Из материалов, которые публикуются с начала девяностых, кажется, что до революции россияне жили исключительно религией. Тем непонятнее феномен Григория Распутина: как могла повестись на явного сектанта, на мистического гуру царская чета? Но на самом деле мистика и эзотерика в дореволюционной России была на гребне моды, и Распутин был, как сказали бы сейчас, в тренде.
Распутин: один из тысячи «старцев» империи
Ещё после первого паломничества Григорий Распутин усвоил, на чём сейчас деньги делают, и после возвращения в деревню радикально изменил стиль общения с односельчанами. Как с негодованием отмечал местный священник (за что дочь Распутина обвинила его в зависти), Григорий изображал из себя вещуна, провидца, просветлённого духовно: отвечал на всё с паузами, с таким видом, словно спросонок, обрывочными, значительными, но не привязанными к конкретным вопросам фразами. Сначала это крестьянам было просто в диковинку, как и сам факт, что кто-то в их деревне бывал в паломничестве. Потом они уверились, что в так важно высказываемых странных фразах Распутина – глубокий смысл, который только надо разгадать. К нему стали ходить на поклон, за духовным наставлением, и несли с собой деньги или подарки.
В то время в Тобольской губернии, да и во всей России, был всплеск сектантства. Православная церковь постоянно расследовала всевозможных гуру и их деяния (которые почти всегда были связаны с выдаиванием денег из народа и время от времени – с какими-нибудь общественно неодобряемыми интимными практиками). Поскольку Распутин неожиданно повадился ходить с толпами приезжающих баб в баню, его заподозрили в хлыстовстве и, соответственно, оргиях.
Раскрашенный фотопортрет Григория Распутина.
Однако расследование ничего не дало. И не могло дать: Распутин хлыстовцем не был. Много позже, уже расследуя поведение Григория Ефимовича с дамами высшего света, полиция установит: Распутин эротические позывы свои удовлетворял совершенно особым образом. Под предлогом борьбы с искушениями он рассматривал посторонних голых женщин, трогал их, в том числе распаляя, но потом, когда они готовы были отдаться, заставлял молиться до катарсиса раскаяния и часто молился сам рядом. Возможно, он и сам верил, что таким образом борется с искусом – хотя у современных сексологов не вызывает сомнения, что «борьба с искушением» была только предлогом. В любом случае, спускал пар «старец» (который был удивительно молод для своего звания) всё же с женой.
Тобольская губерния очень скоро стала казаться Распутина или слишком мелкой по доходам, или слишком опасной – там он всё время был на виду. «Провидец» решил покорять столицу. Однако Санкт-Петербург встретил его неласково. «Старцев» в городе было видимо-невидимо, каждый кормился с десятка-другого экзальтированных особ. В Тобольске у Распутина аудитория была шире. И тут-то проявился настоящий талант Григория – всего за несколько лет, двигаясь ко всё более состоятельной клиентуре, он дошёл до императрицы. Во всём остальном он был просто одним из сотни вещунов столицы, одним из тысяч провидцев России.
Чтобы закрепить успех, Распутин издал две книги духовных наставлений и мистических откровений. Вопреки слухам, скорее всего, он полностью надиктовал их сам. Манеру говорить он снимал великолепно и в столице научился вещать не только важно, но и нарочито простонародно – как в родной деревне даже не говорил, зато столичные дамы ахали от прикосновения к мощи русского народа, и вворачивать модные образы. Нахватался он и мистических и духовных формулировок. Впрочем, как мы помним, никакая слава не уберегла его от жестокого убийства, когда знати показалось, что слишком уж нездоровое влияние оказывает Распутин своей мистикой на императрицу.
В защиту «старца» можно сказать, что при нём царица действительно успокаивалась – а ей и всей её семье это было нужно, и что он, за взятку или от души, стоял против вступления России в Первую Мировую войну, предрекая стране от этого одни беды. Так и вышло.
Редкая фотография Григория Распутина в шёлковой рубашке.
Толстой: прививка буддизма к православию
Фактически, «старчеством» в том же смысле, что и Распутин – поучениями о духовной жизни без санкций от церкви – был склонен заниматься и Толстой. Многие его духовные взгляды кажутся заимствованными у буддизма, только политыми соусом православных концепций. И действительно, вполне в духе своего времени, Лев Николаевич плотно интересовался востоком и восточными учениями. Он вёл переписку с Махатмой Ганди и основателем «Общества Кришны» и выписывал индийские журналы, причём именно философско-религиозную прессу. Леонид Андреев вспоминал, что Толстой постоянно высказывался о восточных странах как об источниках истинных представлений о мире.
Сам Толстой также активно продвигал восточные идеи – в том виде, в который они приходили в его уме – в статьях и художественных текстах. Возможно, именно в увлечении Востоком кроется корень принципиального, резкого неприятия отца даровитых и ярких дочерей всякого отклонения женщин от пути рожающей ежегодно самки. Даже если «отклонениями от пути» она будет заниматься исключительно в перерывах между родами.
Лев Толстой на склоне жизни.
Волей или неволей Толстой основал целое философское движение – толстовство. Последователей он своих притом чуть ли не демонстративно не мог терпеть – то ли рисуясь, как многое он делал в жизни, то ли реально. В основы толстовства легли такие тексты писателя, как «Исповедь», «В чём моя вера?», «О жизни», «Христианское учение». Неудивительно, что церковь без шуток подозревала Толстого в сектантстве. Постоянная переподача христианского учения в буддийском виде и нападки на церковь в конце концов привели Толстого к жестокому конфликту с Синодом и отлучению. Тем не менее, от многих гуру своего времени Толстой серьёзно отличался тем, что не пытался зарабатывать на последователях и не приправлял свои убеждение таинственными мистическими образами.
Блаватская, реинкарнация Марии Магдалины, протеже Марии Антуанетты и другие звёзды общения с духами
В моде были не только духовные откровения, базирующиеся на принципах православия. С модой на восток страну наводнили всевозможные медиумы, которые обязательно странствовали в духовных восточных землях, получили множество откровений и научились говорить с мертвецами. Сеансы по призыву духов стали популярным развлечением буржуа и дворянства.
Надо сказать, общаться с мертвецами, прошлым и грядущим начали ещё в восемнадцатом веке, и весь девятнадцатый век случались отдельные «мистические» казусы. Так, например, фрейлина Мария Анненкова в середине века проводила «магнетические» сеансы для великой княгини Александры Иосифовны, в ходе которых дух Марии Антуанетты вдруг сообщил, что Анненкова – внучатая племянница Людовика XVI. Явления покойной королевы были обставлены так эффектно, что у великой княгини даже случился выкидыш, после чего Анненкову от двора отстранили. Впрочем, она не растерялась и с этой легендой вышла замуж за итальянского аристократа.
[IMG URL="https://kulturologia.ru/files/u23285/princess-alexandra-grand-duke.jpg" ALT=""]
Через несколько лет после этой истории начала давать спиритические сеансы и знаменитая Елена Блаватская. Она раз вызвала дух покойного, чтобы пролить свет на его убийство, но чаще развлекала дворянскую молодёжь спиритическими сеансами, на которых общалась со знаменитостями прошлого. Позже, когда Блаватская оставила увлечение спиритизмом, она т её окружение утверждали, что её неверно поняли и на Елену действовали те самые силы, что вдохновляют индийских гуру.
Когда Блаватская полностью ушла от спиритических сеансов к философским и мистическим учениям, место знаменитой спиритистки заняли сразу несколько ярких персонажей: Ян Гузик, Анна Минцлова и Анна Шмидт. Последняя, кстати, полагала себя реинкарнацией Марии Магдалины. Удивительно, но посмертным изданием её откровений занимался священник Павел Флоренский.
Блаватская же поражала воображение своих последователей рассказами о духовном путешествии в Египет и другие страны, где она быстренько научилась всей древней духовности у тайных хранителей тайных знаний. Эти рассказы изобилуют анахронизмами и другими неточностями, и тем не менее, поклонники Блаватской не ставят их под сомнение и в наше время. Кстати, сразу после своего мистического путешествия по востоку она не спешила делиться тайными знаниями, а просто открыла в Одессе магазинчик по торговле чернилами, товару в то время очень ходкому.
Внимание церкви как еретичка и сектантка она обратила на себя, когда стала писать в конце восьмидесятых годов девятнадцатого века «Разоблачённую Исиду», где выступила с критикой и науки, и христианства и заявила, что достоверные знания можно получить с помощью мистицизма. «Исида» стала хитом – меньше, чем за половину месяца раскупили тысячу экземпляров. Со временем Блаватского гуруйствовала всё больше, и в итоге её также отлучили от церкви. Впрочем, она этого, кажется, даже не заметила.
Елена Блаватская.
Надо сказать, Россия была не единственной страной, заболевшей в те времена мистицизмом: Разговоры с мёртвыми, cпиритуализм и другие странные увлечения викторианцев.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: