Отечественное законодательство в разрезе истории долгое время не располагало четко сформулированными запретами для женщин на те или иные профессии. Веками это регулировалось традициями, религией и обычаями, которые сильно отличались для различных сословий и культур. В итоге, первая россиянка со степенью доктора медицины работала на хуторе, будучи хорошо известной в мире. Эффективно преодолевать общественное сопротивление удалось уже женщинам послереволюционной России. Как слабый пол утверждался в запрещенных для себя сферах деятельности, и кто им в этом мешал?
По заветам традиций
Женщин часто обвиняли в ведьмовстве. / Фото: www.Pinterest
Человечество существовало без законов большую часть своей истории. До появления государства отношения регулировались обычаями, запреты же налагались коллективно. Моральные нормы не только менялись со временем, но и разнились за пределами семьи, общины, региона. По этому же принципу регламентировались допустимые для женщин роли. В докиевскую эпоху «профессии» славянок обуславливались первобытными моделями поведения, а вот с формированием древнерусской государственности и приходом христианства на первый план вышли церковные предписания и княжеские постановления.
Летописец Переяславля Суздальского (13 век) гласит: «Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела совершают, но и любви предаются сколько хотят, не сдерживаемые вовсе своими мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на зверей; и запросто властвуют над мужьями своими». Если ветхозаветные сюжеты иллюстрировали порочность женщин, до более поздние акценты Нового завета символизировали представительниц слабого пола в разрезе милосердия, кротости, усердия в вере и жертвенности. Правда Ярослава уже не видит женщину самостоятельно действующей личностью - жена и дети становятся собственностью мужа. В Судебниках 1497-го и 1550-го упоминаются лишь бесчестные виды занятости - ведьмы и проститутки.
Первая разрешенная женская профессия
В древнерусскую эпоху в люди выбивалась лишь женская знать. / Фото: www.culture.ru
Долгое время женскую профессиональную реализацию тормозил страх быть обвиненной в ворожбе, чародействе, наузничестве или волховании. Женщин могли сделать ответственными за неурожай, стихийные бедствия, эпидемию. И не просто сделать, а сурово за это наказать. С 15 века путь в «дело» открылся слабому полу благодаря престолонаследию. В эту категорию входили полновластные княгини, царицы, императрицы или регентши. Сестры и дочки управленцев стали выполнять дипломатические задачи, вступая в союзы с иностранными аристократами. Дочь Ивана III Елена после заключения брака с литовским князем грамотно служила на московские интересы: объединяла единоверцев, посредничала в мирных переговорах Литвы и Руси.
По данным историка Натальи Пушкаревой, в период с X по XV столетия более чем 50 русских аристократок отметились успешной внешнеполитической деятельностью. С домосковского периода женщины занимались родовспоможением. Повитухи собирали, хранили и передавали народно-акушерские знания. Часть историков считают повивальное дело первой признанной официально и открыто оплачиваемой профессией российских женщин. Веками родовспоможение развивалось вне теоретической медицины, и лишь в 18 веке государство законодательно регламентирует повитушество с чтением лекций и отчетностью перед правительством.
Первая легальная профессия - повитуха./ Фото: www.artchive.ru
При этом к остальным специализациям женщин продолжали не допускать. До того, как им удалось прорваться на отечественные медфакультеты и кафедры, лелеялась идея о том, что женщина-врач — это абсурдно и безнравственно. Достойная врачебная практика и преподавательская работа долго были недоступны для выпускницы Медико-хирургической академии Кашеваровой-Рудневой. Ей не помогали ни золотая медаль, ни степень доктора наук. Оставалось отстаивать профессиональную честь в суде, врачевать на хуторе и терпеливо писать научные труды.
Сегодня в банальном чтении невозможно усмотреть женскую эмансипацию, но приобщение слабого пола к книгам дало в 19 веке десятки имен отечественных писательниц. А ведь ниша веками отводилась только мужчинам. Этот женский тип породил и хозяек литературных салонов. Там велись художественные чтения и философские дискуссии при участии лучших умов своего времени. Так, хозяйка одного из таких салонов княгиня Евдокия Голицына в итоге признана первой русской женщиной, написавшей математический трактат.
Вольности от Екатерины Великой
Преподавательницы Смольного. / Фото: www.iz.ru
Заигрывать с педагогическими идеями Просвещения взялась Екатерина II, основавшая Смольный институт для обучения дворянок и мещанок. Правда, профессиональный горизонт смолянок был ограничен фрейлинами при дворе, гувернантками или наставницами в женских учебных заведениях. Но это был толчок для того, чтоб женщины потянулись к науке. Выпускницы Смольного возглавили создаваемые женские учебные заведения и всё настойчивее вторгались на мужскую территорию. Выходцы из института - одна из первых российских химиков Вера Богдановская-Попова, первая архитектор Нина Новаковская, первая отечественная композитор-арфистка Ксения Эрдели.
Доступ к огромному числу высококвалифицированных должностей не запрещался прямо, но парализовался отсутствием университетских дипломов. До самого 1918-го общество твердо отстраняло женщин от российских университетов и осуждало тех девушек, которые получали образование в Европе. В социуме продолжала превалировать идея о том, что работать женщина не должна, а средствами к существованию ее должны обеспечивать отец, братья или муж. Чуть иначе обстояло дело в непрестижных сословиях. Знать только обогащалась на труде крестьянок и работниц промышленности.
Советская эпоха
Итоги борьбы за равные права. / Фото: www.aif.ru
После революции вопрос женских профессий отличался неоднозначностью и крайней переменчивостью, что соответствовало настроениям эпохи. Активная борьба женщин за права и равные возможности привела в 1930-е к урону женского здоровья из-за чрезмерных нагрузок. К 50-м Моссовет решил, что пора разграничить профессии для разных полов, и лишь в январе 1960-го появился конкретный перечень тяжёлых работ, куда женщины не допускались. Более 3 тысяч тружениц лишились мест работы. Теперь представительниц слабого пола не принимали в лесопарковые хозяйства, не допускались дамы и к водопроводно-канализационным работам. В сфере городского транспорта женщинам разрешались лишь физически несложные работы – как правило, в диспетчерской службе.
Проблему в реализации распоряжения составляло то, что на многих заводах женщины составляли большую часть трудового коллектива. Прекрасный пол отвечал за укладку бетона, строительные работы, обжиг кирпича, штукатурку высотных фасадов. И тогда правительству пришлось выпустить дополнительное решение №41/18 «Об использовании женского труда на тяжелых работах в Управлениях Мосгорисполкома». На руководителей тяжелых производств, не внявших предыдущим ограничениям, накладывалась дисциплинарная ответственность. Кроме того, обозначился вопрос охраны труда, механизации предприятий и переквалификация с обучением и последующим трудоустройством.
Вспомним детальнее о специфике женского труда в давние времена. Вопленицы, плевальщики, наузницы и другие забытые сегодня профессии, популярные на Руси.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: