Музыка   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0
Разное    



Эпоха Возрождения была периодом, когда наука и искусство переживали второе рождение. И хотя музыканты оставались такими же религиозными, как и в Средневековую эпоху, они стремились примирить богословскую практику с духом времени. Но вокруг некоторых музыкальных произведений новой эпохи выросла богатая мифология, основанная преимущественно на восприятии тритона - музыкального интервала, охватывающего три целых тона. Этот интервал между двумя нотами, сыгранными подряд или одновременно, католическая церковь называла «интервалом дьявола» или «аккордом зла».

Музыка как акт прославления Бога


Церковные песнопения в Средневековье / Фото: parishableitems.com

Церковные песнопения в Средневековье / Фото: parishableitems.com

Церковь на протяжении всего Средневековья имела огромное влияние на развитие музыки и контролировала ее создание, поскольку большинство музыкальных произведений в те времена создавались для церковного использования. От музыки требовалось, чтобы она была красивой, мелодичной, выражала величие Бога и вызывала у людей положительные эмоции.

В эпоху Возрождения, несмотря на то, что большая часть музыкальных произведений продолжала оставаться религиозной, политический контроль Церкви над обществом ослаб, что дало композиторам большую свободу действий.

Музыка эпохи Возрождения стала богаче и колоритнее, чем музыка Средневековья, поскольку технологии позволяли музыкальным инструментам звучать более выразительно и обеспечивать более широкий динамический диапазон, а с появлением печатного станка впервые появилась возможность публиковать и распространять ноты.

В эпоху Возрождения католическая церковь начала протестовать против некоторых музыкальных техник

В эпоху Возрождения католическая церковь начала протестовать против некоторых музыкальных техник

Интервалы, считавшиеся диссонансными в период Средневековья, приобрели известность в эпоху Возрождения. Это привело к тому, что католическая церковь начала активно протестовать против использования некоторых музыкальных техник, в частности, против тритона, который некоторые композиторы начали включать в свои произведения, назвав его «интервалом дьявола» или «аккордом зла».

Какие музыкальные аккорды были запрещены Римско-католической церковью


Музыка эпохи Возрождения стала более выразительной

Музыка эпохи Возрождения стала более выразительной

Чисто технически «интервал дьявола» представляет собой тритон - музыкальную последовательность, состоящую из двух нот, разделенных тремя тонами, исполняемых либо как аккорд, либо в серии с диссонансными интервалами.

Диссонансный характер этого трезвучия часто используется для создания атмосферы плохого предчувствия, тревоги, беспокойства или загадочности в музыкальном произведении, и оставляет у слушателей ощущение недосказанности.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Завораживающее видео: музыка средневековых цимбал

Именно это чувство беспокойства и привело к тому, что католическая церковь в Средние века так настороженно отнеслась к тритону и запретила композиторам и певцам включать его в свою музыку, называя его «аккордом зла».

Хотя нет никаких документальных доказательств, подтверждающих то, что существовал прямой запрет церкви. Скорее это было активное сдерживание при ее участии, поскольку церковь рассматривала тритон как неприятный звук, которого композиторам следует избегать, насколько это возможно.

Ричард Вагнер, который часто использовал тритон / Фото: kulturologia.ru

Ричард Вагнер, который часто использовал тритон / Фото: kulturologia.ru

На самом деле тритон редко можно было услышать в музыке той эпохи, его популярность начала расти после эпохи Возрождения. В частности, Вагнер был сторонником тритона, используя его во многих своих произведениях – от выражения запретной любви в «Тристане и Изольде» до драматических эпизодов в апокалиптической опере «Гибель богов».

Роберт Джонсон, продавший душу дьяволу


Роберт Джонсон – один из величайших блюзовых гитаристов

Роберт Джонсон – один из величайших блюзовых гитаристов

В музыкальном мире ХХ века очень популярной стала история Роберта Джонсона – одного из величайших блюзовых гитаристов всех времен. Эта история гласит, что Роберт Джонсон продал душу дьяволу в обмен на свой сверхъестественный талант.

Музыкант Сон Хаус, современник Джонсона, утверждал, что он не был выдающимся гитаристом, пока не исчез на несколько недель, а когда вернулся – потряс всех техникой и мастерством исполнения блюза.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем прославились 9 легендарных музыкантов, которые исполнили завет «жить быстро и уйти молодым»

Легенда гласит, что Джонсон встретил дьявола на перекрестке дорог 49 и 61 в Кларксдейле, штата Миссисипи, и отдал ему свою гитару, чтобы дьявол перенастроил инструмент в обмен на его душу.

В истории музыки немало подобных легенд. Два столетия назад люди верили, что талант итальянского скрипача Паганини был сатанинским. Но ни один из мифов не оказался столь живучим, как миф о Роберте Джонсоне.

Перекресток в Кларксдейле, где Роберт Джонсон продал дьяволу свою душу / Фото: theguardian.com

Перекресток в Кларксдейле, где Роберт Джонсон продал дьяволу свою душу / Фото: theguardian.com

На протяжении ХХ века тритон можно было услышать во многих музыкальных произведениях, и со временем эта музыкальная техника настолько оторвалась от своего зловещего происхождения, что встречается в самых неожиданных местах и уже не вызывает споров и обсуждений.

Сегодня в музыкальных произведениях гораздо чаще ищут присутствие искусственного интеллекта, чем «дьявола».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2381
3.03.2024 12:25
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • Rosa17 5.03.2024 21:41    

    Вав
    Гениальная у них музыка






Смотрите также