История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Новый год можно начать и так – отправившись с тремя тысячами сопровождающих в длительную поездку по южным землям – так, во всяком случае, поступила когда-то императрица Екатерина II. Таврический вояж остался в истории и благодаря своему размаху, и как источник некоторых сплетен и слухов – в том числе о «потемкинских деревнях».


Инспекция южных земель – подготовка и отправление в путь



Путешествие готовилось очень основательно - Екатерина знала, что находится в фокусе внимания европейских держав

Путешествие готовилось очень основательно - Екатерина знала, что находится в фокусе внимания европейских держав


Это было не первое путешествие уже довольно пожилой по тогдашним меркам императрицы, но беспрецедентное по размаху и длительности. Таврический вояж был призван не только познакомить 58-летнюю Екатерину со вновь обретенными владениями, но и произвести впечатление на европейцев, которых в ее многочисленной – в 3000 человек – свите было предостаточно.

Г.А. Потёмкин

Г.А. Потёмкин


Готовил путешествие сам Потемкин – и готовил на совесть. Планировалось посетить свыше тридцати городов, совершить большой вояж по Крымскому полуострову, а после через Белгород, Тулу и Москву вернуться в столицу. Подготовка к путешествию началась в 1784 году, а за несколько месяцев до его начала по маршруту были размещены полки русской армии – для обеспечения безопасности императрицы и ее двора. Мастера каретного дела изготовили около двух сотен экипажей, некоторые могли использоваться и в зимнее время – как сани, и в летнее.

2 января 1787 года императорский поезд тронулся в путь, растянувшись на целую версту. Всего отправлялись 14 карет и более ста двадцати саней и кибиток, а кроме них – около сорока запасных. Екатерина II занимала огромную карету, запряженную четырьмя десятками лошадей: внутри размещались гостиная, библиотека, кабинет, карточный стол. Из-за внушительного веса экипажа на одном из крутых спусков, уже на территории Крыма, карета едва не опрокинулась – ее помогли удержать и остановить местные жители.

В течение дня Екатерина проводила в дороге около шести-семи часов

В течение дня Екатерина проводила в дороге около шести-семи часов


Генерал-губернаторы, наместники ожидали прибытия Екатерины уже на границе своих владений, оттуда сопровождали до места отдыха. Ехали обычно три часа до полудня и около четырех – после обеда. В городах, где останавливалась императрица, для нее были подготовлены недавно выстроенные путевые дворцы или же особняки знати. Города богато украшали иллюминацией, вдоль дорог устанавливали смоляные бочки и плошки, освещавшие путь.
Спустя десять дней после выезда из столицы Екатерина была в родном Потемкину городе – Смоленске, после отправилась в Киев, где провела около трех месяцев – до самой Пасхи.

Крым и амазонки


Во второй половине мая 1787 года императорский поезд въехал на Крымский полуостров. Екатерина прибыла в Бахчисарай, еще недавно – столицу Крымского ханства. Примечательно, что по приказу Потемкина приветствовать императрицу должны были группы представителей разных этносов Крыма – чтобы заверить государыню в их общей преданности. «Прибрать Бахчисарай наилучшим образом» - повелел светлейший князь при подготовке вояжа, и город действительно был «прибран».

И.К. Айвазовский. Посещение Екатериной II Феодосии

И.К. Айвазовский. Посещение Екатериной II Феодосии


Собственно, так было на протяжении всего маршрута по южным землям империи, Екатерина не переставала любоваться – не столько даже выстроенными в рекордные сроки дворцами и храмами, триумфальными арками, украшавшими въезды в города, сколько зрелищем деревень и пастбищ, свидетельствами освоения старых и новых российских владений. Недаром пошел слух о «потемкинских деревнях», бутафорских селениях, созданных исключительно ради того, чтобы пустить пыль в глаза высоким гостям. Источниками таких сведений – не подтвержденных фактами – стали записки иностранцев, как принимавших участие в поездке, так и знавших подробности из вторых рук.

Якобы те селения, что просматривались на значительном расстоянии от дороги, на самом деле были «намалеваны на ширмах», а поселяне были принуждены по ночам перемещаться на много верст вперед ради того, чтобы поприветствовать императрицу вновь. То же говорили и о стадах, которые так радовали взор Екатерины. Будто бы одних и тех же сельскохозяйственных животных императрица видела по четыре-пять раз по мере своего движения по дорогам Крыма.

Историками такие утверждения воспринимаются скептически, не особенно им доверяли и при жизни Потемкина: мелковато это было бы для светлейшего князя. Куда вероятнее, что к созданию такой бутафории прибегал один из чиновников ближних к столице земель, в частности Тульской губернии, куда более неустроенной, чем Новороссия.

Фейерверки в честь Екатерины устраивались в разных городах по маршруту следования

Фейерверки в честь Екатерины устраивались в разных городах по маршруту следования


Потемкин же прибегал к другим визуальным эффектам – помимо иллюминации, сопровождавшей екатерининский вояж на всем его протяжении, помимо балов, что давались в каждом из городов на пути императрицы, он придумывал и более оригинальные действа. Например, в Севастополе, - городе, который начал строиться всего за три года до приезда туда Екатерины, на берегу был возведен павильон и укреплен огромный занавес, по примеру театрального. Раскрывшись, он представил взору восхищенной публики вид на бухту Севастополя и флот, который приветствовал гостей залпами салюта.

А по дороге из Севастополя, неподалеку от Балаклавы, императрицу встречала рота «амазонок»: сотня женщин, жен и дочерей балаклавских греков, в особом обмундировании, верхом на лошадях, выстроились для приветствия Екатерины и ее свиты. Командовала амазонками 19-летняя Елена Сарандова. Девушки были одеты в зеленые куртки и бархатные малиновые юбки, отороченные золотым галуном, а в качестве головного убора выступал белый тюрбан со страусиными перьями. Каждая «воительница» имела при себе ружье и три патрона.

Рота амазонок на пути следования императрицы

Рота амазонок на пути следования императрицы


Амазонский полк очень понравился Екатерине, да и сопровождающих императрицу он привел в восторг – настолько, что путешествующий инкогнито австрийский император Иосиф II даже позволил себе приблизиться к Сарандовой и поцеловать ее, вызвав некоторое замешательство среди придворных. Сама девушка получила от императрицы звание капитана и спустя несколько дней – перстень с бриллиантом в подарок. Всему полку было пожаловано из казны десять тысяч рублей – огромная для того времени сумма.

Из Крыма обратно в Петербург



Екатерина II

Екатерина II


Так, развлекаясь и восхищаясь зрелищем процветающих поселений, Екатерина совершала свой вояж, не забывая и о дипломатических целях, поставленных перед этим путешествием. Собственно Крыму было посвящено всего 12 дней. Переправившись на большую землю, императрица и ее свита продолжили путь, направляясь на север, в Москву, а оттуда – в Царское Село. Путешествие заняло чуть больше шести месяцев. Всего было преодолено около шести тысяч верст по воде и суше.

Триумфальная арка в городе Новгород-Северский сохранилась до настоящего времени

Триумфальная арка в городе Новгород-Северский сохранилась до настоящего времени


Некоторые города сооружали к приезду императрицы памятные триумфальные арки. Каждая верста на маршруте следования экипажей отмечалась особенным столбом, а каждые десять верст были установлены «екатерининские мили». Большая часть этих «миль» и все верстовые столбы были уничтожены, главным образом в советское время. Сохранилось восемь – пять из них находятся в Крыму.
Таврический вояж был осуществлен с поистине царским размахом – эта инспекция императрицей новороссийских земель на глазах у множества послов европейских государств превратилась в демонстрацию мощи и величия России, а сами населенные пункты, отмеченные высочайшим вниманием, получили шанс обратить себе на пользу такую славу.

Екатерининская миля в городе Днепр

Екатерининская миля в городе Днепр


Что до того, насколько была обманута Екатерина в своих впечатлениях об инспектируемых ею землях – то императрица к тому времени уже имела за плечами настолько большой опыт общения с разного рода наместниками и губернаторами, что обвести ее вокруг пальца было бы, пожалуй, делом затруднительным. Разве что дороги, как говорят, делали наспех и только для проезда императрицы, но эту российскую особенность еще ни одному правителю не удалось победить.

В честь путешествия была выпущена памятная медаль

В честь путешествия была выпущена памятная медаль


В свиту императрицы входила Александра Браницкая, которую подозревали в самом близком родстве с Екатериной.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








12254
24.01.2020 15:05
В закладки
Версия для печати




Смотрите также