Этого незаслуженно забытого русского поэта многие «открыли» для себя только спустя два столетия. Он был современником Пушкина, чья слава часто затмевала его творчество при жизни. Хотя сам Пушкин высоко ценил изысканный стиль, сдержанную элегантность и философскую глубину стихов Евгения Баратынского и даже называл его лучшим поэтом России. Их поэзия была разной, на фоне открытого романтизма Пушкина творчество Баратынского отличалось интроспективностью, поиском смысла жизни и глубокими личными переживаниями.
Детство и юность Евгения Баратынского
Портрет юного Баратынского
Он родился в самом начале XIX века, в Тамбовской губернии, в родовом имении Мара, в семье польских дворян, фамилия которых происходила от названия их прежнего владения - родового замка Боратын в Галиции.
В конце XVII века предки Евгения Баратынского переехали жить в Петербург и приняли православие. Отец будущего поэта был генерал-лейтенантом царской армии и пользовался благосклонностью императора Павла I, который за верную службу подарил ему имение в Тамбовской губернии. Мать занималась воспитанием восьмерых детей, среди которых Евгений был старшим.
С детских лет он отличался от своих братьев и сестер меланхолическим складом характера, читал философские трактаты, много думал, рано начал писать стихи. В семье говорили на французском языке, воспитывая детей на французской классической литературе. Начальное образование дети получали дома под руководством итальянского наставника.
Когда Евгению исполнилось 15 лет, его отдали в элитное учебное заведение того времени - в Пажеский корпус в Санкт-Петербурге, но спустя год он был отчислен вместе с компанией друзей, которые совершили кражу табакерки и 500 рублей у дяди их однокурсника. За совершенный проступок Евгений также был лишен дворянского титула.
После глубокого душевного потрясения он вернулся в свое родовое имение и в течение трех лет вел затворнический образ жизни, писал стихи, а затем пошел служить в армию рядовым солдатом. Его мать писала многочисленные прошения императору, умоляя о прощении сына, но вернуть дворянский титул ему удалось только через 10 лет после образцовой службы.
Ранние стихи поэта, написанные в период затворничества в родовом имении, отличаются глубиной переживаний, надрывом и отчаянием. В них прослеживаются явные попытки не подражать творчеству Пушкина, которого он считал образцом русской поэзии.
Знакомство с Дельвигом, Пушкиным и первые сборники стихов
Пушкин и Дельвиг, оказавшие огромное влияние на творчество Баратынского
В 1820 году молодой поэт познакомился с Антоном Дельвигом, который оценил его талант, помог справиться с упадническим настроением и издать первые сборники стихов. Он же стал первым критиком и редактором его произведений.
Баратынский, в совершенстве владея французским, немецким и итальянским языками, писал свои произведения на русском, при этом допускал чудовищные ошибки в словах и не умел справляться со знаками препинания. Поэтому перед публикацией он стал отдавать свои стихи Дельвигу для проверки.
Через Дельвига Баратынский познакомился с Пушкиным, который высоко оценил его произведения и даже как-то сказал, что после его элегий ему стыдно читать свои. Такое признание любимого поэта становится для Баратынского важным событием в жизни, придает уверенности в своих силах и вдохновляет на дальнейшее творчество.
Вскоре Баратынский получает назначение в корпусной штаб генерала Закревского в Гельсингфорсе и на несколько лет уезжает в Финляндию. Он полюбил суровую природу этой страны, которая дает ему умиротворение и раскрывает творческий потенциал. Там под влиянием «Кавказского пленника» Пушкина он пишет свою первую большую поэму «Эда», при этом стараясь отойти от романтизма, придерживаясь реалистичного стиля, с оттенком сентиментального пафоса.
Роман с Грушенькой, женитьба на Анастасии Энгельгардт и рождение девятерых детей
Возлюбленная поэта Аграфена Закревская и жена Анастасия Энгельгардт
В Финляндии Баратынский заводит тайный роман с женой генерала Закревского, красавицей Грушенькой, ставшей впоследствии любовницей Пушкина. Он посвящает ей стихи, страдает от безнадежной любви и не находит в себе силы разорвать эти мучительные для себя отношения. Они заканчиваются спустя несколько лет, когда Баратынский получает звание офицера и из-за болезни матери переводится в московский полк.
В 1826 году он женится на Анастасии Энгельгардт, дочери генерал-майора царской армии, которая не отличалась особой красотой, но обладала тонким умом, отличным вкусом и хорошо разбиралась в русской литературе и поэзии. С ее помощью Баратынскому удалось занять прочное положение в светском обществе и получить разрешение царя уйти в отставку.
Они с супругой поселяются в ее подмосковном имении Мураново, которое стало их родовым гнездом. В последующие годы в их семье родилось 9 детей. Здесь Баратынский написал свои лучшие произведения, завершил работу над самой большой своей поэмой «Цыганка».
Семейная жизнь Баратынского внешне казалась счастливой, но глубокая меланхолия вновь возвращается к поэту и остается фоном всей его дальнейшей жизни и творчества. Он тяжело переживает неприязнь критиков, растущую вместе с его популярностью, которые обвиняют поэта в излишнем влиянии классицизма, накатанности стиля и мрачности произведений.
«Сумерки»
Евгений Баратынский / Фото: bykovfm.ru
В зрелом возрасте Баратынский становится поэтом мысли, творчество которого отличается классическим стилем, опирающимся на образцы прошлого, что для беспечного XIX века было необычным явлением. Кроме того, в своих стихах он использует сложные предложения, расширенные придаточными и скобками, из-за чего его стиль не находит понимания у многих молодых современников.
Главным мотивом поэзии Баратынского является стремление к гармонии с природой, к возврату в более органическое и естественное прошлое. Наблюдая, как человечество неуклонно и неумолимо удаляется от природы, он невольно переносит тоску и чувство безысходности в свою поэзию.
В 1842 году выходит последний сборник стихов Евгения Баратынского «Сумерки», который современные литераторы называют вершиной его творчества. Сборник был тщательно продуман и структурирован, он включал 27 произведений, в котором каждое последующее стихотворение сюжетно и идейно было связано с предыдущим.
Но критики нанесли жестокий удар по творчеству поэта, безжалостно разгромив его великое произведение. В частности, резкая, уничижительная рецензия ведущего литературного критика Виссариона Белинского сильно ранила поэта и по сути стала последней каплей, приведшей к его глубокой депрессии и ранней смерти.
Путешествие по Европе и внезапная смерть в Неаполе
Портреты Евгения Баратынского
После разгромной статьи Белинского, граничащей с оскорблениями, Евгений Баратынский исчезает из литературных кругов Москвы, закрывается в своем родовом имении, перестает общаться с друзьями и писать стихи, а потом вместе с женой и тремя сыновьями отправляется за границу, надеясь найти успокоение в путешествии по Европе и там попробовать вернуться к творчеству.
Он посещает многие города Германии, полгода проводит в Париже, знакомится со многими французскими писателями и поэтами, но за все время пишет всего несколько стихотворений.
Летом 1844 года поэт отправляется морем в Неаполь и ночью на палубе корабля пишет свое последнее пророческое стихотворение «Пироскаф», в котором отчетливо прослеживается предчувствие скорой смерти. По приезду в Неаполь у него обостряются головные боли, ссора с женой добавляет переживаний, и ночью 29 июня поэт умирает от разрыва сердца. Подробности его смерти до сих пор остаются неясными, ведь единственным свидетелем была только его супруга, которая не смогла рассказать никаких подробностей, вероятно, опасаясь обвинений в свой адрес.
Неопубликованные произведения Баратынского, сплошь пронизанные разочарованием и отчаянием, позднее были изданы его сыновьями, а после долгого периода забвения он, как выдающийся поэт-мыслитель, был вновь «открыт» уже в ХХ веке Анной Ахматовой и Иосифом Бродским - одним из самых выдающихся поэтов и литераторов конца XX века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: