Гусар, каторжник, пират, революционер и в конце жизни король Мадагаскара. Во всех этих амплуа побывал Мориц Бенёвский. Родившись в Венгрии, оказался на каторге на Камчатке, которую потом завоевал, подняв бунт и скинув губернатора. Украденный корабль продал японцам, добрался до Франции и там убедил, что Мадагаскар отличная площадка для развития страны. Туземцы выбрали его своим королем, а он подговорил их выгнать французов, поэтому на его свержение послали отряд. На этот раз судьба не смилостивилась над авантюристом, потому что первая шальная пуля досталась ему.
Военная карьера юноши завела не туда: кутежи вместо поля боя
Мориц Бенёвский - гусар и авантюрист. / Фото: rg.ru
Отец Морица Бенёвского был военным, поэтому и сын начал получать военную подготовку с 10 лет, а в 16 уже находился в австрийских войсках. Хвастался, что побывал в сражениях, получив звание гусарского капитана. Но большую часть времени проводил подальше от опасного рода деятельности, в кутежах и разгулах. За свое поведение юноша впал в немилость отца, и когда тот умер, Мориц оказался лишен наследства. Отец отписал свое поместье зятьям. Но не в его характере было отдавать спокойно родословное наследство. Поэтому Мориц собрал преданных ему слуг, набрал наемников и пошел забирать силой.
Сестры Бенёвского пожаловались на деятельность брата, и сама императрица Мария-Терезия стала на их защиту. Она приказала оставить поместье женщинам, а Морица за самоуправство наказать. Чтобы этого избежать, юноша сбежал в Польшу, и там началась его новая жизнь, но с не менее буйными поступками.
Камчатка стала отправным пунктом к Мадагаскару
Мориц Беневский попал в плен и был сослан на Камчатку. / Фото: dzen.ru
В Польше Мориц женился по лютеранскому обряду на сельской девушке, увлекся изучением мореплавания, создавая план отплытия в Индию. Этому помешало восстание Барской конфедерации, и он стал на сторону повстанцев. Но при подавлении сопротивления русскими войсками гусар попал в плен. На первый раз его просто выпустили, продержав небольшое время. На второй раз он был отправлен в Киев, а потом в Казань. Там Беневский нашел себе друга, шведа Адольфа Винбланта, с которым и бежал из заключения.
В Санкт-Петербурге беглецы попытались договориться с капитаном голландского корабля, чтобы он их забрал с собой. Но так как у них не было денег, чтобы сразу рассчитаться, пообещали это сделать в первом порту за пределами России. Это капитану показалось странным, и он сдал их властям. В петропавловской крепости с них взяли подписку, что они не будут больше воевать против России, видимо, собираясь их просто выслать из страны. Но вместо свободы Морица и Адольфа отослали в ссылку на Камчатку. Это было в декабре, и путь на санях занял 8 месяцев, чтобы добраться до конечного пункта, которым стал Большерецк.
Мятежный путь Морица Бенёвского
Большерецкий острог на Камчатке. / Фото: dzen.ru
Мориц оказался бунтарем по натуре, которому не нравилось мириться с неудобствами. Поэтому когда их должны были переправлять дальше на корабле, доставляющим на Камчатку товар, он уже в порту задумал побег. Решил подговорить команду, захватить судно и направиться к Японии. Неизвестно, удалось бы ему это совершить, но соучастников нашел. Помешало состояние корабля, который попал в сильный шторм и потерял грот-матчу. Таким образом, «Святой Петр» прибыл в начале осени в Большерецк, являющимся административным центром Камчатки.
Бенёвский быстро нашел общий язык со ссыльными, которые там уже давно находились. Поселился у поручика Петра Хрущова, отбывающего наказание за оскорбление величества. А тот уже думал над побегом и разработал план. Морис внес изменения. По плану Хрущова нужно было захватить корабль и отплыть, а Бенёвский предложил сначала захватить власть в Большерецке, а потом уже организовать побег.
Заговорщикам понадобилось некоторое время, чтобы найти сообщников и подговорить местных против губернатора. Это было не так сложно, потому что исполняющий обязанности капитан Нилов был сильно пьющим человеком, пропускающим из вида важные события в селении. Ему доносили о готовящемся бунте, но это проходило вскользь его сознания, видимо, не предполагая, что найдутся такие смельчаки. Обстановка для бунтовщиков складывалась удобная. Из положенного количества военных в гарнизоне на месте присутствовало всегда менее трети, то есть всего 20-30 человек на 90 каторжников.
Захват власти оказался быстрым и практически бескровным. Пострадал сам капитан Нилов, который ухватил Бенёвского за шейный платок так крепко, что чуть не задушил. Подоспевший каторжанин Панов выстрелил Нилову в голову и смертельно ранил. И если бы не эта случайность, когда капитан спросонья ухватился за Бенёвского, то вообще бы никто не пострадал. Бунтовщики подготовились к отплытию, и через несколько дней были на корабле «Святые Петр и Павел». Но фишка состояла еще в том, что Бенёвский не просто бежал, а еще и составил официальное письмо-обращение в Сенат России о том, что Екатерина II неправомерно занимает царственный пост; не допускает своего сына Павла I к нему; что на Камчатке, как и везде, творится произвол. Это было политическим оскорблением императрицы, которая велела это письмо запереть и никому без ее разрешения его не показывать. Мориц в очередной раз приобрел сильного врага.
Путь к Японии и Китаю
Путешествие Бенёвского. / Фото: habr.com
Беглецы через пять дней достигли необитаемого острова из Курильской гряды, на котором смогли пополнить запас пресной воды, но в этот момент трое каторжан попытались увести корабль, обрубив якоря. Бенёвский в качестве наказания оставил их на необитаемом острове, заменив решение смертной казни. Путешествие было сложным – шторм, недостаток пресной воды, жара утомили и истощили беглецов. Поэтому они рады были, когда достигли берега Японии, но их не пустили на сушу, хотя воду и рис доставили на корабль. Выйдя из этой бухты, они дошли до острова Танао-Сима, где прием оказался более приветлив. Набравшись сил за месяц, экипаж двинулся дальше, посещая и другие порты Японских островов.
На острове Формоза их встретили враждебно. Путешественники сошли с корабля безбоязненно, но на них напали, при этом трое было убито. Бенёвский разозлился и приказал расстрелять остров из пушек, а потом отправились дальше. Корабль попал в шторм, потерпел сильные повреждения, его как щепку носило по морскому простору. Они не знали, куда плывут и в каких краях оказались. На свое счастье они заметили лодку с китайцем, который им указал направление в бухту Макао.
Мориц Беневский. / Фото: culture.pl
Бенёвский, учитывая прошлый опыт общения с японцами, решил сразу наладить с китайцами контакт. Он отправился к губернатору, представившись польским путешественником и представителем короля. Он сказал, что у него научная экспедиция, совершенная на Камчатку, где он и купил русский корабль с экипажем. Для губернатора показалось все правдоподобным, поэтому выделил Морицу дом, познакомил со знатнейшими судовладельцами и купцами. Продал им пушнину с корабля, обновив тем самым гардероб себе и всем находящимся на корабле, закупил еды. Но хоть люди Макао оказали доброжелательный прием, этого нельзя сказать о климате. Он был настолько непривычен для русских, что у них упал иммунитет, и в этот момент прицепились местные болезни, от которых умерло 15 человек. Но Бенёвский редко уже бывал на корабле, проводя большую часть времени на суше, поэтому его соратники начали беспокоиться о том, что же он задумал. И, видимо, не зря, потому что Морис сторговался и продал корабль.
За долгое время путешествия у беглецов и так уже было много претензий, а последняя новость вызвала бунт. Но Мориц прибег к помощи губернатора и закрыл самых главных зачинщиков в тюрьме. Одним из них оказался Винблан, с которым готовил бунт на Камчатке. После этого спокойно отправился к берегам Франции на обычных китайских джонках с теми, кто его еще поддерживал. Он знал, что враждебные отношения этой страны не позволят его выдать России.
Франция на пути к Мадагаскару
Колонизация Мадагаскара. / Фото: zakaddafi.ru
Из порта Пор-Луи Бенёвский направился один в Париж, где быстро приобрел репутацию романтического героя, которому пришлось испытать много трудностей, чтобы вырваться из «свирепой» Сибири. Его рады были видеть в высших аристократических салонах, а он решил в отместку японцам за не очень радушный прием завоевать их территорию. Представил план захвата губернатору и предложил организовать экспедицию, которую сам и возглавит. Но ему предложили другое – экспедицию на Мадагаскар.
Со своими верными товарищами по побегу Бенёвский поступил справедливо. Он предложил им самим выбирать свой путь, и тем, кто не хочет ехать дальше, дал деньги для возвращения домой в Россию. Он заверил, что им ничего не будет. Восемнадцать человек выбрало возвращение, а Екатерина II решила промолчать по поводу их поступка, решив, что спокойствие дороже, чем огласка всего дела.
Бенёвский же в сопровождении 250 солдат и офицеров высадился на Мадагаскаре без особого сопротивления местных. Французы создали свое поселение Луибур, а старейшины племени выбрали его верховным властителем острова. В порт стали заходить корабли с товаром, появилась прибыль, которой граф Морис распоряжался на свое усмотрение, о чем стали писать завистники во Францию. Покровительствующий Морису Людовик XV уже умер, и помощь из Франции перестала приходить. Ко всему прочему европейцам трудно было акклиматизироваться, и местные болезни уносили жизни не такого уж великого войска. Эти причины и вынудили Морица завершить свое пребывание на Мадагаскаре.
Вернувшись в Париж, Бенёвский от Людовика XVI получил еще больше покровительства, и ему даровали за заслуги титул графа, ордена и другие звания, а также денежное вознаграждение. Но из-за того, что ничего ценного на Мадагаскаре французы не нашли, решили не продолжать освоение.
Бенёвскому все же остров не давал покоя, и он искал возможность вернуться. Это удалось совершить с помощью австрийского императора Иосифа II. Но сначала вернул себе расположение Марии-Терезии, потом нашел поддержку в лице Джорджа Вашингтона. Профинансировал проект ученый Жан-Гиацинт де Магеллан.
Памятник Морицу Бенёвскому. / Фото: dzen.ru
Путь оказался сложным, попадали в шторм, занесло в Бразилию. Когда же через несколько недель корабль достиг Мадагаскара, Бенёвский начал свою деятельность, которая ему удавалась лучше всего. Он подговорил туземцев выгнать с острова французов, а потом основал новый город – Мавританию. С другого острова, который находился под властью французов, был направлен отряд на свержение власти наглого графа. Французам посчастливилось найти тайную тропу, которая вела в обход поселения по суше. Штурм Мавритании начался ранним утром. Никто этого не ожидал. Бенёвский погиб в начале операции от шальной пули.
Граф Калиостро был не менее искусен в фантазиях и махинациях, поэтому его было трудно принять за реального человека. Однако этот образ не выдуманный. Он продавал поддельные карты, и в то же время стал вхож в самые аристократические семьи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: