Внебрачная дочь русской дворянки, не знавшая своего отца, выросшая в Швейцарии и получившая хорошее образование, она была бунтаркой и авантюристкой по духу. Приняв ислам, она обрела духовную свободу, и в течение семи лет скиталась по Сахаре, описывая страдания арабского народа от французской колониальной зависимости. Ее произведения стали известны гораздо позже ее трагической гибели в возрасте двадцати семи лет, во время внезапно случившегося наводнения.
Детство Изабель
Вилла в Швейцарии, на которой прошло детство Изабель Эберхардт. / Фото: nashagazeta.ch
Все, что знала юная Изабель о своем происхождении - это историю своей матери Натали Морде, русской аристократки с немецкой девичьей фамилией Эберхардт. Эту фамилию она дала своей дочери, родившейся через четыре года после смерти ее мужа Павла де Морде - генерала русской армии и советника императора. Вследствие несовпадения сроков генерал никак не мог быть отцом девочки, в отличие от ее старших братьев.
Известие о трагической смерти супруга застало мать Изабель в Швейцарии, где она находилась на лечении вместе со своими детьми и их домашним учителем Александром Трофимовским. Натали Морде решила не возвращаться в Россию.
Через четыре года, когда родилась Изабель, все считали, что ее отцом является Трофимовский, занимавшийся воспитанием и обучением всех детей этой семьи. Он действительно очень любил девочку, но при этом отрицал свое отцовство, так же как и ее мать.
Сама Изабель тоже никогда не называла его отцом, хотя благодаря ему получила прекрасное образование, в совершенстве владела несколькими языками и полюбила Коран, который привел ее к мусульманской вере. Но став взрослой, она придумывала разные истории о своем неоднозначном происхождении. Ей нравилось называться дочерью то какого-то известного мусульманина, то популярного французского поэта, то и вовсе утверждать, что никто не знает ее настоящего отца, потому что ее мать во время зачатия была изнасилована.
Детство Изабель прошло в сельской местности, недалеко от Женевы, на вилле, окруженной сосновым лесом. Не скованная никакими запретами, она носилась со своими братьями по садовым дорожкам, принимала активное участие в мальчишеских играх и потасовках, и с раннего детства полюбила одеваться в мальчишескую одежду.
Когда она подросла, эту привычку укрепили предупреждения взрослых об опасностях, которые могут повсюду подстерегать свободолюбивую юную девушку. С позволения своего наставника Трофимовского Изабель сделала короткую стрижку и постоянно носила мальчишескую одежду, которая была намного удобнее для игр, верховой езды и работы в саду.
Мятежная мусульманка с русскими корнями
Изабель Эберхардт
К шестнадцати годам Изабель легко читала Коран на арабском языке и мечтала о дальних странствиях в неизведанные края. Очарованная романами Пьера Лоти и описанием его путешествий по востоку, она загорелась желанием отправиться в Северную Африку. Позднее она писала, что это место казалось ей необычайно привлекательным еще до того, как она его впервые увидела.
Первый рассказ под названием «Видения Магриба», написанный восемнадцатилетней Изабель в то время, когда она еще жила в Швейцарии, и опубликованный во французском журнале Nouvelle Revue Moderne под мужским псевдонимом Николай Подолинский, представлял собой пугающе точную проекцию ее будущего. В нем описывалась встреча молодой русской женщины с арабом, которая спустя несколько лет в точности была воспроизведена в жизни Изабель.
Со временем девушка поняла, что мужская одежда, так полюбившаяся ею с детства, дает больше свободы и возможностей, которых были лишены женщины в ту пору. Она начала посещать местные пабы, увлекаться спиртными напитками и курить гашиш.
В восемнадцать лет у нее случился роман с женатым мужчиной по имени Чарльз Шварц, которого она встретила в городе. На одно из свиданий Изабель пришла пьяной и одетой как моряк. Шварца это развеселило, и он сказал, что она не посмеет поцеловать его на людях. Но Изабель легко это сделала, и потом они долго целовались, сидя возле аптеки.
Но такая жизнь казалась Изабель скучной, и она призналась своему алжирскому знакомому Луи Давиду, с которым состояла в дружеской переписке, что хотела бы переехать жить в Алжир и принять ислам. Он с радостью вызвался ей помочь, даже предложил разместиться у него дома. Позднее он часто фотографировал Изабель, ее известный портрет в форме моряка также является творчеством Давида.
В свою первую поездку в Алжир Изабель отправилась со своей матерью, которая вскоре внезапно заболела и умерла, а через два года не стало и воспитавшего ее Александра Трофимовского.
Путешествия по Сахаре на арабском скакуне
Изабель Эберхардт. / Фото: nashagazeta.ch
В Алжире Изабель приняла ислам и взяла себе новое имя - Си Махмуд Саади. Но это не помешало ей после смерти матери вести еще более раскованный образ жизни, который она называла свободным. Освободившись от семейных ограничений, она стала проводить много времени в мрачных притонах, выпивать с моряками, курить гашиш и соблазнять мужчин, но при этом не прекращала работать над своими произведениями.
Рассказы Изабель становились все более профессиональными и популярными, но отношения с Луи Давидом, которого она считала своим близким другом, вскоре начали портиться. Он упрекал ее в нарушение исламских традиций и ее образе жизни, который не имел ничего общего с тем, как должна вести себя арабская женщина, но Изабель лишь пожимала плечами. Она была упряма и, несмотря на свою преданность исламу, жила по своим правилам и всегда делала то, что хотела.
Изабель стала чаще отправляться в путешествие по пустыне на своем любимом арабском скакуне, считая высшим наслаждением нестись вскачь, оставляя позади себя тучи оранжевой пыли, или спать под звездами, подложив под голову седло. Это была ее свобода, которую она ценила превыше всего.
Она страдала от лишений, часто недоедала, чтобы как-то поддержать свой кочевой образ жизни, отправляла свои заметки и репортажи в разные издательства, но никогда не зарабатывала много денег, а то немногое, что ей удавалось получить, она быстро тратила на табак, книги и подарки друзьям.
Встречаясь и общаясь с разными людьми и подробно описывая то, что видит вокруг, Изабель приходила в ужас и отвращение от того, как европейцы обращались с арабами. Чтобы привлечь внимание общественности к этой проблеме, она стала военным корреспондентом, освещая события в горячих точках французских колоний Магриба.
В 1901 году на Изабель Эберхардт было совершено покушение, которое оказалось неудачным. В том же году французы выдвинули в отношении нее подозрение в шпионаже и приказали немедленно покинуть Алжир. Это стало ударом для Изабель, но через год, когда эти подозрения были сняты, а она вышла замуж за военнослужащего, ей разрешили вернуться.
Недолгое замужество и нелепая гибель в пустыне
Изабель Эберхардт и Слимен Ханни
Мужем Изабель стал Слимен Ханни - представитель знатной алжирской семьи, служивший во французской армии. И хотя они много времени проводили врозь, она - путешествуя по пустыне, он - находясь на службе, они были счастливы вместе.
Поначалу они мечтали о тихой совместной жизни где-нибудь в небольшом уютном городке, хотели приобрести небольшой бизнес типа семейного кафе или бакалейной лавки, но потом вместе смеялись над своими планами. Они оба понимали, что сердце Изабель навсегда принадлежит пустыне, и оба ценили свободу друг друга.
Изабель часто, с огромной любовью и благодарностью писала о своем супруге в дневниках, а он рассказывал своим друзьям, что это и есть настоящее счастье - встретить человека по-настоящему свободного и близкого тебе по духу.
Осенью 1904 года Изабель Эберхардт и Слимен Ханни после нескольких месяцев разлуки встретились в гостиничном номере городка Айн-Сефра, расположенном на краю Сахары. Они провели вместе счастливую ночь, а на следующий день, около одиннадцати часов утра, оглушительный поток воды хлынул с гор, в считанные минуты уничтожив половину города.
В первые минуты супруги крепко держались за руки, но мощный поток воды разорвал их объятия. Слимена швырнуло о камни и течением унесло за пределы города, благодаря чему он, возможно, и остался жив. Тело Изабель нашли только на следующий день, прижатым деревянной балкой дома, в котором они находились в момент трагедии. Вокруг плавали размокшие грязные листы ее незаконченной рукописи.
Слимен бережно собрал все бумаги, просушил, восстановил все записи и позаботился о том, чтобы они были опубликованы, понимая, насколько это было бы важно для его любимой супруги.
Благодаря ему произведения Изабель Эберхардт впервые появились в виде книги и нескольких сборников рассказов и размышлений об уникальности самых свободных людей пустыни Сахары и стали доступны для нас сегодня.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: