До конца XVII века на Руси господствовало деревянное строительство. Дома, бани, церкви, даже крепостные стены – всё возводилось из дерева. Неудивительно, что профессия плотника была не просто почитаемым ремеслом, а настоящим искусством, окруженным тайнами и суевериями. Раньше говорили не «построить избу», а «срубить избу», ведь считалось, что искусный мастер мог создать жилище, имея в руках один лишь топор. Этот процесс был крайне сложным, так как перед стройкой тщательно подыскивали подходящее место для будущего сооружения, подбирали самые крепкие деревья и продумывали до мелких деталей облик будущего жилища.
Поиск «живого» дерева
Путь к созданию избы всегда начинался с поиска подходящего места и, что не менее важно, «правильного» дерева. Наши предки верили, что деревья обладают собственной энергией, которая может повлиять на судьбу жильцов. Ель, сосна и лиственница считались идеальными материалами для стен. Они славились прочностью, долговечностью и способностью сохранять тепло. Дуб, благодаря своей твёрдости, использовался для изготовления дверей, оконных рам и других элементов, подверженных износу.
Истинный мастер-плотник считался на Руси человеком уважаемым и даже немного таинственным. Он не просто владел топором, но и знал секреты выбора дерева, умел «читать» знаки природы и вкладывал душу в каждый сруб. Считалось, что умелый плотник мог выполнить всю работу, используя один лишь топор. Мастер следовал вековым традициям, передававшимся из поколения в поколение.
Для поиска древесины плотники уходили в глубь леса.
Он стремился создать не просто дом, а пространство, гармонично вписанное в окружающий ландшафт и наполненное положительной энергетикой. Искусство срубить избу заключалось не только в знании строительных приемов, но и в умении жить в гармонии с природой, черпая в ней силы и мудрость. В этом, вероятно, и кроется секрет долговечности и красоты русских деревянных построек, дошедших до нас сквозь века.
Мастера отправлялись вглубь леса, подальше от дорог и перекрёстков, где в тишине искали подходящие деревья. Старые, больные и поврежденные деревья обходили стороной, веря, что они принесут несчастье, да и к тому же могут сказаться на прочности постройки. Буйные деревья, росшие на перекрестках, дорогах или на местах с сильной энергетикой, считались опасными: бытовало поверье, что бревно из такого дерева может «выстрелить» из стены, причинив вред хозяевам.
Зима, когда соки в деревьях замирали, считалась наилучшим временем для рубки. Древесина, заготовленная в этот период, была наиболее прочной и устойчивой к гниению. Сруб складывали в марте, оставляя его на просушку и усадку на несколько месяцев, а иногда и лет. И пока дерево давало усадку, строители и будущие жильцы подбирали подходящее место для избы.
Выбор места
Выбор места был не менее важен, чем поиск «правильного» дерева. Наши предки, полагаясь на интуицию и многовековые наблюдения, стремились найти место, наполненное положительной энергией. Предпочтение отдавалось сухим, светлым и чистым участкам. Строить на месте бывших захоронений, бань или заброшенных дорог считалось недопустимым. Такие места несли негативную энергетику, которая могла навлечь беду на новых жильцов.
Чтобы подобрать идеальную землю для будущего жилья, наши суеверные предки прибегали к массе обрядов. Например, крестьяне пекли 3 маленьких каравая и отправлялись на приглянувшееся им место для застройки. Затем они сбрасывали туда эти караваи и наблюдали за тем, как они приземлились на землю. Если вдруг один из караваев падал коркой вниз, то будущие хозяева могли решить, что место не пригодно для заселения.
Для фундамента использовали валуны, а также кидали клок овечьей шерсти и горсть пшена.
После проверки территории, если, конечно, она подошла по всем параметрам и суевериям, начинали закладывать фундамент. Стоит отметить, что в некоторых селениях избы возводили и без фундамента. Закладывая фундамент, строители рыли траншеи и клали в них каменные валуны, овечью шерсть и зерно. Согласно поверью, чтобы в доме всегда было тепло и царил достаток, нужно в фундамент бросить клок овечьей шерсти и насыпать щедрую горсть зерна.
От бревенчатых теремов до глинобитных хат
Россия — страна с огромной территорией и разнообразными климатическими условиями. Неудивительно, что и традиционные жилища в разных регионах страны отличались друг от друга, отражая особенности быта и хозяйственную деятельность местного населения. На севере России, в царстве хвойных лесов, дерево было самым доступным и практичным строительным материалом.
Бревенчатые избы, сложенные искусными мастерами, надежно защищали от пронизывающего холода, а их природная красота находила свое выражение в искусной резьбе. Украшение дома резьбой было не просто данью эстетике, но и своеобразным оберегом, призванным защитить жилище и его обитателей от злых духов. Сюжеты резьбы были разнообразны: геометрические орнаменты, изображения животных и птиц, символизирующие силу и плодородие, а также сцены из сказок и былин.
До конца XVII века на Руси строили из дерева дома, церкви и прочие сооружения.
На юге страны, где лесов было значительно меньше, предпочитали строить глинобитные хаты или саманные избы из кирпича-сырца. Эти материалы, доступные и простые в обработке, позволяли создавать жилища, хорошо сохраняющие прохладу в жарком климате. Южные дома в основном были меньше, чем северные, что объяснялось как особенностями климата, так и образом жизни. На юге люди проводили больше времени на свежем воздухе, занимаясь земледелием и скотоводством, поэтому дом служил, главным образом, местом для ночлега и укрытия от непогоды. Самой популярной конструкцией на юге был «четырехстенок».
На Дальнем Востоке и в Сибири, богатых хвойными лесами, строили избы из бревен, но использовали для этого преимущественно древесину хвойных пород. С начала XIX столетия здесь, одними из первых в России, стали появляться так называемые «шестистенки» — более просторные дома, разделенные на несколько помещений.
Большие дома могли позволить себе зажиточные крестьяне или же несколько семей, проживавших под одной крышей. Такая практика была распространена как в деревнях, так и в городах, особенно среди рабочих, которые искали жилье поближе к фабрикам и заводам.
К слову, разнообразие строительных традиций в зависимости от региона наблюдалось и в устройстве крыш. На севере предпочитали высокие, крутые крыши, чтобы снег не задерживался на них, а на юге – пологие, четырехскатные, защищавшие от палящего солнца.
Внутреннее убранство
Изучая особенности устройства и убранства русских изб, мы можем лучше понять, как жили наши предки, какие ценности были им дороги, и как формировался национальный характер. Внутреннее убранство изб на Руси отличалось скромностью и практичностью. Главная задача была — разместить в жилище большую семью. Центром дома была печь, служившая не только для приготовления еды, но и для обогрева избы. Чтобы освободить место в доме, печь часто выносили в сени – нежилое помещение, служившее своеобразным «буфером» между улицей и жилой частью избы.
Русская изба в старину.
В сенях хранили одежду и обувь, держали корыта и ведра, а в сильные холода переводили туда домашний скот. «Переходной» частью между избой и сенями была клеть – небольшое помещение, служившее кладовой. Там также хранили домашнюю утварь, одежду, а иногда и спали в летнее время, спасаясь от жары.
Любопытно, что многие слова, связанные с устройством русского жилища, сохранились в языке до наших дней. Например, слово «сени» происходит от слова «сень» — тень, защита, что указывает на то, что это помещение было самым темным в доме. Слово «клеть» восходит к глаголу «клетить» — запирать, что говорит о том, что это помещение использовалось для хранения ценных вещей, а также их защиты от печного дыма.
Сени в русской избе.
Интересно, что поначалу окна в избах были без стекол и закрывались лишь деревянными задвижками изнутри. Чтобы холод не проникал в жилище, крестьяне вместо стекол натягивали на раму бычий пузырь. Что касается более зажиточных людей, то они использовали для этих целей слюду.
Избушка на курьих ножках
Из русских сказок нам с детства знаком зловещий образ избушки на курьих ножках, в которой живет Баба-Яга. Но вот почему наши предки решили поставить это сказочное строение именно на курьи ноги, и имеют ли они отношение к курицам? В действительности куры никак не связаны со стройкой.
Древними славянами «избушка на курьих ножках» воспринималась как некая «сторожевая застава» на границе мира мертвых.
Согласно словарю В.И. Даля, «куръ» – это несущая система на крестьянских избах, получившая широкое распространение на болотистых землях. К примеру, в Москве одну из церквей, возведенную в XVII столетии, местные жители прозвали «Николой на курьих ножках», так как стояла она на пеньках. Вторая версия появления выражения «избушка на курьих ножках» связана с «домиком» для мертвых, который устанавливали на столбы или пеньки.
Также есть и другие версии. Например, древнейшие жилища на Руси называли куриной избой. Данное название получилось из-за того, что внутри такой избы не было дымохода, то есть помещение топили «по-черному», будто окуривая его. К слову, такие избы просуществовали довольно долго и встречались еще в деревнях даже в начале прошлого века. А вот Где в Москве в наши дни можно увидеть деревянные дома, и Какие истории с ними связаны - узнайте в следующем материале.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: