Афинский Акрополь - это скалистый холм в греческой столице, на котором находится знаменитый храм Парфенон. Он является одним из самых посещаемых и знаменитых археологических памятников в мире. Мало кто знает, что достопримечательность скрывает в себе захватывающий секрет. Настоящую древнюю детективную историю! Недавно археологи сделали невероятное открытие, которое помогло пролить на неё свет...
Граффити пастуха-козопаса
Наскальные рисунки были найдены на обнажении мраморной скалы в Вари. Это всего в паре десятков километров от Афин. Рисунок, который больше всего заинтересовал учёных, совсем маленький. Всего за последние годы здесь было найдено больше 2 тысяч граффити. Некоторые содержат текст, некоторые только рисунки. Все изображения датируются 6 веком до нашей эры и оставлены они местными пастухами-козопасами.
Наскальный рисунок с изображением храма и надписью. / Фото: labrujulaverde.com
Рисунок, заинтересовавший исследователей, почти полностью уничтожен эрозией, но разобрать написанное можно. Необычное изображение включает схему храмового здания. У него пять колонн, а пентастиль весьма нетипичен для греческой архитектуры, за таким редким исключением, как, например, храм Аполлона в Термосе. Выступающие элементы и горизонтальные линии наводят на мысль о двухступенчатой крепи или, наоборот, об антаблементе с акротериями. Надпись змеёй извивается вокруг рисунка и состоит из букв древнего аттического алфавита.
Репродукция граффити, найденных в Вари. (Рисунок Мерла Лэнгдона) / Фото: ancient-origins.net
Загадочная надпись гласит: «Гекатомпедон… Микона». По-гречески «гекатомпедон» значит «стофутовый» (100 футов — это чуть более 30 метров). Это огромных размеров здание некогда стояло на том месте, где сейчас стоит Парфенон. Храм был посвящён богине Афине. Рисунок пастуха Микона почти на сотню лет старше Парфенона, строительство которого было начато около 450 года до нашей эры.
Место находки указано красной стрелкой. / Фото: labrujulaverde.com
Затерянный древнегреческий храм
Получается, что древний Парфенон — это не первый величественный храм на этом месте. Археологи предполагали, что здесь располагались ещё более древние храмы, но доказательств не находили. Как выглядели эти священные сооружения, когда были возведены и где точно располагались — всё это до последнего времени было предметом горячих споров. Выяснить все эти аспекты довольно трудно, потому что в 480 году до нашей эры, во время греко-персидских войн, в Афины прибыло персидское войско и разрушило все постройки, стоявшие тогда на Акрополе.
Фактически, Музей Акрополя в Афинах — это хранилище руин и обломков статуй. Когда-то всё это было частью храмовых украшений. Всё было разрушено персами. Теперь учёных интересует вопрос: мог ли один из потерянных храмов быть Гекатомпедоном, нарисованным Миконом?
Граффити пастуха Микона приоткрыли завесу тайны
Самое интересное в этом загадочном предшественнике Парфенона — это упоминание его названия в древнегреческом демократическом декрете. Документ датируется временем, предшествовавшим нападению персов и строительству Парфенона. Текст его гласит, что Гекатомпедон — это место для хранения сокровищ.
Подробная информация надписи о Гекатомпедоне. / Фото: labrujulaverde.com
Одни учёные говорят, что Гекатомпедон, упомянутый в указе, был храмом, поскольку греческие храмы обычно служили хранилищем сокровищ, посвящённых богам. Другие исследователи настаивают на том, что слово «Гекатомпедон» вообще может и не относиться к храму и, возможно, означает открытый двор на Акрополе.
Деталь надписи с подписью Μίκōνος. / Фото: labrujulaverde.com
Только недавно обнаруженные граффити пастуха Микона помогли учёным постичь эту древнюю загадку. Микон назвал свой нарисованный храм Гекатомпедоном. Это означает, что термин «Гекатомпедон» в указе относился именно к храму. Даже стоящий сегодня на холме Парфенон когда-то назывался Гекатомпедоном. Конечно, изображённого Миконом храма давно нет, но, скорее всего, некоторые храмовые скульптуры в музее принадлежат именно ему, поскольку когда-то он стоял на том месте, где сегодня стоит Парфенон.
Музей Акрополя в Афинах. / Фото: ancient-origins.net
Кроме всего вышеизложенного, найденные граффити важны ещё и потому что они указывают на то, что вопреки устоявшемуся мнению, пастухи не были в те древние времена безграмотными. Множество наскальных рисунков и надписей к ним говорят о том, что эти люди были достаточно образованными, по крайней мере, умели читать и писать. Рисунки, очевидно, помогали им коротать бесконечно скучные часы их работы.
Так надписи, сделанные некогда пастухами от скуки, стали ключом к разгадке исторических загадок одного из самых знаковых археологических памятников в мире.
Древние наскальные рисунки часто помогают учёным разгадать тайны прошлого. Прочтите, например, в другой нашей статье о том, какую тайну хранят небесные карты гор Гегам в Армении: уникальное наскальное искусство.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: