В нескольких километрах от Ярославля стоит село Сопёлки. В 1850-м это место оказалось в прицеле грандиозного расследования, инициированного Николаем I. Оказалось, что Сопёлки - центр самой радикальной секты раскольников. О бегунах, как они себя называли, полвека не было известно правительству. Позже выяснилось, что некоторые чины откровенно «крышевали» раскольников, а спонсорами движения выступали миллионеры. Есть и версии, связывающие бегунов с социал-демократами.
Противники антихриста
Купцы-старообрядцы. / Фото: www.ruskalendar.ru
В 18-19 веках на почве религиозного раскола в России появились ряд сект. Их протесты вышли за рамки отрицания официальной церкви и переключились на государство. Самым мощным стал «народный гнев» в центральных российских губерниях. Всех сектантов обобщили понятием «раскольники». Исключение составили принадлежавшие к старообрядцам единоверцы, признавшие главенство Московского патриархата и получившие официальный статус.
Ближе к концу 18 века оформилось сообщество бегунов. Костяк этой тайной религиозной организации составляли крестьяне, которых убеждали, что с расколом православной церкви наступил век антихриста, заправляющего всеми земными делами. Зная, что бывает за такие проделки, бегуны скрывались подальше от владычества, уходя в леса. Пика это движение достигло с разгромом Пугачёвского восстания. Тогда к бегунам присоединились и участники пораженного бунта. Массовое бегство крестьян лишило государство и помещиков рабов, поэтому начались операции по отлавливанию сектантов.
Бегуны выступали против патриарха Никона. / Фото: www.histrf.ru
Огромную ненависть сектанты питали к патриарху Никону, стараниями которого и случился раскол русской православной церкви. Не питали теплых чувств бегуны и к царствующим особам, которые, по убеждениям, заставили людей прогнуться под антихриста и получить его печать – паспорт. Отсюда звучали призывы отказываться от налогов, повинностей, жечь выданные документы. Брачные отношения бегуны отвергали, потому как с обременением скрываться было сложно. Покойников на кладбищах не хоронили, зарывая тела в лесах или полях. Все это делалось, чтоб не дать властям возможности выйти на след.
Для вовлечения в свою секту новых участников бегуны использовали пропаганду – песни и стихи сатирического содержания. В своих листовках писали: «Правда пропала, истина охрипла, совесть хромает, надежда в море утонула, а благодеяние посадили под арест». Главари сектантов составляли спецмаршруты и «пристани» - дома, где беглецов прятали от властей, кормили, одевали. Таких приютов насчитывалось огромное количество в деревнях Владимирской, Московской, Ярославской, Тверской, Олонецкой губерний. Оттуда бегуны пробирались из Центральной России на Алтай, в Сибирь, на Урал.
Беглый Ефимий из Сопёлок
Аксаков (слева) с помощниками по расследованию. / Фото: www.profile.ru
В 1850-м сыщики Ярославского жандармского управления задержали банду грабителей, наводившую ужас на местных крестьян и купцов. Преступники признались, что их главарь скрывается в пригородном селе Сопёлки в десяти верстах от Ярославля. Когда эта новость добралась до Петербурга, стало ясно, что под Ярославлем может располагаться один из центров бегунов. В срочном порядке из столицы в Сопёлки была направлена комиссия во главе с графом Стенбоком.
К сыскным работам привлекли 27-летнего чиновника по особым поручениям МВД Ивана Аксакова. Он прибыл в Сопёлки с вооруженными приставами и сходу зафиксировал ряд шокирующих обстоятельств. Тамошняя секта на тот момент представляла собой законспирированную, широко разветвлённую структуру. Следователи выяснили, что основатель секты – Евфимий из Переславля-Залесского. При Екатерине II его призвали в солдаты, но он ударился в бега от тягот службы.
Какое-то время скрывался в Москве в рядах староверов-филипповцев, но решил создать свою ячейку. Его «учение» содержало призывы бойкотировать государственную власть и официальную православную церковь. Во спасение Евфимий предлагал вечное странствие, подстрекая, по сути, к смуте. Перебравшись в Ярославль, сектант осел в Сопёлках в доме «духовной дочери» Ирины Фёдоровой. Впоследствии она объявит село «столицей» бегунов.
В домах были тайные ходы и двойные крыши. / Фото: www.knife.media
Деятельность Ефимия быстро дала свои всходы. Секта обрастала все новыми сторонниками, а власти не имели представления о существовании тайного общества. Со временем к бегунам стали присоединяться консервативно настроенные купцы, выделявшие на секту немалые финансы. Аксаков удивился благосостоянию сектантов. Жители Сопёлок богато одевались, некоторые и вовсе носили дорогие немецкие наряды. Со стороны не было ничего подозрительного, если не считать, что на воскресных службах «прихожане» не осеняли себя крестным знамением.
В ходе обысков стало понятно, что Сопёлки – один большой и искусно замаскированный схрон. Дома походили на лабиринты из множества дверей, ведущих в потайные подвалы. Повсюду были прокопаны подземные ходы, крыши были двойными, а стены фальшивыми. В проёмах между крышами вполне умещались десятки беглых. Подземки выводили к полю и реке, где у берега стояли лодки. В отчетах Аксаков писал: «Нет дома без потаённой кельи»! Понятно, что поймать кого-то при такой конспирации было очень сложно. И тем не менее, силовикам удалось схватить видного «наставника» Никиту Семёнова и еще пару десятков человек. Ситуацию осложняла коррупция. Некоторые полицейские «крышевали» раскольников, а деньги у бегунов были и немалые.
Кто автор проекта бегунов?
Церковь времен бегунов в Сопелках. / Фото: www.sobory.ru
Историки не раз выдвигали версию о связи российского купечества с раскольническим движением. В этой связи упоминается Савва Морозов. Представитель старообрядческого рода, он вполне разделял идеи бегунов, особенно касающиеся саботирования самодержавного строя. Он финансировал революционное движение, спонсируя газету «Искра». Кроме того, Морозов был связан с социал-демократами. Но крупное купечество, ядро которого составляли старообрядцы, не смогло сформировать партию, которая взяла бы бразды правления государством в свои руки.
Несмотря на жесткое противостояние властей, полностью секта не исчезла, а просто переместилась на север. Архивы свидетельствуют, что поимкой бегунов занималась и советская власть. Сегодняшние Сопёлки – это скорее дачный посёлок в пригороде Ярославля. И с былыми событиями населенный пункт связывает лишь сохранившаяся церковь Ярославских Чудотворцев (1797).
О причинах реформирования церкви, породившей сектантов. Зачем России понадобилась реформа церкви и при чем здесь Украина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: