Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    

Скульптор Паоло Трубецкой и самая известная его работа – памятник императору Александру III | Фото: artcontext.info

Скульптор Паоло Трубецкой и самая известная его работа – памятник императору Александру III | Фото: artcontext.info

81 год назад, 12 февраля 1938 г., ушел из жизни итальянский скульптор и художник русского происхождения Паоло Трубецкой. Он был уникальным продолжателем знаменитой династии Трубецких: родился в Италии, но много лет прожил в России, оказав заметное влияние на отечественное искусство, не получил никакого системного художественного образования, но преподавал в Московском училище живописи, не читал «Войну и мир» и других книг, но был другом Льва Толстого. Его критиковали за карикатурность образов, но доверили создание памятника императору, что привело к скандалу. И это далеко не все…


П. Трубецкой. Портрет матери, 1912 | Фото: liveinternet.ru

П. Трубецкой. Портрет матери, 1912 | Фото: liveinternet.ru

Отец Паоло, князь Петр Трубецкой, состоял при российском царском дворе. В 1863 г. его направили в Италию в качестве дипломата русского посольства во Флоренции. В России у него осталась жена, но за границей он встретил другую женщину, с которой захотел связать свою судьбу, – американскую пианистку Аду Винанс, приехавшую в Италию учиться пению. Чтобы спасти от огласки свой незаконный брак, князь Трубецкой переехал со своей избранницей на север Италии, где они представились супругами Шталь. Вскоре у них родилось трое сыновей: Пьер (Петр), Паоло (Павел) и Луиджи (Людвиг).

П. Трубецкой. Госпожа Хернхеймер, 1897 | Фото: artcontext.info

П. Трубецкой. Госпожа Хернхеймер, 1897 | Фото: artcontext.info

Узнав о том, что у Трубецкого за границей появилась вторая семья, император Александр II запретил ему возвращаться в Россию, чтобы «не допустить в родимое отечество дух разврата». В результате длительных процедур князю Трубецкому в 1870 г. все же удалось получить развод, но все его сыновья считались незаконнорожденными, и он через суд добился присвоения им своей фамилии и титула. Паоло, рожденного под фамилией Шталь, в 6 лет перерегистрировали как Трубецкого.

П. Трубецкой. Московский извозчик, 1898 | Фото: liveinternet.ru

П. Трубецкой. Московский извозчик, 1898 | Фото: liveinternet.ru

Мать Паоло увлекалась не только музыкой, но и скульптурой и живописью, в их доме часто бывал художник Даниеле Ранцони, что оказало большое влияние на формирование интересов всех сыновей. Старший брат Петр стал художником, а Паоло с 8 лет увлекся скульптурой. Законченного профессионального образования он так и не получил, хотя занимался в студиях Джузеппе Гранди и Эрнесто Баццаро.

П. Трубецкой. Портрет князя А. Мещерского, 1895 | Фото: liveinternet.ru и tg-m.ru

П. Трубецкой. Портрет князя А. Мещерского, 1895 | Фото: liveinternet.ru и tg-m.ru

В 1885 г. Паоло Трубецкой приобрел собственную студию в Милане, а еще через год участвовал там же в выставке, где представил свои работы, и посетил США, где провел персональную выставку. После этого он начал получать заказы от богатых итальянских клиентов. Но первые успехи вскоре сменились чередой неудач: его семья разорилась, продала виллу, и Паоло пришлось переезжать с места на место и даже работать на фермах, чтобы обеспечить семью. Но к тому моменту его имя уже стало известным в Италии, и вскоре дополнительным источником дохода стали заказные портреты.

П. Трубецкой. Слева – Портрет Исаака Левитана, 1899. Справа – Портрет Ф. Шаляпина, 1899-1900 | Фото: liveinternet.ru

П. Трубецкой. Слева – Портрет Исаака Левитана, 1899. Справа – Портрет Ф. Шаляпина, 1899-1900 | Фото: liveinternet.ru

В 1890 г. скульптор получил первую премию за проект памятника Гарибальди для Милана, еще через год – премию за проект памятника Данте для Тренто. Он участвовал в европейских выставках и международных биеннале в Венеции, его работы экспонировались и в России. В 1897 г. Паоло Трубецкой получил предложение преподавать скульптуру в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и в течение следующих 8 лет занимался преподавательской деятельностью, оказав влияние на формирование целого ряда русских мастеров.

Слева – В. Серов. Портрет П. Трубецкого, 1898. Справа – П. Трубецкой. Портрет Л. Толстого, 1899 | Фото: hrono.ru и liveinternet.ru

Слева – В. Серов. Портрет П. Трубецкого, 1898. Справа – П. Трубецкой. Портрет Л. Толстого, 1899 | Фото: hrono.ru и liveinternet.ru

П. Трубецкой лепит портрет Льва Толстого, 1898 | Фото: liveinternet.ru

П. Трубецкой лепит портрет Льва Толстого, 1898 | Фото: liveinternet.ru

Паоло Трубецкой часто эпатировал публику своими привычками и заявлениями: так, он утверждал, что «ради полной самостоятельности мысли и отношения к жизни никогда ничего не читал и не читает». При этом Лев Толстой испытывал к нему искреннюю симпатию и интерес, позировал ему, когда тот работал над его бюстом, и вел с ним долгие беседы. Секретарь Льва Толстого В. Булгаков писал: «Скульптор Паоло Трубецкой ... принадлежал к любимцам Льва Николаевича... Он любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условностям, любовь к животным, вегетарианство… Удивительный человек: необыкновенно талантливый, но совершенно первобытный. Ничего не читал, даже «Войны и мира» не знает, нигде не учился, наивный, грубоватый и весь поглощенный своим искусством. Завтра придет лепить Льва Николаевича и будет у нас обедать».

П. Трубецкой лепит портрет Льва Толстого, 1898 | Фото: liveinternet.ru

П. Трубецкой лепит портрет Льва Толстого, 1898 | Фото: liveinternet.ru

Лев Толстой и Паоло Трубецкой на верховой прогулке | Фото: rulex.ru

Лев Толстой и Паоло Трубецкой на верховой прогулке | Фото: rulex.ru

Приверженцы консервативных взглядов из петербургской Академии обвиняли скульптора в несоблюдении классических канонов, а передовые живописцы того времени – поддерживали. Трубецкой сблизился с Репиным и Левитаном, его портрет написал Серов. Скульптор почти не говорил по-русски, но при этом оказал существенное влияние на русскую культуру.

М. Тенишева позирует скульптору П. Трубецкому, 1898 | Фото: liveinternet.ru

М. Тенишева позирует скульптору П. Трубецкому, 1898 | Фото: liveinternet.ru

В 1900 г. Паоло Трубецкой среди множества претендентов выиграл конкурс на создание памятника Александру III. Изначально предполагалось, что император должен быть изображен сидящим на троне, но скульптор предложил свой вариант эскиза с другой идеей – царь верхом на коне, и его макет привел в восхищение вдову императора. К своей работе Трубецкой отнесся как к исторической миссии и был очень удивлен шквалом критики, обрушившейся в его адрес: «В памятнике нет ничего классического – это совершенно идейный памятник. Отрицательное отношение ко мне со стороны публики я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизной… Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моём памятнике воплощает мою основную мысль».

Открытие памятника Александру III в Санкт-Петербурге, 1909 | Фото: liveinternet.ru

Открытие памятника Александру III в Санкт-Петербурге, 1909 | Фото: liveinternet.ru

Однако замысла автора никто не понял: многие члены императорской семьи посчитали скульптуру карикатурной и выступили против установки памятника. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз». Критики искали подтексты и скрытые смыслы: мол, Трубецкой на самом деле представил царя в образе самодура – уже слишком массивно и тяжеловесно выглядели и конь, и всадник. Кроме того, скульптору приписывали фразу, якобы однажды им сказанную: «Моя цель – изобразить одно животное на другом». Как бы то ни было, вдовствующую императрицу впечатлило портретное сходство скульптурного изображения императора, и в мае 1909 г. состоялось открытие монумента.

Первоначальный вариант скульптуры и П. Трубецкой у памятника Александру III в Санкт-Петербурге, 1909 | Фото: liveinternet.ru

Первоначальный вариант скульптуры и П. Трубецкой у памятника Александру III в Санкт-Петербурге, 1909 | Фото: liveinternet.ru

Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца | Фото: kanoner.com

Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца | Фото: kanoner.com

После этого в Петербурге разразился скандал: газетные статьи пестрели громкими заголовками: «Опальный памятник», «Величие и вульгарность». Поэт А. Рославлев написал на работу Трубецкого эпиграмму: «Стоит комод, на комоде – бегемот, на бегемоте – обормот». А Илья Репин восклицал: «Браво, браво, Трубецкой! Очаровательно! Поздравляю Россию!.. Какая смелость, широта!» При этом замысел автора он трактовал так: «Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад». Репин устроил в честь Трубецкого банкет в ресторане, но из 200 приглашенных явились только 20. В 1937 г. памятник под предлогом реконструкции сняли с площади Восстания и переместили на хранение во двор Русского музея, а в 1994 г. установили во дворе Мраморного дворца.

П. Трубецкой. Слева – Портрет жены. Справа – Портрет О. Родена | Фото: liveinternet.ru

П. Трубецкой. Слева – Портрет жены. Справа – Портрет О. Родена | Фото: liveinternet.ru

П. Трубецкой. Слева – Сидящая дама. Справа – Балерина | Фото: liveinternet.ru

П. Трубецкой. Слева – Сидящая дама. Справа – Балерина | Фото: liveinternet.ru

Именно российский период творчества называют самым плодотворным в жизни Трубецкого – здесь он создал около 50 станковых работ. Попав в немилость к властям, он был вынужден уехать из России. Но его скандальная слава преследовала его и за рубежом, где его начали называть «скульптором аристократической знати». 12 февраля 1938 г. Паоло Трубецкой ушел из жизни.

П. Трубецкой лепит портрет Бернарда Шоу, 1926 | Фото: tg-m.ru

П. Трубецкой лепит портрет Бернарда Шоу, 1926 | Фото: tg-m.ru

С пребыванием Паоло Трубецкого в России связана и еще одна интересная история: Семейные реликвии князей Мещерских.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








9019
12.02.2019 09:21
В закладки
Версия для печати




Смотрите также