Великая Отечественная война не стала поводом нарушать традицию смены караула у Мавзолея на Красной площади. Эта церемония была неким символом нерушимости и показателем того, что народ не сломлен и все так же верен своим идеалам. Горожане, да и весь мир, даже не подозревали о том, что Мавзолей пуст, а нетленное тело вождя вывезено глубоко в тыл. Операция была настолько секретной, что о ней ничего не было известно вплоть до 80-х годов, когда и был снят гриф «секретно». Так куда же вывозили тело вождя, и почему это так тщательно скрывали?
То, чем нельзя было рисковать
Мавзолей, замаскированный под обычный дом.
Спустя неделю после нападения немцев на СССР, была создана специальная комиссия, которая должна была заняться вопросом обеспечения безопасности тела Владимира Ильича. Немецкая сторона прекрасно знала о том, насколько большой урон можно нанести общему боевому духу Красной армии, уничтожив Мавзолей вместе с его содержимым. Красную площадь переделали до неузнаваемости, соорудив фанерные дома, над Мавзолеем сколотили второй этаж, полностью переделав городскую архитектуру. О том, что где-то в этом районе должна быть Красная площадь и Мавзолей, можно было догадаться, только восстановив схему города по изгибу реки. Но маскировка не была достаточной мерой, а рисковать товарищем Лениным было нельзя.
Созданная комиссия рассматривала самые разные варианты. Предлагалось засыпать мавзолей песком на два метра, хотя бы его центральную часть. То есть фактически похоронить тело, но специалисты пришли к выводу о том, что это все равно не убережет забальзамированное тело при попадании бомбы. Оставался один вариант – эвакуация глубоко в тыл.
Борис Збарский (справа), человек, сберегший тело вождя.
Профессора Бориса Збарского срочно вызвали к руководству. Товарищ Молотов, на тот момент занимавший пост первого зама правительства, поставил перед научным деятелем непростую задачу – подготовить тело Ленина к эвакуации. Выбор пал на Збарского не случайно, он уже участвовал в бальзамировании тела и был руководителем спецлаборатории при Мавзолее. То есть именно Збарский на тот момент отвечал за природную сохранность тела и справлялся со своими обязанностями вполне успешно. Но концепция менялась и Збарский должен был отвечать новым требованиям.
Ехать предстояло в Тюмень, Збарский и сотрудники его лаборатории должны были ехать вместе с объектом, за сохранность которого отвечали. Это было наиболее резонным решением, ведь профессор должен был лично следить за состоянием мумии и на месте решать о необходимости принятия экстренных мер.
Другой поезд, который тоже перевозил тело вождя такой участи не постиг.
Оперативно создали еще одну комиссию, которой предстояло проверить поезд спецрейса «Москва-Тюмень». Был проверен каждый болт и каждый винтик, составлен акт о техническом состоянии поезда, причем делали это чекисты, а не сотрудники железной дороги, как это происходило обычно, даже если речь шла о спецрейсах. Всего было снаряжено три поезда. В первом находилась охрана и ехала она впереди примерно на один перегон, затем следовал второй основной поезд с телом вождя. Вместе с ним ехали сотрудники лаборатории и другой рабочий персонал. В третьем снова была охрана.
Второй поезд был оснащен специальными амортизаторами и устройствами для поддержания низкой температуры и необходимого уровня влажности. Збарский несколько раз останавливал поезд для того чтобы убедиться в исправности установок. К этому времени тело Ленина уже пролежало в мавзолее 17 лет без никаких перемещений, а тут его было нужно везти сначала на машине, а потом и поездом, причем достаточно длительное время. В мавзолее стабильная температура не выше 16 градусов, а за окном поезда плюс 37. Стоит только догадываться на какой риск шли те, кто брал на себя ответственность за перевозку мумии.
Встреча в Тюмени
Временный Мавзолей.
Остановки спецрейса тоже были секретными, даже руководство станции ставилось в известность уже после того как поезд останавливался на перроне. В Тюмени же не было никаких «спец» промышленных и военных объектов, поэтому столь большое внимание к секретности в охране объекта породила массу слухов. Тюменцы были уверены, что в их городе делают «катюши», но хватило несколько месяцев для того чтобы весь город знал о том, что к ним привезли вождя. Забавно, но рассекретили информацию случайно сами же чекисты, когда в местном ателье заказали костюм в стиле 20-х годов без примерки. Впрочем, есть несколько вариантов относительно того откуда была утечка информации.
В целом же путешествие через всю страну прошло без каких-либо происшествий, на месте же все было готово к встрече ценного груза. Впрочем, о том, что конкретно везут в Тюмень не знал даже первый секретарь горкома. Его лишь предупредили о том, что из Москвы к ним будет эвакуирован крайне важный объект. В этом не было ничего удивительного, за годы войны только в Тюмень было перевезено более 20 промышленных предприятий.
О том, что этот самый « важный объект» - вождь социалистической революции стало известно лишь после прибытия. Поезд поставили на тупиковом перроне под охрану и стали осматривать несколько пустующих зданий, которые бы могли подойти для временного мавзолея. В итоге остановились на старинном здании, которое было расположено в центре города, но было огорожено высокой оградой. Здесь было важно мнение как профессора Збарского, так и руководителя охраны, потому выбор был целиком и полностью их зоной ответственности.
Караул выставляли у обоих Мавзолеев.
Тело поместили в здании бывшего училища, тут же поселился Збарский, который приехал вместе со своей семьей – ему предстояло обеспечить сохранность тела на период эвакуации. Задача эта была непростой и крайне ответственной одновременно. Строжайшая секретность и постоянная охрана были еще одной частью плана по сбережению тела вождя. Для этого формировались внутренние караулы из охраны кремля, внешняя охрана была доверена тюменским «безопасникам». Из Москвы было направлено целое воинское подразделение для обеспечения безопасности тела вождя.
Получается, что церемония смены караула происходила как в Москве у пустого Мавзолея, так и в Тюмени в застенках здания без свидетелей. О том, что Мавзолей на самом деле пуст, не должен был знать никто. Временный мавзолей тоже обладает своей уникальной историей. Ему больше сотни лет и первоначально в нем располагалось реальное училище, позже оно стало носить имя Александровского, после того как в нем побывал цесаревич, после здесь же открыт техникум этого же направления, который в последствии стал высшим учебным заведением. Здесь получали образование видные деятели, в том числе и революционеры, и творческие личности.
Ленина перенесли на второй этаж. Для сохранения температурного режима заделали два окна, Збарский же неустанно следил за состоянием тела и ежедневно докладывал Сталину о ситуации и сохранности тела вождя. Ему было велено докладывать обо всех ЧП. Причем в разряд чрезвычайного происшествия попадало все, даже снежок, брошенный в окно здания.
С трудом удалось добиться разрешения на эту мемориальную доску.
Збарский, будучи человеком интеллигентным и образованным, не мог сидеть сложа руки, имевшаяся же работа для человека его квалификации была явно недостаточной. Он попросился на работу в школу, мотивируя это тем, что хочет приносить пользу стране, хотя бы такую, коль уж он не может воевать.
Збарский стал преподавать математику в старших классах, ребята были в восторге от нового учителя, от его широты взглядов и эрудированности. Многие из выпускников Збарского выбрали математику в качестве основного предмета при поступлении в учебные заведения. А вот свою учительскую заработную плату он перечислял в фонд обороны, тем самым помогая приближать победу, хотя бы так, из тыла.
Кстати именно Збарский и его педагогическая деятельность стали одной из причин раскрытия тайны эвакуации тела Ленина. Многие тогда задавались вопросом о том, что такой человек как Збарский забыл в Тюмени, да еще и приехал из Москвы. Несмотря на то, что он старался вести себя как обычный школьный учитель, такой «сюртук» ему был явно тесноват, и это не могло не остаться незамеченным. К тому же среди школьников были те, кто был эвакуирован из Москвы, они то и рассказали, что Збарский участвовал в бальзамировании товарища Ленина. Тут-то все и встало на свои места.
Впрочем, такие слухи быстро прекратились, видимо тюменцы понимали, что это тайна не от них, а их общая, для сохранности символа революции и вечно живого Ленина. К тому же иметь в городе второй Мавзолей было огромной честью.
Збарский и его коллеги все годы несли это бремя ответственности на своих плечах, решали бытовые вопросы. Так в этот период в городе были перебои с электричеством, к зданию училища проложили отдельный кабель напрямую, для того чтобы обеспечить необходимый климат.
Возвращение в Москву
У стен Мавзолея 1945 год.
Когда стало ясно, что окончание войны близко и Победа не за горами, в 1943 году в Тюмень приезжает специальная комиссия. Она убеждается в том, что тело Ленина на самом деле сохранилось без изменений и облик Ильича точно такой же, каким его и помнит советский народ.
Приказ о возвращении тела Владимира Ильича в Мавзолей, вышел в конце марта 1945 года. Так, Тюмень сохранила тело вождя на протяжении трех лет и девяти месяцев. Тело привезли обратно в апреле, но постановление об открытии Мавзолея для посещения Сталин подписал лишь в сентябре.
О том, что вождь совершил столь длительное путешествие, посетители Мавзолея даже не догадывались. А вот те, кто обеспечил его сохранность, благодарностей от родины так и не дождались, впрочем, ничего не обычного. Збарский, несмотря на то, что помимо огромной лепты в сохранение мумии, он был еще и академиком медицинских наук, лауреатом сталинской премии, Героем Социалистического труда, был арестован и провел за решеткой больше двух лет. Попал под амнистию в 1953 году, его даже реабилитировали, но после этого долго он не прожил. На момент когда с дела была снята секретность, профессора уже не было в живых, поэтому многие нюансы и секреты так и остались секретными для потомков.
Сейчас здесь сельскохозяйственная академия.
Долгое время в здании бывшего училища не было никаких опознавательных знаков о том, что это второй мавзолей. Еще бы, ведь информация была секретной. Но вот сторожа училища постоянно жаловались на то, что слышат картавый голос ночами, на самостоятельно распахивающиеся двери и другие странности.
Еще в 1964 году тюменский секретарь написал письмо в ЦК КПСС с просьбой разрешить установить мемориальную доску на здании, а в самом кабинете, где хранилось тело Ленина, создать кабинет марксизма-ленинизма. Что ответили на это письмо – не известно, вполне допустимо, что оно так и осталось без ответа, ведь в стране происходили перемены с поста ушел Хрущев, до тюменских ли мемориальных досок.
Впрочем, тюменские чиновники не теряли надежд, в 1986 году аналогичное письмо было направлено на имя Михаила Горбачева. Причем письмо было за подписью Купцова – горкома, при котором и происходили эти поистине исторические события. В этом же письме Купцов сообщал важные и доселе неизвестные факты о том, как происходило обустройство временного мавзолея, на что именно обращали внимание. Горбачев не остался безучастным и меньше чем через месяц пришел ответ с …отказом. Московские чиновники ссылаются на тот факт, что документы о транспортировке тела Ленина имеют гриф «секретно», да и было это более 40 лет тому назад, а потому это невозможно и нецелесообразно.
У тюменцев особое отношение к Ленину и всему, что с ним связано.
Ответ такого рода не устроил, особенно если учесть тот факт, что по стране полно зданий с мемориальными табличками, гласящими о том, что здесь был Ленин, хотя он забегал туда чуть ли не на пару минут. А тут такое важное событие, культовое для всей страны. Но как бы отреагировал советский народ на то, что власть предпочла перестраховаться и вывезла товарища Ленина из столицы. Не сочтут ли предательством?
Сейчас на стене университета есть мемориальная табличка, а в самом здании «Ленинская комната». Кстати, все зашло настолько далеко, что даже обсуждаются мнения о том, чтобы вернуть тело вождя социалистической революции обратно в Тюмень.
Последствия длительного путешествия
Было ради чего стараться. Мавзолей и сегодня значимое историческое место.
Несмотря на то, что специальная комиссия в 1943 году не нашла никаких изменений на мумии, специалисты уверены, что такая транспортировка и нахождение в неспециализированном помещении, не могло пройти бесследно. Еще в 1942 году на мумии была обнаружена плесень, причем самая опасная – черная. Согласно нормам такой объект с черной плесенью нужно сжечь или протравить соляной кислотой. Немыслимо бы было творить это с символом коммунизма. Потому советские ученые сотворили чудо. Или у них просто не было выбора.
Перепробовали все и нашли способ победить заразу, ведь в 1943 году комиссия не нашла единого изъяна на мумии и сочла, что он сохранен в первозданном виде.
Некоторые тюменские специалисты считали, что именно черная плесень виновата в том, что им не разрешили открыть музей имени Ленина в столь культовом здании, дескать, плохо следили за ценным объектом. Многие из таких просителей не совсем понимали, что страна менялась, менялись и ее ценности.
В любом случае эвакуация мумии – это уникальный пример того как удалось сохранить ценное для народа наследие, причем не разводя лишнюю панику, ставя в известность о том, что Владимира Ильича эвакуировали. У специалистов того периода хватило и профессионализма и характера, для того чтобы завершить это рискованное предприятие успешно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: