Целебные свойства различных банных веников
Березовые веники называли символом семейного благополучия. / www.sobkor102.ru
В сознании русского народа банные веники занимали особое место, считаясь не только гигиеническим инструментом, но и эффективным средством от множества болезней. Дубовые веники, например, использовали для лечения кожных заболеваний и, как считалось, для усиления мужской потенции. Ольховые веники применяли при простудных недугах, а березовые помогали снять мышечное напряжение и боли в суставах, вызванные физическими нагрузками. Еловые веники использовали в борьбе с малокровием и против так называемой “порчи”. А осиновые веники, из дерева, на котором, по преданию, повесился Иуда, применяли для лечения алкоголизма, произнося при этом заговор: “Как Иуды нет опосля осины, так и хмель к рабу Божьему дорогу теряет”. Каждый вид веника имел свою уникальную целебную силу и использовался для решения конкретных проблем со здоровьем, демонстрируя веру в целебные свойства растений.
Березовые веники считались символом семейного благополучия и использовались, чтобы сделать брачные узы более крепкими. Считалось, что если молодожены попарятся веником, собранным из веток семи берез, то их любовь будет вечной. Береза, почитаемая как символ женственности, как бы передавала свою мощь и чистоту новоиспеченной семье. Веники из дубовых ветвей, олицетворяющих силу и крепость, применяли при защите от недругов. Нужно было 12 раз хлестнуть себя дубовым веником, одновременно, произнеся заговор: “Дуб, твои корни и ветки сильны, так и я буду сиден перед своими врагами”.
Ивановские веники и ритуалы
Банный ритуал у славян был очень важным. / www.sauna24rating.ru
Но не все банные веники считались одинаково полезными; их целебные свойства напрямую зависели от времени сбора. Говорили, что веники, заготовленные до дня Ивана Купалы, который отмечается 24 июня по старому стилю или 7 июля по-новому, не только не принесут пользы, а, напротив, могут навредить здоровью. Считалось, что именно в ночь на Иванов день растения обретают особую силу, поэтому в это время люди спешили собрать самые разнообразные травы, которые затем использовали как в лечебных целях, так и для ворожбы. Не зря существовала поговорка: «Иванов день пришел — траву собирать пошел». Многие отправлялись на поиски мифического цветка папоротника. По народным преданиям, сорвавший этот цветок становился обладателем всех земных сокровищ, получал безграничное богатство и невиданную власть.
Историк Александра Фролова в своих работах отмечает, что перед Иваном Купалой, согласно установившемуся обычаю, непременно посещали баню. На Архангельском Севере в этот день в баню шли даже очень слабые и немощные старики. Всё дело было в особых “ивановских” вениках, которые, кстати, использовались не только для парения, но и для гадания. По окончании мытья их кидали в воду и внимательно наблюдали за их поведением. Считалось, что если веник тонул, то его хозяину в этом году суждено было умереть. Если же он оставался на поверхности воды, то смерть в текущем году обойдет этого человека стороной. Эта традиция подчеркивает не только важность банного ритуала в культуре русского народа, но и его связь с мистикой и верой в предзнаменования.
Сила и состав «волшебных» ивановских веников
Собирать растения для веников рекомендовалось до Иванова дня.
Самой важной особенностью “ивановских” веников считалась их целебная сила. Исследователи подчеркивают, что славяне верили в способность банных процедур с такими вениками “снимать сорок грехов”. Подобную силу очищения приписывали растениям, собранным в канун Ивана Купалы. В этот день заготавливали веники из разных пород деревьев: березы, осины, рябины, а также украшали их полевыми цветами (ромашки, васильки). И хотя для лечения и “снятия грехов” применяли веники из разнообразных растений, цветы и травы, добавляемые в “ивановские” варианты, несли в себе не только декоративную функцию. Считалось, что они усиливают их целебные свойства и придают им дополнительную магическую силу.
В состав “ивановских” веников добавляли разнообразные травы, такие как мята, крапива, полынь, лютик, папоротник и богородицкая трава, известная также как чабрец. Считалось, что на Ивана Купалу целебные свойства этих растений достигали своего пика. Богородицкая трава занимала особое место в народной медицине и обрядах. Считалось, что чабрец помогает в лечении алкогольной зависимости и сердечных заболеваний, служит надежным оберегом от бед. Мята использовалась для лечения нервных расстройств и женских болезней, крапива спасала при проблемах с суставами, полынь избавляла от головных болей и усиливала потенцию, лютикубирал ломоту в теле, а папоротник благотворно влиял на тех, кто мучился от язвы желудка. Таким образом, “ивановские” веники представляли собой сложную композицию из различных растений, каждое из которых обладало своим уникальным набором целебных свойств, которые, по поверьям, усиливались в Иванов день.
В наши дни, несмотря на уход многих традиций в прошлое, банные веники по-прежнему пользуются популярностью, хотя и утратили свой сакральный смысл сакрального значения. Теперь их чаще рассматривают как средство для улучшения кровообращения, массажа и ароматерапии. Веники из березы, дуба и эвкалипта остаются наиболее востребованными, благодаря своим уникальным свойствам и приятному аромату. Однако всё ещё можно встретить людей, которые вкладывают в банный ритуал более глубокий смысл, собирая травы и деревья по старинным рецептам, стремясь сохранить связь с древними традициями и мудростью предков.
В русских традициях свадебная церемония была немыслима без обязательного посещения бани: Как парили невесту и почему мыло было обязательным свадебным подарком.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: