Графиня Воронцова-Дашкова | Фото: sputnik-georgia.ru
После революции 1917 г. многие российские аристократы, оказавшиеся в эмиграции, брались за любую работу и нередко достигали заметных успехов. Грузинская княжна Анна Чавчавадзе, в замужестве графиня Воронцова-Дашкова организовала во Франции собственное дело в сфере модной индустрии, добилась признания за рубежом и положила начало «моды на Грузию».
Грузинская аристократка, ставшая законодательницей мод во Франции | Фото: sputnik-georgia.ru
Анна Ильинична Чавчавадзе родилась в Тифлисе в 1891 г. Она происходила из старинного грузинского княжеского рода. Она была названа в честь своей бабушки – внучки царя Георгия XII Анны Ильиничны Грузинской. Первый брак княжны с грузинским аристократом Осико Мамацашвили продержался недолго и закончился разводом. Ее вторым мужем стал граф Александр Воронцов-Дашков, сын наместника на Кавказе графа Иллариона Воронцова-Дашкова. Их бракосочетание состоялось в 1916 г. в Петербурге, где они и поселились в собственном особняке. Графиню называли одним из главных украшений императорских балов в Петербурге, вся столица обсуждали ее наряды, пуговицами на которых служили крупные бриллианты.
Графиня Воронцова-Дашкова | Фото: sputnik-georgia.ru
После октябрьской революции муж графини Воронцовой-Дашковой оказался в рядах Добровольческой армии, а сама она переехала на дачу в Ессентуки, где у нее родился сын Илларион. Однако вскоре всему семейству пришлось спасаться бегством из страны. Несколько раз им приходилось скрываться, чтобы избежать ареста и расстрела. Об этих днях графиня вспоминала: «Подробно обо всех ужасах писать невозможно, столько крови, столько слез и горя кругом». Во время отступления Добровольческой армии из Крыма семья Воронцовых-Дашковых переправилась в Константинополь, а оттуда они уехали во Францию.
Грузинская аристократка, ставшая законодательницей мод во Франции | Фото: sputnik-georgia.ru
Поскольку достаточных средств к существованию у семьи теперь не было, Анна Ильинична была вынуждена искать работу. Сначала она устроилась манекенщицей в Дом моды «Шанель». Ее главным заданием было появляться в театре, на приемах и других светских мероприятиях в платьях от Коко Шанель и на вопросы о том, где она достала такие изысканные наряды, отвечать: «Это – подарок моей коллеги Коко». Легендарная кутюрье любила работать с российскими эмигрантками-аристократками, так как у них, по ее мнению, было врожденное чувство стиля, идеальная осанка и безупречные манеры. Графиня Воронцова-Дашкова была одной из ее любимых манекенщиц, она считала ее удивительно элегантной и красивой.
Коко Шанель | Фото: style.rbc.ru
Писатель И. Оболенский, автор публикаций о российских аристократках-эмигрантках во Франции, называет графиню Воронцову-Дашкову «светской манекенщицей», так как «в те годы в парижских домах моды существовало несколько видов манекенщиц: одни демонстрировали платья непосредственно клиенткам, а другие появлялись в нарядах на приемах, обедах и коктейлях, то есть на значимых светских событиях. Поэтому такие манекенщицы, собственно, и назывались светскими».
Мария Николаевна Кузнецова (Бенуа-Масне) в русском наряде | Фото: telegrafua.com
В августе 1924 г. грузинская графиня открыла собственный Дом моды в Париже на рю Колизе №5. Она дала ему название «Имеди», что в переводе с грузинского означает «надежда». Ее клиентками стали представительницы богатых и знатных семей Франции, Великобритании, Голландии, а также дочери новоиспеченных американских миллионеров. И. Оболенский пишет: «Графиня положила начало моды на Грузию. Увлечение Кавказом в начале двадцатых годов стало всеобщим. Журналы рекламировали ткань под названием Tiflis, конкурирующие дома моды шили одежду в стиле caucasien, а в районе Монмартра открывались бесконечные рестораны кавказской кухни».
Мода 1920-х гг. во Франции. Модели домов *Китмир* и *Итеб* | Фото: club.osinka.ru
Повальному увлечению «грузинской модой» способствовало и то, что по вечерам в ресторанах выступали джигиты с танцевальными номерами, а грузинские красавицы-аристократки появлялись в дизайнерских платьях на светских мероприятиях и шили собственные коллекции. Кроме Дома моды «Имеди», в Париже также открылся Дом моды Нины Шервашидзе. Они диктовали стиль, ставший господствующим трендом в европейской модной индустрии на несколько десятилетий.
Мода 1920-х гг. во Франции. Зимние пальто в русском стиле домов *Уорт*, *Шанель* и *Женни* | Фото: club.osinka.ru и style-epohi.ru
Наблюдая рвение, с которым графиня Воронцова-Дашкова взялась за работу, один из французских обозревателей писал: «Трудно впасть в преувеличение, говоря о мужестве, с которым дамы из высшего русского общества, изгнанные со своей родины революцией, принялись за работу».
Мода 1920-х гг. во Франции | Фото: russedina.ru
К сожалению, Дом моды «Имеди» ожидала та же участь, которая постигла практически всех дизайнеров: с началом экономического кризиса в 1929 г. модная индустрия пришла в упадок. Позднее семья Воронцовых-Дашковых перебралась в Германию и последние годы жила практически в нищете. Там графиня и умерла в 1941 г. и была похоронена на кладбище Тегель рядом с мужем, которого она пережила на 3 года.
Немногие знают о том, что репутацию столицы мировой моды Парижу создавали российские эмигрантки-аристократки | Фото: russedina.ru
Графиня Воронцова-Дашкова была не единственной грузинкой, диктовавшей моду в Париже: Как грузинская княгиня Мэри Эристова завоевала французские подиумы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: