Москворецкий мост. Автор: К.А. Коровин.
Издавна говорят, что душа города — это его мосты, творения мысли и рук человека, которым присущ и точный инженерный расчет, и гармония архитектурных форм градостроительства. История московских мостов началась ещё в те времена, когда фотографий не было и в помине, поэтому единственным способом узнать, каков они имели вид несколько веков тому назад — посмотреть живописные работы художников, запечатлевших то, давно ушедшее от нас, время.
Если многочисленные мосты Санкт-Петербурга у всех на слуху, то мосты московские почему-то обделены достаточной известностью. Тем не менее разнообразие архитектуры московских мостов, мастерски вписанных в пейзаж города, весьма впечатляет. Это и "горделиво изогнувшиеся, подобно лебединым шеям, изящные мостики для пешеходов через Яузу, и Водоотводный канал, и ажурный мускулистый гигант из бетона, по которому мчатся поезда метро, и закованные в гранит широкие проспекты, простирающиеся над гладью Москвы-реки".
При том и конструкции мостов разнообразны: одни подвешены на цепях, другие основательно расположились на мощных опорах, третьи своими пролетами-арками как бы застыли в гигантском прыжке с одного берега на другой.
Москва 1800 года на картинах Федора Алексеева.
Но есть в столице мосты и с большим историческим прошлым, построенные в дореволюционное время, хотя за последнее столетие и они подверглись небольшой реконструкции. Их приподняли над Москвой-рекой и Яузой и значительно расширили.
Дворцовый мост XVIII века через реку Яузу. Лефортово. 1920-е.
Самым старым их них считается — Дворцовый (Лефортовский) мост через Яузу. Он же и первый каменный мост, построенный в 1777 году, когда в Лефортово соорудили дворец для Екатерины II. Дворцовый мост был реконструирован в 1940 году.
До начала 16 столетия почти все московские мосты носили временный характер. А для переправы через реки жители столицы использовали броды, либо же устраивали «наплавные» мосты, состоящие из плотов, на которые укладывались скрепленные между собой бревна.
А есть мосты, которые претерпевали и полнейшую замену старых сооружений на новые, при том, оставляя за собой первоначальные названия.
Москворецкий мост
Фото. Современный Москворецкий мост.
Тот мост, который мы сейчас знаем - Большой Москворецкий мост, был сооружен в 1938 году. Расположившись у Спасских ворот Кремля, он соединил Васильевский спуск с Большой Ордынкой.
Вид Москворецкого моста. (1857). Автор: Джозеф Андреас Вайс.
Предыдущий Москворецкий мост был возведен вместо деревянного моста, который сгорел в 1870-м году. Он, в свою очередь, был построен на месте наплавного «плавучего» моста в 1833 году, служивший более двух веков переправой через Москва-реку.
Москворецкий мост.
Москворецкий мост. Автор: К.А. Коровин (1861–1939).
Москворецкий мост. Автор: Светославский С. И.
Большой каменный мост
Фото. Современный Большой каменный мост.
Современный вид каменный мост приобрел в 1938 году. Его длина составляет почти пол километра, а высокие металлические арки перекрыли реку одним пролетом. А был он когда-то первым наплавным мостом через Москру-реку. Бревна, из которых он состоял, были уложены прямо на воду. Мост был разводным для прохода судов, а во время половодья его и вовсе разбирали.
Автор: Алексей Саврасов.
Однако к 17 столетию у города появилась необходимость постоянной переправы, которая бы не зависела от времени года и погоды. Так, в 1643 был создан проект и проведены расчеты для возведения моста, но лишь через 40 лет началось его строительство, а через 5 лет сооружение было введено в эксплуатацию. Длина моста составляла почти 150 метров, а его ширина 21 метр.
Средств на строительство каменного моста было израсходовано немерено. В те годы возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!»
Большой Каменный мост в XIX веке.
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста. Автор: Федор Алексеев.
На новом мосту были построены различные торговые лавки, что сделало его любимым местом для прогулок горожан. Из стороны замоскворечья для охраны моста и для красоты была сооружена башня, на смотровой площадке которой было устроено питейное заведение с видом на Кремль. А под мостом работала мельница.
Старый Каменный мост. Москва. Автор: В.В. Рождественский.
Чуть более века в таком виде просуществовал мост, пока от перегруза и несоответственного ухода он частично не рухнул. Погибли люди, а также были разрушено множество лавок. После ремонта моста снесены были оставшиеся торговые ряды, чтобы облегчить конструкцию. А в средине 19 столетия был возведен новый мост - трехпролетный с металлическими фермами, просуществовавший до 1938 года.
Москва художник: С.В. Минаев
Большой каменный мост Автор: Д.А. Налбандян.
Каменный мост. Автор: Юнис Еникеев
Крымский мост
Современный Крымский мост. Фото.
Крымский мост через Москву-реку является единственным висячим. Он был построен в 1938 в рамках Генерального плана реконструкции Москвы. Его длина составляет около 700 метров и шириной - 38.
С 17 столетия на этом месте существовал брод через Москву-реку. Эту переправу называли Крымской, так как использовалась крымскими татарами при набегах на Первопрестольную, а позже по этому пути приезжали в столицу гонцы и торговцы из Крымского ханства.
Крымский мост (старый).
К концу 18 века внизу по течению реки была устроена земляная плотина, от чего уровень воды Москвы-реки у Крымского брода поднялся и пришлось сооружать наплавной мост из бревен. А в начале 19 века соорудили постоянный деревянный мост на сваях, получивший название Крымский.
Крымский мост до 1938 года. Фото.
К концу столетия его снова перестроили, и новый Крымский мост выглядел как своеобразный железный коридор с решетчатыми стенами.
Крымский мост. Автор: Бойко Евгений.
Рудник Михаил. Москва. Крымский мост. Дождь.
Кравченко Алексей Юрьевич В настоящем: Крымский мост
Москва. Немецкая слобода. Автор: Сергей Боев.
Воскресенский мост в XVII веке. 1921. Автор: Васнецов А.М.
Всехсвятский каменный
мост, конец XVII века. 1901 год. Автор:: А.М. Васнецов.
мост, конец XVII века. 1901 год. Автор:: А.М. Васнецов.
Москва. Вид на Кремль с Устьинского моста. Автор: Чижова Виктория.
Уникален своими тремя сотнями мостов Санкт-Петербург, которые перекинуты через множество рек и каналов и являются его визитной карточкой. А в истории искусства живописи это отдельная страница, вписанная художниками классиками и современниками.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: