К моменту коллективизации женщины уже были практически уравнены в правах с мужчинами согласно новой Конституции. Однако мало наделить правами номинально, нужно чтобы это прочно закрепилось в головах у тех, кто должен жить по этим самым новым законам. Пока же было понимание совсем иное. Вполне логичным было предположить, что у хозяина отобрали коров, лошадей, сделали общими землю и заводы, то вполне могут добраться и до самой ценной мужской собственности – женщины.
Однако если разобраться более детально, оказывается, чья-то неуместная шутка была подхвачена и распиарена противниками большевиков. Последние же скорее наделив женщин правами, сделать их сторонниками в строительстве социализма, а не делать из них врагов режима. Ведь именно к этому бы и привели любые даже намеки на социализацию такого плана в стране с патриархальными устоями.
Откуда пошли слухи о национализации
Одна из вариаций на тему декрета. / Фото: www.fishki.net
В начале 1918 года, стоит заметить задолго до коллективизации, западные газеты стали публиковать статьи о том, что большевики намерены обобществлять женщин. Откуда же взялись эти слухи? В это время революция полыхала на только в России, но и повсеместно по Европе. Формирование негативного образа большевиков было призвано оттолкнуть большинство от желания принять участие в общественной борьбе. Социализация женщин и раздувание слухов об этом, стало отличным способом добиться демонизации образа большевиков.
Ни в каких архивах таких документов историкам найти не удалось, зато они есть в старых газетах. Вот только к этому декрету, действительно опубликованному в свое время, большевики никакого отношения не имеют. В Саратове в этот период существовала партия анархистов – крупнейшая на тот момент. Именно их «перу» якобы и принадлежит декрет, который был создан по той же форме, что и декреты Советской власти. Она сыпала ими едва ли не ежедневно, поэтому никто особо не удивился тому, что появился очередной, к тому же по форме напоминающий все предыдущие. Говоря проще, никто особо не стал разбираться откуда ноги растут, зато распространять возмутительный декрет стали с молниеносной скоростью.
Активистки-революционерки. / Фото: www.a-avtopartsshop.ru
Саратовские газеты пытались внести некоторую ясность, описывая события, случившиеся после опубликования декрета. Толпа обезумевших женщин собралась у дверей клуба анархистов и требовала выдать им автора декрета. Им удалось проникнуть внутрь и устроить там погром. Оказалось, что это было «шуткой» владельца чайной Михаила Уварова. Анархисты, на которых теперь пытались повесить ответственность за декрет теперь уже ворвались в чайную, не только разгромили ее, но и разделались с самим Уваровым.
Однако «документ», пусть и поддельный, что называется пошел в народ и даже регулярно печатался во многих газетах. В одних в качестве развлечения для публики, в других для очернения молодой власти. Некоторые даже добавляли новые пункты от себя, делая декрет практически народным документом.
О чем говорилось в фейковом декрете
Некоторые идеи большевиков были утрированы и использовались против них же самих. / Фото: www.msk.kprf.ru
Созданный как шутка декрет, все же был создан весьма умело. Состоял из преамбулы и 19 параграфов. Все сводилось к тому, что из-за социального неравенства, «лучшие экземпляры» женщин перешли в руки буржуазии, что негативно сказывается на продолжении рода человеческого. Для восстановления социальной справедливости и создавался декрет, который должен был сделать определенную категорию женщин, а именно тех, кто находился на заре своей молодости и привлекательности, достоянием общественности.
Итак, согласно документу, уже с мая этого же года, все женщины от 17 до 32 лет, за исключением тех, кто имеет больше 5 детей, становятся общественным достоянием. Был определен даже порядок пользования общественным достоянием, распределение же будет осуществляться саратовским клубом анархистов. Именно эта отсылка видимо и стала причиной считать автором опуса местную партию анархистов.
Пользоваться отдельным экземпляром можно было не чаще чем три раза в неделю и не больше трех часов. Причем для получения такого права необходимо было принести документ, подтверждающий принадлежность к пролетариату. Бывший муж имел некие привилегии, например, на пользование без очереди. Это, конечно, только в том случае если он не чинил препятствий для коллективизации собственной жены.
Советские женщины получили полные права уже в 1917 году. / Фото: www.flectone.ru
Предполагался даже некий бюджет на все это сомнительное мероприятие. Каждый пользователь должен был перечислять 9% своего заработка в фонд, а те, кто не имел отношения к пролетариату, но тоже желал пользоваться народным достоянием, должен был заплатить 100 рублей в месяц. Из этого фонда платилось бы пособие женщинам, в том числе и декретные выплаты и тем, кто ушел на «заслуженный отдых». О реакции тех, кто прочел сей опус и принял его за чистую монету догадаться не сложно.
К первоначальному варианту всякие умельцы дописывали новые трактаты и документы. Некоторые даже публиковались, а всякие шутники даже организовывали себе мандаты, якобы дающие право на социализацию определенного количества женщин. В некоторых деревнях газетные публикации, опубликованные в шутку, принимали за чистую монету. Организовывая некие мероприятия, основываясь на нем. С жалобами подобного рода обращались лично к товарищу Ленину.
Феминизация
Инесса Арманд. / Фото: www.legendapress.ru
Декреты, касающиеся женщин на самом деле принимались новой властью в первые же месяцы после революции. Они были уравнены в правах с мужчинами, могли инициировать развод, получать пособие по родам и работать 8 часов в день. Ленин активно поддерживал любую активность в данном вопросе, в том числе и проведение женских съездов и конференций. В 1919 году он писал в своей статье о том, что за два года им удалось сделать огромный прорыв в освобождении женщин и достижении социального равноправия. И это было правдой.
В 1919 году был создан Женотдел, заведовать которым была назначена Инесса Арманд – сподвижница Ленина, хотя все были прекрасно осведомлены кем приходится Арманд Владимиру Ильичу на самом деле. В первое время отдел занимался тем, что организовывал конференции и различные съезды, на которых разъясняли женщинам их права и объяснял, что семьей их жизнь не ограничивается. Позже отдел возглавляла Александра Коллонтай, которая позже станет первым женщиной министром в стране. В этот период многое было сделано для повышения грамотности среди женщин и их более активного участия в общественной и политической жизни.
Тем временем по инициативе Надежды Крупской стали повсеместно выпускаться специализированные женские журналы. Основной задачей публикаций в них было привлечение коммунисток к активному строительству социализма. Журналы должны были сподвигнуть их стремиться стать равноправными членами общества. Уже к 1923 году стали появляться мнения о том, что работа Женотдела приводит к отрыву женской половины от основного рабочего класса, создавая таким образом новую прослойку с налетом феминизма. К концу 20-х Сталин полностью расформировал Женотдел, посчитав, что свою к этому времени он уже полностью выполнил и женский вопрос полностью решен.
Однако в чем же заключалось равноправие на советский лад? Женщины получили право на работу, точнее это стало обязанностью каждой уважающей себя советской женщины. Для того чтобы являться социально одобряемой необходимо было теперь не просто состояться в браке и материнстве, но еще и на работе. При этом, прежних обязанностей с женщин никто не снимал. Патриархальные устои, заложенные в менталитете не позволяли в одночасье начать жить иначе. Стало ли у женщин больше прав? Безусловно, да. Стали ли от этого жить лучше? Вряд ли.
Сама основательница женского движения Инесса Арманд была весьма свободолюбива. Настолько, что оставила своих детей первому мужу, вышла замуж за его родного брата и не отказывалась от тесного общения с Лениным.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: