Блог Юрия Хворостова   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
   



Не все творения российских классиков, которые на сегодня считаются признанными шедеврами, приветствовались публикой своего времени. Виной тому часто становились новаторство авторов, которое не находило отклик у современников, выбор исполнителей, а также его величество случай.


Неудавшаяся "Женитьба" Гоголя


Пьеса «Женитьба» Н.В. Гоголя в постановке Ю.Соломина / Фото: www.maly.ru

Пьеса «Женитьба» Н.В. Гоголя в постановке Ю.Соломина / Фото: www.maly.ru

"Провинциальный жених", "Женихи", "Женитьба" — такие варианты названий носит знаменитая пьеса Николая Васильевича Гоголя. Современные театры обязательно включают ее хотя бы в один театральный сезон, но первое представление этого произведения было далеко не таким успешным.

Создание поэмы до момента публикации заняла у Гоголя десять лет. Гоголь то переписывал его, то совершенно терял к своему детищу интерес и, конечно, даже намеревался его уничтожить. Несмотря на все мучения, в 1841 году пьеса была завершена, а через год состоялась ее премьера на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге.

Многообещающее название вызвало резонанс в обществе. Театралы шли на пьесу в ожидании увидеть российскую "Свадьбу Фигаро", но в итоге, получили пугливого жениха, убегающего в окно. Зрители наградили пьесу лишь скудными легкими аплодисментами, а критики окрестили творение Гоголя «шалостью большого таланта».


"Многострадальная" опера Глинки


М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» / Фото: musicseasons.org

М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» / Фото: musicseasons.org

Премьера "Руслана и Людмилы" была посвящена шестой годовщине постановки первой оперы Глинки "Жизнь за царя". На тот момент Глинка был общепризнанным мастером, и очередное произведение всегда вызывало трепет у публики. Михаил Иванович все еще дописывал произведение, когда его уже утвердили к постановке.

Однако с успехом прошел лишь первый акт. Анна Петрова-Воловьева, исполнявшая партию Ратмира, заболела, и ее заменяла неопытная солистка Анфиса Петрова, которая к тому же не успела подготовиться к выступлению. Эпизод с Головой во втором акте оставил зрителей в негодовании. Сложно было оценить талант и мастерство за "ревом", который издавала Петрова. К четвертому акту зрители были полностью измотаны. Императорская семья Николай I так и дождалась окончания оперы, покинув театр раньше времени.

Критики осудили оперу за отсутствие драматического действия. И крайне мало нашлось тех, кто оценил новаторский жанр, который Николай Римский-Корсаков позже назовет "эпической оперой". Сейчас опера "Руслан и Людмила" известна как шедевр музыкального театра, о чем говорит только тот факт, что на сцене Большого театра ее исполняли около 700 раз.


Плохому танцору мешает нелюбовь к музыке


Лебединое озеро. Спектакль театра «Кремлёвский балет» / Фото: kremlinpalace.org

Лебединое озеро. Спектакль театра «Кремлёвский балет» / Фото: kremlinpalace.org

До определенного момента ни один "серьезный композитор" не писал музыку для балета, за исключением Адольфа Адана и Лео Делиба. Дебютантом на этом поприще среди русских композиторов можно назвать Чайковского. Он взялся за создание музыкального сопровождения к балету со всей ответственностью, тщательно изучив все особенности "музыки для танцев" и партитуры. Так, в 1877 году, Чайковский окончил "Лебединое озеро".

Однако не все артисты готовы были выступать под экспериментальные сложные балетные композиции. Практически все примы, которых видел Чайковский в своем произведение отказались выступать по его творение. В результате пришлось в немедленном порядке привлекать Пелагею Карпакову, у которой оставалось крайне мало времени на подготовку. Возникли также трудности с хореографом. Премьер Арнольд Гиллерт отказался ставить "Лебединое озеро", опасаясь маленького сбора. Выбор пал на печально известного балетмейстера Вацлава Рейзингера, все постановки которого в Большом театре были неудачными. Не стало исключением и премьерное "Лебединое озеро".

Спектакль был включен в программу и был показан 27 раз за два года, после чего был снят с показа. Тем не менее в 1895 году "Лебединое озеро" снова поставили на сцене под руководством Мариуса Петипа и Льва Иванова. Именно это версия принесла "Лебединому озеру" современную популярность и создала из детища Чайковского икону русского классического балета. Правда, об этом Петр Чайковский так и не узнал.

Побег Антона Чехова из театра


Сцена из спектакля «Чайка», 1898 / Фото: snob.ru

Сцена из спектакля «Чайка», 1898 / Фото: snob.ru

Премьерный показ пьесы "Чайки" состоялся в Александринском театре в Санкт-Петербурге в октябре 1896 года и вызвал настоящий скандал. Зрители высмеивали каждый шаг актеров, и спектакль воспринимался как набор случайных шуток. Публика была настолько увлечена разговорами в другом конце зала, поэтому актеров практически не было слышно.

Когда зрители начали выказывать свое недовольство, драматург сам вышел из ложи и направился в кабинет постановщика. После разговора Антон Чехов покинул как театр, так и Петербург, ни с кем не попрощавшись
Два года спустя Станиславский и Немирович-Данченко поставили спектакль во МХАТе. И в этот раз выступление прошло с большим успехом. "Чайка" стала одной из самых популярных пьес в мире.


"Священная весна" в космосе


«Весна священная» в совремнной постановке Саши Вальц / Фото: beatricemagazine.com

«Весна священная» в совремнной постановке Саши Вальц / Фото: beatricemagazine.com

Идея создания "Священной весны" посетила Игоря Стравинского внезапно. Работать над оперой Стравинскому помогал Николай Рерих. Поставил балет хореографом Вацлав Нижинский по рекомендации Сергея Дягилева. Стравинского смущал тот факт, что у балетмейстера не было музыкального образования. Впоследствии это дало о себе знать.

Премьера в Париже в мае 1913 года провалилась с большим треском. Суматоха среди возмущенных зрителей переросла в драку, которую остановил только приезд полиции. Критика была неумолима.

Спустя несколько лет опера стала собирать концертные залы до отказа. А в 1950-х "Золотую пластинку" с записями Баха, Моцарта, Бетховена и Стравинского отправили на корабль "Вояджер-1".

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







1880
16.07.2021 10:52
В закладки
Версия для печати





Смотрите также