«Явление Христа народу». (1837-1957). Фрагмент. Автор: Александр Иванов.
Иванов Александр Андреевич (1806 - 1858) в самом начале своей творческой карьеры написал несколько полотен на библейскую тематику. А остальные более двадцати лет он посвятил лишь одному полотну, сюжет для которого позаимствовал в Евангелии. Художник искренне рассчитывал, что его грандиозная работа "Явление Христа народу", в которую он вложил пол жизни, произведет фурор среди современников, критиков и потомков. Но, увы, картина потерпела фиаско.
Иванов Александр Андреевич - русский художник.
Будучи рожденным в 1806 году в семье живописца Андрея Ивановича Иванова, Александру как бы на роду было написано стать художником. Мальчик, с раннего детства подрастая в атмосфере любви к искусству, уже в одиннадцать лет станет «посторонним» учеником в Императорской Академии художеств, где под руководством отца начнет осваивать азы классической живописи. В процессе учебы были на счету молодого художника и серебряные медали и золотые и поездка в Европу за особые успехи. И вместо планируемых трех лет за границей Иванов прожил на чужбине тридцать три года.
«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». (1835).
В Италии, ознакомившись с работами великих мастеров эпохи Возрождения, Иванов увлекся религиозными сюжетами и досконально начал изучать Священное Писание, а в особенности Новый Завет. Художника манила идея написать на огромном полотне первое явление Мессии народу. Но изначально, решив испробовать свое мастерство на менее масштабной картине, он напишет в 1834—1835 годах «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», которая будет иметь колоссальный успех в Италии и в России. Академия художеств за это полотно в 1836 году удостоит Иванова звания академика.
«Явление Христа народу». (1837-1957). Автор: Александр Иванов.
Успех вдохновил мастера и он безотлагательно взялся за «Явление Христа народу». Кропотливый труд живописца затянулся более чем на 20 лет (1837—1857), и только в мае 1858 года Иванов решает везти гигантское полотно в Санкт-Петербург. Выставка картины и всех этюдов с натуры, а было их около 600, проводилась в Академии Художеств и произвела противоречивое впечатление на посетителей.
Надгробный памятник А.А. Иванова.
Получилось так, что все кто интересовался живописью и наблюдали за творчеством
Иванова - ожидали большего. И поговаривали, что эскизы к картине были намного впечатляющими. Остальные же зрители не прочувствовали значимости и величия момента, так как в то время бурно шло обсуждение грядущей отмены крепостного права и как-то было ни до Христа, ни до его явления. А некоторых больше впечатлил Иоанн Креститель нежели сам Мессия.
На фоне всеобщего непонимания и критических замечаний жизнь художника закончилась трагически вскоре после презентации полотна. Многие склонны были считать, что здоровье мастера подорвали стрессы из-за критики современников. А некоторые мистически настроенные приписывали это тому, что "автор сделал свое дело — автор может уходить". Скончался А.А. Иванов в июне 1858 года от холеры, захоронен в Санкт-Петербурге.
«Явление Христа народу». (1837-1957). Автор: Александр Иванов.
Спустя несколько часов после смерти живописца это грандиозное творение приобрел император Александр II за пятнадцать тысяч рублей, отдав распоряжение соорудить для него павильон в Румянцевском музее. А все эскизы выкупил Павел Третьяков. После революции 1917 года в 20-х "Явление Христа народу" было перенесено в Третьяковскую галерею, где был специально для картины построен выставочный зал.
«Явление Христа народу» (1837 - 1857) - зашифрованное послание современникам
Это полотно - Евангелие на холсте, художник замыслил как масштабное творение и выбрал для него соответствующие размеры: более пяти с половиной метров в высоту и семь - в длину. На таком гигантском полотне мастер задумал "донести до зрителя всю мощь и силу веры в деяния и слова Божьи".
Александр Андреевич с фанатизмом продумал все детали будущей работы, на одну только подготовку к которой ушло три года. Он изучал Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил всю Италию в поисках нужного вида, легшего в основу полотна; посетил множество храмов и синагог разыскивая типажи исконных иудеев для натуры. Мастер написал огромное множество этюдов, эскизов и зарисовок.
На первый взгляд картина впечатляет многолюдностью и многоплановостью композиции, где автором задумано два композиционных центра, вокруг которых развивается сюжет: на первом плане - Иоанн Креститель, на втором - Мессия. И взором, переходя от образа к образу, наблюдаем за происходящим на полотне событием: появление Христа в момент крещения Иоанном Предтечей иудеев, поверивших в Спасителя, в реке Иордан.
«Иоанн Креститель и апостолы». Фрагмент.
Иоанн, за спиной которого видим апостолов Иоанна Богослова, Петра, Андрея Первозванного, увидев Христа, указывает на него движением руки. И многие из присутствующих устремили свои взоры на одинокую фигуру, идущую по пустыне. Спаситель является народу как чудо, которое предрек праведный Иоанн. Чудо которое должно было произвести коренные перемены в жизни человечества.
«Христос». Фрагмент
Полотно наполнено большим количеством образов, противоречиво настроенных к происходящему: одни с верой и восхищением, другие с испугом и ненавистью, третьи с неподдельным интересом. Художник показал ни одного безразличного лица, все подчинены единому порыву.
«Римские кавалеристы» Фрагмент.
«Дрожащие». Фрагмент.
«Раб и господин». Фрагмент.
В центре — богатый, услышав о пришествии Мессии отшатнулся от Христа, и его обрадованный раб, о котором Иванов скажет: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».
«Старик и юноша». Фрагмент.
Образы юноши и старика внизу картины слева, выходящих из воды, как аллегория Древнего Израиля и Израиля после пришествия Иисуса, как соотношение молодого и зрелого, старого и нового. Это образы непрекращающейся жизни.
«Книжники и фарисеи». Фрагмент.
Интересны образы фарисеев и книжников, хранящих Закон, от лиц которых сквозит холодом, злобой, завистью пренебрежением и осуждением.
«Ближайший ко Христу». Фрагмент.
Как было сказано выше, типажи для своего творения живописец собирал годами. Так, для образа одного из героев полотна позировал сам Николай Гоголь, известный своей набожностью. Он то и вдохновил художника на создание образа темноволосого мужчины, ближайшего ко Христу.
«Мужчина с посохом». Фрагмент.
В образе мужчины в серой шляпе с посохом, что невдалеке от Иоанна Крестителя, художник запечатлел себя. По давней традиции живописцы часто писали свои образы в картинах такого плана. Иванов также не упустил такого случая и изобразил себя в качестве ученика Иоанна Крестителя, путешествующего вместе с праведником и апостолами по миру.
«Люди за деревьями. Фрагмент».
Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова
Давно известно, что любое творение рук человеческих несет в себе энергетическое биополе, воздействующее на окружающих. Так, исследовав биолокационным методом «Явление Христа народу», ученые заявили, что это произведение несет в себе мощнейшую положительную биоэнергетику, что относится и ко всем остальным работам мастера.
«Явление Христа народу». Фрагмент. Автор: Александр Иванов.
Исследование показало, что "...радиус биополя Иисуса составляет восемь метров, Иоанна Креститетя - пять, а всех остальных персонажей намного меньше. И это при том, что фигура Христа почти в три раза меньше чем все остальные образы, изображенные на холсте."
Почти через сорок лет гениальный русский художник Константин Маковский напишет свое гигантское полотно на исторический сюжет «Воззвание Минина к нижегородцам» (1896), которое будет вызывать чувство гордости и патриотизма за простой русский народ.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: