История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Творческим людям или занятым научной деятельностью трудно было доказать, что они не бездельники, а просто их работа специфическая, и тоже забирает немало сил. Певцов, профессоров, писателей причисляли к тунеядцам только за то, что они не были официально устроены какое-то время. Многие трудились с детства, но в учет это не бралось, если человека заподозрили в том, что живет на непонятные средства. Поэтому многие, чтобы продолжать свое любимое дело, устраивались дворниками, кочегарами, сторожами, чтобы оставалось больше свободного времени. Шутка о том, что все дворники с высшим образованием, оказалась не такой уж и беспочвенной.


Указ от 04.05.1961 создал «поколение дворников и сторожей» - «не пыльная работа» для творческих личностей


Плакат времен СССР - все профессии важны. / Фото: www.9111.ru

Плакат времен СССР - все профессии важны. / Фото: www.9111.ru

Закон о тунеядстве, принятый 4 мая 1961 году, изменил жизнь многих людей. Это позже подрастающее поколение привыкнет к тому, что нужно трудиться на благо страны, а пока людям трудно было перейти на новые рельсы социализма. Никита Хрущев, который реабилитировал осужденных, облегчил рабочий график, сделал противоположный своим достижениям шаг – ввел указом обязательное трудоустройство. Нельзя было заниматься частным предпринимательством или отсиживаться дома, если ты стал совершеннолетним. Но кроме обычных рабочих, которые не противились этому закону и легко с ним сжились, были и творческие люди. Они по характеру и способу жизни просто не вписывались в установленные для них рамки. Им нужна была свобода действий и много времени, чтобы реализоваться творчески или научно.

Строки стихотворения В. Маяковского «Все профессии нужны, все профессии важны» были использованы людьми, которых можно было бы отнести к тунеядцам. Нашлась спасительная лазейка для тех, кому нужно было прикрыться официальным трудоустройством. Так у многих появилась «непыльная работа». Они начали устраиваться дворниками, лифтерами, сторожами, кочегарами, чтобы оставалось время на занятие творчеством.

Писатель Андрей Столяров устроился слесарем пятого разряда с условием, что выполняет только установленный объем работы, а остальное свободное время проводит, как пожелает. Он рассчитал, что любая на то время работа в СССР могла быть выполнена быстрее установленного времени. Поэтому не зря шел на такой шаг. Через три месяца он смог выполнять фронт работы за 4 дня, а к концу года – за 2 дня. Свободного времени, чтобы писать было предостаточно.

Поколение дворников, сторожей, лифтеров – липовая работа для «трутней»


Музыканты и певцы - Петр Мамонов, Виктор Цой. / Фото: smotrim.ru

Музыканты и певцы - Петр Мамонов, Виктор Цой. / Фото: smotrim.ru

Певцы, музыканты, писатели и даже научные профессора напрямую соответствовали статье о тунеядстве, поэтому им могли вынести наказание. Но даже в этих условиях большинство смогло приспособиться, а потом и другие подхватили их эстафету – липовые должности стали очень популярны. Настолько, что ходила шутка о невозможности найти дворника без высшего образования.

Борис Гребенщиков сложил песню «Поколение дворников и сторожей», потому что сам такое пережил, но как парадокс – его не приняли в кочегары. В песню он вложил то, что переживали в этот период многие музыканты. Работу, которая укрывала от тунеядства, называли по-разному – «притирочная», «липовая», «не пыльная», «левая», но она помогала избежать 209 статьи.
Виктор Цой - работал кочегаром в котельной. / Фото: dzen.ru

Виктор Цой - работал кочегаром в котельной. / Фото: dzen.ru

Котельную «Камчатку» по улице Блохина, 15 можно вообще отнести к историческому зданию, потому что в ней развивались и творчески росли Виктор Цой, Александр Башлачев, Андрей Машнин, Святослав Задерий и другие музыканты, у которых свободное время было на вес золота. Петр Мамонов работал лифтером, и, видимо, поэтому родилась песня «Лифт на небо». Александр Манякин, барабанщик из группы «Ария», работал сапожником. Но даже команду футболистов ленинградского «Зенита» пришлось оформлять на завод, чтобы их не записали в тунеядцы. А все потому, что в СССР спорт не был профессией, а зарплату платили предприятия.

Писателей вообще не признавали за работающих людей, если только они не состояли в Союзе писателей, и тогда им давалось разрешение печататься. Многие издавались за границей, получая неплохой доход, который, кстати, тоже не признавался, а наоборот, даже осуждался. Он причислялся к нетрудовым доходам, что усугубляло состояние «тунеядца».

Научные работники – тунеядцы


Александр Зиновьев, объявленный тунеядцем в СССР. / Фото: philos.msu.ru

Александр Зиновьев, объявленный тунеядцем в СССР. / Фото: philos.msu.ru

Под категорию «паразитов» без зазрения совести подгребали даже научных работников, которые временно лишались работы. Им ставили такие условия, что многие уехали из СССР и больше не вернулись, предпочитая находиться на свободе и заниматься своим делом. Так жесткие рамки выдавили тех, которыми впоследствии страна могла бы гордиться, а они принудительно стали иностранными гражданами.

Знаменитым диссидентом оказался Александр Зиновьев. За неповиновение уволить двух сотрудников из института его причислили к предателям, сняли с должности заведующего кафедрой Института и лишили профессорской работы. Чтобы зарабатывать на жизнь, начал писать статьи, которые отсылал за границу. Ему намекнули, что у него пока что есть два варианта – быть на родине осужденным или уехать за рубеж. Он выбрал второй вариант.
Иосиф Бегун - преподаватель иврита. / Фото: dzen.ru

Иосиф Бегун - преподаватель иврита. / Фото: dzen.ru

Иосиф Бегун отбывал срок в ссылке. Два года находился в Магаданской области по обвинению в тунеядстве. Наказали за то, что учил ивриту, а такой профессии просто нет в СССР. Никто не учел, что он был хорошим тружеником. Одно время трудился официально на секретном объекте НИИ, являлся кандидатом технических наук, конструировал вертолеты. Он объяснял, что учить какому-либо языку – это труд, занятость, но все было зря.

После этого срока ему еще не раз предстояло столкнуться с репрессивной машиной против инакомыслящих. Было несколько сроков с высылкой, лишали проживания в Москве, забрали гражданство. И только с началом перестройки он был освобожден, а на следующий год (1988) уехал вместе с семьей в Иерусалим. В России его реабилитировали только через 4 года после отъезда. Его ценят и уважают за границей, где он занимается издательской деятельностью, а на родину приезжает в качестве гостя.
Александр Огородников в молодости. / Фото: old.memo.ru

Александр Огородников в молодости. / Фото: old.memo.ru

В тунеядстве был обвинен Александр Огородников, занимающийся возрождением духовенства. Он не вписывался в советский образ настоящего гражданина, хотя устроился токарем, работал грузчиком и сторожем, ездил автостопом по стране, распространяя христианскую философию. За что и понес наказание, был осужден по статье за тунеядство, а освободился только в 1987 году, хотя ему сначала дали только год. Но потом под разными предлогами о неповиновении и распространении проповеди продлевали срок. Это не помешало ему остаться верным своим взглядам и организовать Христианско-демократический союз после освобождения.

Преподаватель Рой Медведев был обвинен в тунеядстве за то, что не был официально устроенным, но его книги издавались за границей. И хоть гонорары приходили через Внешторгбанк – это не помешало подозрительно к нему относиться. Рой отличался от других «тунеядцев» тем, что не стал дожидаться финального «аккорда в суде». После повестки на допрос просто решил выехать. Пожил недолго в Прибалтике, а когда вернулся, то о нем уже не вспоминали.

Знаменитые публицисты, писатели и актеры–тунеядцы


Писатель Иосиф Бродский был признан тунеядцем в СССР и направлен в ссылку. / Фото: nashe.ru

Писатель Иосиф Бродский был признан тунеядцем в СССР и направлен в ссылку. / Фото: nashe.ru

Самым известным тунеядцем СССР стал Иосиф Бродский – писатель, поэт, он не работал официально, за что и был призван к ответственности. На суде сказал, что был фрезеровщиком, с детства трудился, участвовал в геологических экспедициях, но сейчас он – поэт-переводчик. Суд не принял это во внимание, спросив, кто его причислил в поэты, где он учился. На что Бродский ответил, что это талант, который не дается простым образованием. Суд над Бродским приобрел гласность. Его честь отстаивали многие писатели, писали ходатайства, поэтому срок в 5 лет через время был сокращен, и он прожил в Архангельской области всего 1,5 года. Там выполнял сельскохозяйственные работы и говорил, что это время ему пошло на пользу, хотя его многие в поселении сторонились.
Николай Годовиков в роли Петрухи. / Фото: dzen.ru

Николай Годовиков в роли Петрухи. / Фото: dzen.ru

Николай Годовиков, актер, запомнившийся многим по фильму «Белое солнце пустыни». Он играл в нем роль красноармейца, охраняющего девушек-мусульманок. Именно эта роль изменила его жизнь. Сначала сделала известным, а потом из-за нее он загремел в тюрьму. Участковый завидовал, что Николай занимает один квартиру (он как раз только развелся с женой), а участковый прозябает с семьей в коммуналке. Роль участкового в жизни Медведева – как рука, которая ломает успех, жизнь. По его донесению Николая обвинили в тунеядстве и дали срок 1 год. По закону через полгода квартиру могут забрать, но участковый это сделал раньше, поэтому возвращаться пришлось в разгромленное жилье. А потом были «качели» – устраивался на работу, снова обвинялся то в воровстве, то в тунеядстве, получал срок. Между этим возвращался сниматься в фильмы, и так всю жизнь. Но не известно, какая бы она была, если бы не тот завистливый участковый.
Писатель Владимир Войнович. / Фото: argentum-photo.blogspot.com

Писатель Владимир Войнович. / Фото: argentum-photo.blogspot.com

В группе знаменитых тунеядцев – писатель Владимир Войнович, которого исключили из Союза писателей, поэтому его легко было приписать к трутням. Участковый, который пытался наставить на истинный путь писателя, как-то получил от Войновича укор. Сказал, как участковый может его считать паразитом, если слушает песни, им написанные, читает его книги, что много книг переведено на несколько языков, а издаются они тысячами. Добавил – разве это не труд, и разве можно его упрекать, если он с 11 лет работал в колхозе, на заводе, стройке.

Если подходить к людям с точки зрения тунеядства в СССР, то к ним можно отнести и британскую писательницу Джоан Роулинг, которая не работала 5 лет, но за это время написала «Гарри Поттера». Ведь мир просто бы не получил такой прекрасный сюжет, если бы она устроилась на работу – просто у нее не было бы времени. Без работы находится с 2003 года математик Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре. Анри де Тулуз-Лотрек, Николай Ге – тоже тунеядцы по советским стандартам.

Всех спасла статья 1991 года, переименованная в «Занятость населения», из которой была исключена ответственность за безработицу. Но до этого времени они были лицами без определенного места работы. Слава не помогла избежать сложностей Александру Кавалерову, Сергею Бехтерову, знаменитой цыганке из «Будулая» и многим другим.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2180
27.09.2024 15:13
В закладки
Версия для печати




Смотрите также