Плоские однотонные изображения на контрастном фоне довольно привычное явление в искусстве, с помощью которых легко передать основные черты человека или предмета. Но когда-то слово «силуэт» было нарицательным, а получить такую картину было унизительно, и все благодаря министру финансов Франции XVIII века Этьену де Силуэту. Его фамилия стала означать бедность, и когда говорили «по-силуэтовски», то указывали на большую скупость. Аристократы его признали «виноватым» в своих ограничениях, потому что он был реформатором, который ввел налог на роскошь.
Скупой эксперт по финансам Этьен де Силуэт и его реформы
Этьен де Силуэт, занимавший должность Генерального контролера финансов Франции в 1759 году. / Фото: bolshoyvopros.ru
В середине XVIII века финансовое положение Франции было незавидным. Семилетняя война истощила казну, и появился дефицит, с которым нужно было разобраться. По совету мадам де Помпадур Людовик XV назначил на должность Генерального контролера финансов страны Этьена де Силуэта. Он получил экономическое образование в Лондоне, что считалось в то время престижно.
Работа Этьена была профессиональной, но не нашла одобрения среди людей, особенно знати. Так как ему нужно было урегулировать расходы и поступления, он ввел реформы, уменьшающие растраты. Упорядочил выдачу пенсий и других раздач, выпустил государственные займы, стимулировал свободную торговлю, отменил откупную систему сбора налогов. Но самое главное – основное бремя пришлось нести аристократам, потому что был введен налог на роскошь. Он рассчитывался по общей площади окон, дверей, учитывалась прибыль, наличие прислуги и предметы роскоши.
Этьен де Силуэт в профильном изображении.
Аристократы, которые привыкли жить как вздумается, начали критиковать Генерального контролера, а ограничение своих прав назвали «а-ля Силуэт». После этого вошло в обиход выражение «по-силуэтовски», когда нужно было описать чью-то повышенную скаредность, экономию, дешевизну или низкокачественный товар.
Этьен де Силуэт после 8 месяцев работы ушел с должности и поселился в провинции, продолжая работать над упорядочением местного бюджета. Но издевательское «à la Silhouette» еще долго присутствовало при французском дворе.
Силуэт – дешевый вид портретов
Изображение семьи с помощью техники силуэт. / Фото: Pinterest
Слово «силуэт» «приклеилось» к портретам, которые создавались на однотонном фоне в профиль. Они изготавливались быстро и не представляли конкуренцию дорогим масляным, которые изображали аристократию. Более доступный метод запечатлеть свое изображение назвался «силуэтовским», отчасти и потому, что бывший генеральный контролер Франции увлекался вырезанием таких образов.
Только со временем легкость и простота техники «вырезание теней» приобретет модное направление. Силуэт станет распространенным явлением при французском дворе, а потом разойдется по всей Европе.
Как изобрели аппарат для быстрого создания портретов в профиль: физионотрасс
Изобретение физионотрасса. / Фото: fishki.net
Ускорить процесс создания силуэта помог прибор, придуманный французским виолончелистом и гравером по совместительству Жилем-Луи Кретьеном. Он придумал «физионотрасс», с помощью которого можно было с натуры рисовать человека в профиль.
В начале XIX века был создан новый физиогнотрейс Джоном Хокинсом. Свою версию он официально запатентовал и представил потенциальным покупателям. Его устройство отличалось тем, что изображение могло уменьшать силуэт до двух дюймов. Именно это и позволило быстро изготавливать силуэты и даже поставить процесс на машинное производство. Такие профили можно было поместить в рамку или собирать в альбомы как фотографии. Через три года права на изобретение Хокинс продал за 1 600 гиней.
Способ перенесения линий был прост. Во время рисования человек размещался за рамкой, на которую крепили лист бумаги. Голову нужно было положить в вогнутое место, а чтобы держать равновесие, устанавливалось маленькое приспособление в виде чаши, в которое можно было упереться плечом. Была придумана схема нанесения основной черты изображения. Указатель с другой стороны листа перемещался по кругу и мог обвести любой предмет.
Многие художники стали использовать «силуэт» в своем искусстве, а первый партнер Кертьена Эдме Кенеди вообще открыл свое дело, отделившись от виолончелиста.
Применение силуэта в искусстве
Силуэтное искусство. / Фото: euro-royals.livejournal.com
Техника силуэтного изображения набрала популярности в конце XIX века. Ею пользовались профессиональные художники и не считали дешевым проявлением искусства. С помощью силуэта воспроизводили жеманный стиль рококо, жизнь дворян, дворянские усадьбы, портреты известных людей. В ювелирном искусстве силуэты использовались в миниатюрной форме для кулонов, в которых хранили образ любимого человека.
Силуэт Екатерины 2. / Фото: tr.pinterest.com
В России силуэтные портреты изготавливались с конца XVIII века, после прибытия в столицу французского мастера Ф. Сидо. Он создал 227 портретов, вырезая их из черной бумаги и обрамляя гравировкой. Портреты принадлежат Екатерине II, ее придворным и членам семьи. Среди русских мастеров стали известными силуэтными портретистами граф Ф. Толстой, Д. Евреинов, А. Бенуа, Г. Нарбут и другие художники.
Силуэтное изображение Евгения Онегина. / Фото: literaguru.ru
Силуэтное изображение стали воспринимать как утонченное искусство, с помощью которого можно изящно передать отображаемый объект, создавать целые композиции, миниатюры. Чего только стоят известные силуэты В. Свиталского для романа «Евгений Онегин». То, что сначала было воспринято как «дешевка», стало способ проявления вкуса и утонченности.
Кроме Силуэта, в список с нарицательными фамилиями попали Роберт Ловелас, Меценат, Кулибин, Папарацци и другие. Они создали память о себе своими поступками, которые их увековечили лучше любого памятника.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: