В мае 1933 года на остров, расположенный недалеко от таежной деревушки Назино, ниже по течению реки Оби, привезли более 6 тысяч человек. Люди, многие из которых имели статус «врага народа», оказались заточены на небольшом клочке земли без еды и крова. Понадобилось совсем немного времени, чтобы потерявшие человеческий облик осужденные, стали опасны для друг друга.
События, произошедшие на территории Александровского района Западно-Сибирского края (сейчас это территория Томской области) в 1933 году, современники называют Назинской трагедией. Однако в советских документах, которые долгое время были засекреченными, она сухо именуется «назинский инцидент», «события вблизи д. Назино». Сюда на небольшой остров, который часто называют необитаемым, однако это было бы излишне утрировано, скорее он был просто пустым, потому что мало интересовал местное население из-за небольшой площади (менее одного квадратного километра) и удаленности от суши. К тому же, во время паводка его нередко полностью затапливало.
Именно на этот неприглядный остров привезли так называемый «спецконтингент» на барже и оставили под присмотром вооруженной охраны. Остров должен был быть временным местом обитания конвоируемых к спецпоселению. Однако командование томского конвоя и сами не были достаточно осведомлены куда необходимо доставить эту категорию граждан. По некоторым данным эти «деклассированные элементы» ожидали, когда их направят для размещения в специальных трудовых поселениях дальше на восток. Однако почти для 4 тысяч из них остров Назино стал местом последнего приюта.
Антисоветские элементы – прочь из городов
В качестве мест для поселений выбирались глухие места Фото: www.ru.wikipedia.org/wiki
Откуда же в советской системе стало выявляться столько деструктивных элементов, требующих изоляции от общества? В 1917 году в стране была отменена паспортная система, которую в 30-е годы стали возрождать. Справедливо было решено, что именно паспорта смогут помочь отследить миграцию внутри страны. Официально транслировалось, что советский человек может жить и работать там, где захочет.
Однако после волны раскулачивания, создания коллективных хозяйств, огромное количество крестьян хлынули в города в поисках лучшей жизни. Встал вопрос о легализации вновь прибывших. Параллельно с введением паспортной системы, стали проводится зачистки от тех, кто документов не имел. Вместе с ними задерживали и тех, кто подрывал основы советского общества: занимался бродяжничеством, спекуляцией, сюда же относились нищие и бывшие священнослужители - все те, кто не был задействован в труде на благо Отечества.
Остров нередко полностью оказывается под водой Фото: www.mapofmemory.org
Само собой, государство не рассчитывало содержать их в тюрьмах за свой счет. Наоборот, планировалось решить сразу две проблемы: очистить общество от деструктивных элементов и заселить почти безлюдную Сибирь, ведь именно туда в спецпоселения отправлялись задержанные.
Под массовую зачистку попадали и те, кто паспорта имел, но просто в момент проверки был без него. Без особых разбирательств, задержанных могли оперативно отправить в трудовые поселения. К тому же вместе с ними же по этапу отправлялись рецидивисты, которых депортировали из тюрем центральной части страны из-за их загруженности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие секреты хранили закрытые города СССР: как живут там люди в наши дни и чем занимаются
Ход событий Назинской трагедии
Сталинский режим нередко винят за жестокость Фото: www.inosmi.ru
Накануне Назинской трагедии была проведена зачистка в двух самых крупных городах страны. Поезд, со спецконтингентом из Москвы и Ленинграда по пути следования доукомплектовывался, ведь зачистки проводились и в других городах. К моменту прибытия в Новосибирск, число тех, кто должен был перевоспитываться трудом, превысило шесть тысяч.
В Томске задержанных поместили на баржу. Пунктом прибытия значилась Александро-Ваховская спецкомендатура ОГПУ. При этом спецкомендатуры отдаленных регионов часто имели весьма расплывчатые очертания и занимали несколько районов. До острова Назино, который должен был стать перевалочным пунктом, баржи добирались больше двух недель. В переполненных трюмах из-за духоты, отсутствия питания и постоянных стычек, количество вынужденных переселенцев успело сократиться на несколько десятков человек еще до прибытия на остров.
После того как трудовые поселенцы высадились на остров, по всему его периметру была расставлена вооруженная охрана. Пытавшихся бежать конвой мог расстреливать в упор. Были разбиты несколько палаток, но только для больных поселенцев, у некоторых из них были подозрения на тиф и холеру. Выдача пайка питания была организована только на 6 день после высадки. В паек входило 0,5 кг хлеба, 0,3 кг крупы, 0,1 кг сахара и соль. Беременных женщин (были среди задержанных и такие) отправили под наблюдение в ближайший населенный пункт.
Сибирская погода довольно скоро показала себя во всей красе. Если во время высадки на берег было скорее жарко, то совсем скоро вернулась зимняя температура вместе со снегом и ветрами. Не имеющие крова и инструментов для его постройки, ссыльные оставались голодными и на открытом воздухе, согреваясь только теплом от костров. К тому же среди них были уголовники – рецидивисты, агрессивно настроенных к остальным. Все это приводило к тому, что число оставшихся в живых стремительно сокращалось.
Добраться до острова сложно и сейчас Фото: www.google.ru/maps
Со стороны охраны были попытки создать некое подобие порядка и системности. Людей разбили на бригады и стали выдавать продовольствие бригадиру. В результате это привело к тому, что еда просто не доходила до остальных. Имели место подтверждённые случаи каннибализма. Охрана также вела себя агрессивно по отношению к потерявшим человеческий облик задержанным. Участились случаи избиения и расстрелов.
К моменту переправы людей на большую землю (это случилось по одним данным через неделю, по другим через 3 месяца) в живых оставалось только две тысячи человек. К тому же до цивилизации в принципе было далеко, а значит факт того, что людей вывезли с острова, еще не гарантировал спасения. Вокруг все так же была тайга, не было ни еды, ни теплой одежды, ни лекарств.
Эти и многие другие бесчеловечные факты указал в своей служебной записке, адресованной лично первому генсеку, Василий Величко, занимавший должность инструктора-пропагандиста Нарымского окружного комитета ВКП(б). По его обращению были проведены проверки, которые подтвердили правоту Величко. Практически сразу же все материалы дела стали носить статус «секретно», информация о них была обнародована лишь в 90-е годы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как бериевская амнистия 1953-го и выход из лагерей десятков тысяч заключенных изменили жизнь в СССР
Волею случая
Василий Величко Фото: www.sibreal.org/
Василий Величко, благодаря которому эта трагедия стала известна, был отправлен в Нарымский окружной комитет для того чтобы сделать репортаж о том насколько успешно происходит перевоспитание антисоциальных элементов и каких успехов они уже достигли. Если бы не его инициативность и желание докопаться до сути, возможно, именно «ура-репортаж» бы он и преподнес своему руководству. Однако информация, которую он получил от участников событий, была слишком шокирующей, чтобы молчать о ней.
После того как дело было засекречено, Величко был снят с должности, но никаких репрессивных мер по отношению к нему предпринято не было. Он работал военным корреспондентом во Время Второй мировой войны, написал несколько романов о Сибири, но в них нет ни слова о Назинской трагедии. В 1989 году острову присвоен статус объекта исторического наследия, чуть позже на нем установили поклонный крест, но из-за регулярных половодий его смыло водой.
Остров Назино не единственный, куда свозили поселенцев в 30-е годы.Что делали заключенные ГУЛАГа на священном острове с идолами, сбежать откуда невозможно
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: