История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    


Многие изобретения, повсеместно используемые сегодня, имеют удивительно долгую и запутанную историю. На протяжении своей богатой истории Россия стала не просто хранителем, но и трансформатором множества культурных элементов, придавая им свой уникальный отпечаток и даруя им «вторую жизнь» в виде новых, самобытных форм. В сегодняшнем обзоре рассмотрим предметы, неразрывно связанные с русской идентичностью, но имеющие корни далеко за пределами ее границ.


Шапка-ушанка



Шапки-ушанки были популярны в СССР - это доказывают советские фильмы.

Шапки-ушанки были популярны в СССР - это доказывают советские фильмы.


История шапки-ушанки, знакомого и любимого многими головного убора, уходит корнями в глубокую древность. Ее предки встречались в различных культурах Евразии. При раскопках на плато Укок в Республике Алтай был найден войлочный шлем IV века до н. э. с ушами-завязками. Этот головной убор, с характерной заостренной верхушкой и украшением в виде птичьей головы, был популярен у центральноазиатских народов. От него произошли аналогичные головные уборы монголов, бурят и прочих. Собственно, русская шапка-ушанка произошла от монгольской меховой остроконечной шапки, прикрывающей щеки и уши.

Поморы, известные своими морскими путешествиями, внесли свой вклад в развитие ушанки, создав шапку-цибаку. Этот меховой шлем с длинными ушами, которые можно было обернуть вокруг шеи, был особенно практичен в суровых северных условиях. Классическая ушанка имела 3 откидные детали, что и дало ей название «треух». В конце XVII столетия треухи стали популярны и среди женщин.

Помимо треухов, существовали и модели с четырьмя лопастями, которые, помимо щек и лба, прикрывали еще и затылок. В начале XX столетия широкое распространение получила шапка Нансена, названная так в честь полярного исследователя Фритьофа Нансена. Это была меховая кепка с козырьком, ушами и опускающейся затылочной частью. Во время Гражданской войны белогвардейцы из армии адмирала Колчака активно использовали шапку «нансеновку», переименовав ее в «колчаковку».

Кокошник



Кокошники стали настоящим украшением русских женщин.

Кокошники стали настоящим украшением русских женщин.


История кокошника, еще одного знаменитого русского головного убора, также восходит к глубокой древности. В 1864 году археолог И. Е. Забелин обнаружил на Таманском полуострове головной убор, очень похожий на кокошник. Это открытие свидетельствует о том, что кокошник имеет древние корни и его происхождение может уходить за эпоху наших сношений с Византией. Античные тиары, предшественники кокошника, были более скромными по форме и украшению, и носились они вплетенными в волосы.

А уже в Византии VI–VII веков н. э. тиары делали более массивными, сложными и дорогими, так как их изготавливали из золота и украшали драгоценными камнями. На Руси византийские тиары впервые появились примерно в X веке. Впоследствии эти тиары развились в сложные и богатые формы русского кокошника. Впервые слово «кокошник» (от древнерусского слова «кокошь» — «курица») встречается в документах XVII века. Такое название украшение получило из-за сходства с гребнем курицы.

Валенки



Валенки до сих пор пользуются спросом в нашей стране.

Валенки до сих пор пользуются спросом в нашей стране.


История теплых и удобных валенок уходит корнями в глубину веков к кочевым племенам Центральной Азии. В 90-е годы, в процессе раскопок на Алтае, археологами была найдена войлочная обувь иранских племен IV–III веков до н. э. Древние алтайские жители носили высокие сапоги из войлока с кожаной подошвой. Эти народы издавна изготавливали валяную обувь из овечьей шерсти, адаптируя её к суровым климатическим условиям. Технология валяния, заключающаяся в специальной обработке шерсти с использованием воды и мыла, была известна многим народам Евразии.

Однако именно русские мастера довели изготовление валенков до совершенства, разработав множество разновидностей этой обуви, адаптированной к разным целям и климатическим условиям. Русские валенки отличались высоким качеством и долговечностью. Они были не только теплыми, но и удобными, позволяя свободно передвигаться по снегу и лесу. Мастера научились изготавливать валенки различных форм и размеров, применяя различные техники валяния.

В современном виде валенки появились лишь в конце XVIII столетия. Их отличием от старейших прототипов было отсутствие швов. Такую технику производства выработали старообрядцы Семеновского уезда Нижегородской губернии. А в конце XIX - начале XX веков, после показов в Европе и США, валенки стали не просто обувью, а символом русской культуры и быта. Их часто украшали вышивкой или различными орнаментами, что окончательно закрепило за ними репутацию русского явления.

В наши дни, несмотря на появление более современных видов обуви, валенки сохраняют свою популярность, как удобная и теплая обувь для зимы. Они стали не только предметом практического применения, но и элементом традиционного русского костюма, часто используясь в народных праздниках и мероприятиях.

Вологодское кружево



Вологодское кружево знаменито на весь мир.

Вологодское кружево знаменито на весь мир.


История вологодского кружева тесно переплетена с историей России. Хотя утверждение о том, что Петр I положил начало кружевоплетению в России, является упрощением, его роль в развитии этого ремесла неоспорима. Приглашение в 1725 году кружевниц из Брабанта – региона Бельгии, известного своими традициями кружевного дела, – стало важнейшим импульсом. Эти опытные мастерицы обучали воспитанниц Новодевичьего монастыря, заложив основу для развития кружевоплетения на территории России.

Однако следует отметить, что до приглашения иностранных специалистов в России уже существовали местные традиции плетения кружев, пусть и менее развитые в техническом плане. Эти традиции, вероятно, влияли на формирование уникального стиля вологодских кружев. Выбранный регион – Вологодский край – оказался идеальным местом для развития этого тонкого ремесла. Здесь произрастали высококачественные сорта льна, а хорошо развитая торговая сеть способствовала распространению вологодской продукции как внутри страны, так и за ее пределами.

Мастера-кружевницы черпали вдохновение в окружающем их мире, используя мотивы местного народного творчества. Узоры были не просто декоративными элементами, они несли в себе символическое значение, отражая мировоззрение и представления людей того времени.

В 1820-е годы под Вологдой появилась первая фабрика кружев, однако фабричное производство не заменило, а скорее дополнило ручной труд, который ценился за свое мастерство и неповторимость. Ключевую роль в возрождении и совершенствовании русских техник кружевоплетения сыграла Мариинская практическая школа кружевниц, основанная в Санкт-Петербурге в 1883 году по указу императрицы Марии Федоровны.

За 30 лет существования через школу прошли сотни крестьянок из Вологодской и Вятской губерний, которые впоследствии стали руководителями кружевных мастерских в своих селах, распространяя полученные знания и навыки. Участие мариинских кружевниц в международных выставках принесло вологодскому кружеву мировую известность.

Гран-при, полученное школой на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, стало признанием высокого уровня мастерства и значимости вклада в развитие женского народного промысла. Позже, в 1937 году, Гран-при Всемирной выставки в Париже получила продукция Вологодского кружевного союза, подтверждая продолжающееся признание высокого качества вологодских кружев.

Купола русских церквей



Купола русских церквей поначалу были основаны на византийской архитектуре.

Купола русских церквей поначалу были основаны на византийской архитектуре.


Принятие христианства на Руси в X веке ознаменовало начало активного церковного строительства. Византийская архитектура, с её крестово-купольными храмами, послужила основой для формирования русского церковного стиля. Однако простое копирование было исключено. Русские зодчие, учитывая местные строительные традиции и климатические условия, внесли существенные изменения.

Византийские храмы, преимущественно каменные, отличались строгостью форм и лаконичностью декора. Русские же архитекторы, широко используя дерево, стремились к созданию более масштабных и воздушных сооружений, достигая ощущения внутреннего простора и устремленности ввысь, характерного для русского религиозного чувства.

Главным отличием стало количество куполов. Если византийские храмы, как правило, были одноглавыми, русские храмы часто украшались тремя, пятью и даже семью куполами, символизирующими различные аспекты веры или святых. Форма самих куполов также претерпела трансформацию. Изначально русские купола повторяли византийский «парусный тип», но постепенно сформировался уникальный русский «купол-луковица», ставший одним из главных символов русской архитектуры.

Влияние разных культур прослеживается и в деталях. Например, узкие и редкие окна барабанов русских церквей отличались от широких и частых византийских аналогов. Это связано, вероятно, с климатическими условиями и стремлением к лучшей теплоизоляции. А приглашение каменщиков из Волжской Булгарии во Владимиро-Суздальское княжество свидетельствует об активном культурном обмене и взаимовлиянии разных архитектурных школ.

Декор также не остался вне влияния. В русской церковной архитектуре можно наблюдать использование традиционных русских орнаментов и мотивов рядом с византийскими элементами. А в следующем материале предлагаем узнать, Почему мир захлестнула мода жить полусферах и отчего купольные дома называют архитектурой будущего.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








182
сегодня 09:28
В закладки
Версия для печати