с издателями.

Сын перчаточника - самый высококультурный человек своего времени?


Помимо того, что Шакспер, по видимому, был человеком скупым, он также был и простолюдином. Возникает вопрос, как сын неграмотных родителей, не закончивший высших заведений, мог иметь такой объемный словарный запас? В своих произведениях Шекспир использует свыше 20 000 слов - это минимум в 2-3 раза больше, чем у Джона Мильтона, Уильяма Теккерея, Виктора Гюго. Современный англичанин с высшим образованием обходится словарным запасом в 4 000 слов.

Оксфордский словарь сообщает, что Шекспир ввел в английский язык 3200 слов. Которые он, естественно, заимствовал из иностранных языков. Но вот в чем странность: установлено, что Шакспер не знал этих языков. Хотя многие исследователи замечают, что он отсылался к произведениям, не переведенным на тот момент на английский язык, писал на французском и старофранцузском, использовал наследие античных авторов.

Фактически Шакспер не выезжал из Англии и не мог понимать подробности жизни за границей, хотя действия “Гамлета” происходят в Дании, а “Ромео и Джульетты”- в Италии.
Читая Шекспира, можно сделать вывод, что автор хорошо понимал юриспруденцию, военное и морское дело, кавалеристские приемы, музыку.

Во времена Шекспира простолюдин не мог заниматься самообразованием - не существовало публичных библиотек, книги стоили дорого, домашние учителя - еще дороже. Мог ли сын перчаточника из Стратфорда позволить себе домашних учителей, ведь будучи взрослым он судился из-за нескольких фунтов?

Шекспир в своих пьесах достаточно точно описывал высокое сословие, хотя сам к нему не принадлежал. Он не служил при дворе и не мог знать его устройства. Этот человек не мог обладать теми знаниями, которые были доступны только знати, что наталкивает на мысль, что у него, как минимум, были информаторы.
Как вы можете заметить, биография великого драматурга очень и очень противоречива. В ней множество темных пятен и необъяснимых противоречий. Поэтому после его смерти стали появляться отчаянные теории о других авторах этой литературы. Многие яркие личности той эпохи посмертно примерили на себя эту маску. Быть может, это только попытка свести сложное к простому? Но пока что не существует достаточных доводов, чтобы опровергнуть или доказать авторство того или иного человека. Кандидатов, однако, очень много. Давайте рассмотрим самые выдающиеся варианты.

Бэкон на портрете кисти Д. Вандербанка

Бэкон на портрете кисти Д. Вандербанка

Фрэнсис Бэкон


Этот человек был философом, историком и видным политиком, лорд-канцлером Британии, служил при дворе. В своих трудах Бэкон превозносил торжество знания и описывал утопический мир, где ученые правят на благо человечеству.

Теория о том, что Бэкон - настоящий Шекспир, достаточно долгое время была единственной и пользовалась большой популярностью.

Однофамилица политика Делия Бэкон написала книгу, в которой «раскрыла» тайну Шекспира. По сути ее теория опирается лишь на идейные сходства двух авторов. Писательница утверждала, что политик, в силу страха за свою карьеру, решил таким образом внедрять свои идеи в общество, якобы опасаясь цензуры. Однако известно, что пьесы в то время также цензурировались.

Сейчас идея уже не так популярна, ведь не имеет достаточного подкрепления.

Портрет Эдуарда де Вера, копия кисти неизвестного художника с утерянного оригинала, 1575 год

Портрет Эдуарда де Вера, копия кисти неизвестного художника с утерянного оригинала, 1575 год

Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд


Эта теория пользуется огромной популярностью в Европе. В восьмидесятых годах двадцатого века состоялось целых два суда, в которых сторонники этой теории два раза проиграли классическим шекспироведам. Конечно, судебный процесс был не настоящим, однако проводился по всем канонам.
Теорию предложил учитель английского Томас Лоуни, который читал с учениками «Венецианского купца» и поражался, как эту пьесу мог написать человек, не бывавший в Италии. Лоуни опубликовал труд, в котором утверждал, что Оксфорд - «истинный» Шекспир.

Сам же граф Оксфорд был очень образованным человеком, аристократом, служившим при дворе. В свободное время писал пьесы, которые, к великому сожалению, не дошли до нас. Также известно, что Оксфорд был путешественником и хорошо знал Италию. Этот человек является хорошим претендентом на роль Шекспира.

Теорию портит одно: граф умер за 12 лет до того, как прекратилось творчество Шекспира.
Уже после кончины графа Оксфорда вышли такие важные пьесы, как «Король Лир», «Макбет» и некоторые другие, причем в них есть отсылки к событиям после даты его смерти. Однако теория не теряет своей популярности и по сей день.

Портрет работы Иеремии ван дер Эйдена, около 1675 года

Портрет работы Иеремии ван дер Эйдена, около 1675 года

Роджер Мэннерс, граф Ратленд и супруга Элизабет Сидни


В начале двадцатого века во всем мире исследователи посвящали этой теории труды. Она также по сей день очень популярна в России. По мнению известного шекспироведа Ильи Гигилова, граф и графиня Ратленд являются подлинными авторами произведений, которые написал Шекспир.

Почему же к авторам причитают женщину, супругу Мэннерса? Дело в том, что часть шекспировских сонетов написано от женского лица к мужчине, а остальные, противоположно, от мужского лица к женщине. Это недоразумение очень хорошо объясняется совместным авторством графа и графини. Что можно сказать и об огромном словарном запасе писателя. В то время как у хорошо образованных людей того времени он был примерно в два раза меньше, чем у драматурга. Соответственно, если вместо одного лица творили двое, этот вопрос тоже становится объясним.

Мэннерс был очень хорошо образованным человеком и выдающимся культурным деятелем. А также придворным, что важно, ведь Шекспир хорошо понимал устройство двора.

Граф путешествовал по странам, служившим местом действия для многих шекспировских пьес - Франции, Италии, Дании, и даже учился в Падуе вместе с двумя датчанами, Розенкранцем и Гильденстерном. А ведь у Гамлета, принца Датского, как помним, тоже было два однокурсника, с теми же фамилиями.

Неожиданно, но студенческое прозвище Рэтленда - Shake-speare, «потрясающий копьем».

Интересно также, что ключевые события в жизни графа Ратленда как будто отражались на творчестве гения.
Перерыв в творчестве Шекспира на 3 года случился параллельно с трудными обстоятельствами в жизни графа. Ратленд в результате мятежа пробыл в заключении, а после суда был оштрафован и сослан. После этого мятежа, последующего судебного процесса над участниками и казни лидера восстания Шекспир перешел от комедий к трагедиям.

Также интересно, что после поездки графа Ратленда в Данию, Шекспир внес значительные изменения в пьесу «Гамлет». Мэннерс находился в близких отношениях с аристократом, которому Шекспир посвятил две поэмы и который считается главным адресатом сонетов. Ротленд - воспитанник Бэкона, чьи идеи как раз присутствуют в Шекспировских произведениях. Но самое интересное, что год смерти графа совпадает с моментом прекращения творчества Шекспира.

Эта теория действительно очень подкрепленная и безусловно заслуживает внимания.

Предполагаемый портрет Кристофера Марло, неизвестный художник, 1585 год

Предполагаемый портрет Кристофера Марло, неизвестный художник, 1585 год

Кристофер Марло


Этот человек схож с Шaкспeром своим не знатным происхождением. Однако он завоевал стипендию в Кембридже, а после окончания института успешно занялся драматургией. Талантливый автор очень рано лишился жизни, что помешало ему окончательно состояться. Это смущает и шекспироведов, ведь даты его смерти и остановки писательства Шекспира разнятся. Один сторонник этой теории утверждал, что Марло, спасаясь от преследований, сымитировал смерть, а сам жил инкогнито, публикуя новые труды под чужим именем. Недаром гибель Марло совпадает по времени с началом карьеры Шекспира.

Однако смерть юного драматурга была официально засвидетельствована жюри, а схожесть текстов можно объяснить тем, что Шекспир заимствовал у выдающегося автора некоторые приемы.

Гравюра Джона Честера, около 1850 года

Гравюра Джона Честера, около 1850 года

Группа авторов


Существует идея, что за Шекспира творил целый коллектив, состоящий из выдающихся деятелей той эпохи. Допускают, что среди них были женщины. В то время групповое авторство было популярной фишкой в литературе. Эта теория также объясняет огромный словарный запас и эрудированность в разных сферах, его знания иностранных языков, истории и понимание жизни за границей.

Портрет Шекспира за работой, 1864

Портрет Шекспира за работой, 1864

Кто же прав?


Споры о том, кто же «истинный» Шекспир, ведутся и по сей день. Однако нельзя и окончательно доказать и опровергнуть то, что человек из Стратфорда - автор. Ведь пока не найдены рукописи, невозможно достоверно судить об этом.

В любом случае, стоит отдать дань как и новаторам, так и консерваторам среди шекспироведов. Они продолжают углубляться в наследие Шекспира, тем самым развивая науку.
На надгробии выгравирована надпись, которая гласит: «проклят будет тронувший мой прах». Автор боялся посмертного извлечения своих останков из могилы. Поэтому по сей день никто не знает, кто именно лежит в ней, и есть ли там рукописи.

Может быть, мы лишь упрощаем сложную структуру личности Шекспира и не хотим верить, что простолюдин мог быть гением? Шекспир оставил нам один из самых загадочных сюжетов во всей литературе - свою биографию. Нам остается лишь строить догадки и наблюдать за развитием полемики. И, несомненно, наслаждаться искусством таинственного драматурга.

Как писал Гете:
«Шекспир, и нет ему конца»


Литературные мистификации - интригующая тема. Некоторые авторы любят обвести вокруг пальца доверчивого читателя, публикуясь от имени другого лица. Примером тому - статья о самой известной литературной мистификации Серебряного века.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








903
2.07.2024 23:27
В закладки
Версия для печати




Смотрите также