Афиногенов день
Не рекомендовалось собирать грибы в день святого Афиногена. / www.yandex-images.clstorage.net
В определенные дни лета, а именно 29 июля, собирать грибы на Руси было запрещено. Эта дата в христианском календаре была отмечена как день, в который следовало вспоминать священномученика Афиногена и его десять учеников, которые пострадали за свои убеждения во время гонений на последователей Христовых. В городе Севастия (там Афиноген читал свои проповеди), местные жители однажды отказались приносить жертвы языческому идолу, что вызвало сильный гнев правителя. Афиноген был обвинен, подвергнут жестоким мучениям, а после этого казнен. Народ давал различные названия дню святого — это Афиноген, Финогей, Финоген, Финогены, Зажинки. Говорили, что именно 29 июля природа начинает меняться, лето «поворачивается».
Хотя в конце июля было еще тепло, судачили, что птички в лесах замолкают, как будто готовятся к своему перелету в более теплые регионы. Существовало поверье, что птицы не щебечут, потому что сосредотачиваются на приближающейся осени, и это вызывает у них печаль. На полях крестьяне продолжали работать, но в лесу в этот особенный день не позволялось шуметь, поскольку это могло напугать природу. Существовали строгие запреты, и не только «грибные», но и на сбор ягод. Также под запретом были охота, рубка дров, громкие разговоры или пение вблизи лесных территорий. Нельзя было создавать ненужный шум.
Этот день стал известен как день спокойствия, покоя, тишины и получил название Афиноген Тихий. И хотя поход за грибами нельзя назвать громким делом, люди старались этого не делать, всячески избегать шума в лесу, а также старались не заниматься уборкой в доме. Говорили, такие действия могут привести к болезням, неудачам и финансовому краху. Рекомендовалось избегать конфликтов и ссор, пытаться не грустить и не злиться.
На Воздвиженье в лес не ходи
На Воздвиженье в лес не ходили, так как в эти дни активизировались змеи. / www.i.pinimg.com
Запрещалось ходить по грибы и на Воздвижение, отмечаемое православными 27 сентября. Название этого праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день вспоминают о чудесном нахождении голгофского креста святой Еленой (мать императора Константина Великого), в 326 году, когда она предприняла паломнический поход в Иерусалим. Народ называл праздник Воздвиженье, Здвиженье, а также Третьи осенины и Капустницы (тут причиной было начало заготовки капусты на для холодной зимы). Работы в этот период было столько, что думать о сборе грибов просто не оставалось времени.
Тем не менее, дело было не только в загруженности. Запрет в Воздвиженье имел и иные причины. Наши предки считали, выходить в лес в этот день было небезопасно. Они верили, что это был момент, когда змеи собираются и уползают на зимовку, прячась в земле, перемещаясь в неведомые края, известные как ирий или вырий. Поэтому есть поговорка, что на Воздвиженье лесные змеи «сдвигаются». Интересно, что забота о змеях также была частью народных примет. Полагалось, что если лесной гад укусит кого-то на Возвиженье, то он погибнет от холода в лесу, так как будет обессилен и передвигаться не сможет.
Также говорили, что в високосный год выезжать на "тихую охоту" небезопасно, так как лесной дух может решить отомстить. Существуют поверья, согласно которым этот загадочный защитник леса становится особенно недовольным в годы, когда в феврале 29 дней. Считается, что в такое время на землю возвращается всё плохое, включая злые сущности, а грибы способны впитывать эту негативную энергию. Поэтому, если в этот период собрать грибочки и принести их домой, это может привести к неприятностям как для собирателя, так и для его родных. Чтобы избежать недовольства лесного духа, опытные грибники предпочитали оставаться дома.
После первого грома
Сморчки нельзя было собирать во время первого в году грома.
Сморчки являются одними из первых грибов, которые появляются в начале весны, когда снег только начинает таять. В то время как в США этот гриб приобрел статус национального деликатеса (особенно популярны фаршированные грибочки), на Руси его вкус не оказал на людей особого впечатления. Да, сморчки применялись в профессиональной кухне, но у крестьян к ним было достаточно скептическое отношение. Не случайно термин «сморчок» стал восприниматься с негативным подтекстом. Однако эти грибы продолжали искать и приносить домой. В основном их сушили для дальнейшего использования или же заранее замачивали в воде перед приготовлением.
История наших предков насыщена различными традициями и ритуалами. Сбор грибов был подчинен временным правилам. Сморчки (как и похожие на них строчки, также предвещающие приход весны) не попали в исключения. По словам М.В. Вишневского в его энциклопедии «Все о грибах», славяне избегали сбора сморчков и строчков, когда услышали первый весенний гром. Говорили, что в этот период в грибочки проникают змеи и коварно напитывают их ядом. В результате эти природные богатства становятся непригодными к употреблению, ядовитыми.
Но грибам находили достойное применение. Издревле настойку сморчков употребляли при глазных болезнях: близорукости, дальнозоркости, помутнении хрусталика и катаракте. Препараты этих сумчатых грибов обладают также противоопухолевой, иммуномодулирующей, антивирусной и противовоспалительной активностью. Сморчки окутаны мифами о своей «условной съедобности». На самом деле они являются вкусными и безопасными при потреблении. Микологи не обнаружили никаких неблагоприятных эффектов от их употребления. В Европе и Америке сморчки даже признаны деликатесом.
Грибы были важнейшим элементом русской кухни: Что ели наши предки на Руси — шаньги, кёж, посекунчики и не только.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: