Розы и соловьи Оскара Уайльда, Маленький принц Экзюпери, все сказки Ганса Христиана Андерсена, известные русскоязычному читателю… Любимые истории, созданные волшебниками слова для детей и взрослых, проиллюстрированы гениальной рукой классика советской и российской иллюстрации – художницы Ники Гольц. А ведь ее обращение к детской иллюстрации было наполовину случайным, наполовину вынужденным – но оказалось призванием.
«НикИздат»
Иллюстрации Ники Гольц.
Ника Георгиевна Гольц родилась в Москве в 1925 году, в творческой семье, поощрявшей в ней тягу к искусству. Первым учителем Ники Гольц был ее отец – Георгий Павлович Гольц, академик архитектуры, сам ученик Фаворского. Георгий Гольц работал и как театральный художник – возможно, именно это вдохновило ее в детские годы сочинять истории. Маленькая Ника мастерила «книжечки», записывала в них придуманные сказки и рисовала к ним иллюстрации. В то время она еще даже не умела правильно писать буквы – но разве это может остановить настоящего художника? Книжечки «выходили» в придуманном Никой издательстве «НикИздат». Так она подписывала на обложке.
Иллюстрации Ники Гольц.
Хоть она уже в восемь лет твердо решила, что будет заниматься искусством, путь к иллюстрации был сложным. В 1943 году она поступила в Суриковский институт на отделение монументального искусства мастерской Н. М. Чернышёва, планировала стать художником-монументалистом. Однако, помимо дипломной работы, посвященной строителям высоток, работала в этом жанре не так уж много – самой важной считала роспись стены в Музыкальном театре Н.И. Сац, в основу которой легли и эскизы ее отца.
Андерсен
Снежная королева. Иллюстрации Ники Гольц.
К детской книге Нику Гольц привела банальная необходимость зарабатывать на жизнь. Когда Нике Гольц было двадцать лет, ее отец трагически погиб, и семья лишилась кормильца. Сначала по рекомендации друга она начала рисовать открытки в ИЗОГИЗ. Сперва на политические темы, а затем – на сказочные, что явилось большим облегчением, поскольку «идеологические» мотивы Нике Георгиевне давались нелегко. И в дальнейшем она старалась отказываться от идейно-политических заказов, предпочитая истории Мальчиша-Кибальчиша фантасмагоричные миры волшебных сказок, авторских и народных.
Снежная королева. Иллюстрации Ники Гольц.
Спустя какое-то время она пришла в издательство ДЕТГИЗ, где начала работать под руководством Бориса Александровича Дехтерева, которого называет вторым своим учителем. Первой книгой, которую она проиллюстрировала, стала сказка Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» - так начался путь Ники Гольц как книжного иллюстратора, и что важнее – как художницы, воплотившей в своих рисунках волнующие миры самых любимых сказочников, творивших для детей и взрослых. Она горячо любила истории Гофмана, Уайльда, Андерсена, народные сказки в переложении братьев Гримм, некоторых отечественных авторов – Владимира Одоевского, из современников – Александра Шарова.
Русалочка. Иллюстрации Ники Гольц.
С Андерсеном у Ники Георгиевны сложились особые отношения. Она иллюстрировала все его сказки, издававшиеся на русском языке, а «Стойкого оловянного солдатика» - трижды, и все три версии вышли в печати. В каждом переиздании она стремилась привнести что-то новое и, поскольку работала над иллюстрациями в разные периоды жизни, любила шутить, что их рисовали «разные Ники Гольц». Ранние варианты были черно-белыми, да и вообще Гольц много работала в черно-белой графике, например, создавая иллюстрации к сборникам французских сказок.
Дикие лебеди. Иллюстрации Ники Гольц.
Дикие лебеди. Иллюстрации Ники Гольц.
После затишья в нелегкие девяностые годы, в начале двухтысячных по заказу издательства «ЭКСМО» Ника Гольц оформила семь книг Андерсена. Работа над этим проектом шла несколько лет, а впоследствии художница была награждена серебряной медалью Академии художеств и Почетным дипломом Международной премии имени Х.К. Андерсена.
Новые старые сказки
Спящая красавица. Иллюстрации Ники Гольц.
В нулевые интерес к иллюстрированной детской книге вернулся, однако современный подход к оформлению книги требовал ярких, цветных иллюстраций. Имея за плечами огромный опыт работы с черно-белой графикой, Ника Гольц, тем не менее, много лет мечтала работать с цветной иллюстрацией, однако это требовало иного подхода к выбору авторов. Ни светлой печали Андерсена, ни эстетизма Уайльда – только «идеологические» авторы и темы, которых Ника Георгиевна несколько сторонилась.
Звездный мальчик. Иллюстрации Ники Гольц.
Но в постсоветской России появилась возможность творить свободнее. Однако издательства, приглашавшие Гольц к сотрудничеству, требовали ярких, броских, почти аляповатых решений. Впрочем, они были открыты к диалогу – и путем проб и ошибок приходили к тому варианту, который устраивал художницу и вызывал интерес у читателей. Многие истории, не издававшиеся в СССР, впоследствии получили другое оформление, не похожее на то, что создала Ника Гольц, но нередко она оказывалась первой – так вышло, например, с «Черной курицей» Погорельского. Именно она убедила издателей обратиться к этому литературному произведению.
Черная курица, или подземные жители. Иллюстрации Ники Гольц.
Одним из самых сложных заказов стало выполнение иллюстраций для переиздания «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Поначалу художница отказывалась – ведь читатели привыкли видеть иллюстрации самого автора. Вдохновителем для образа Маленького принца стал соседский мальчик Ваня, впоследствии тепло вспоминавший художницу.
Наследие
Иллюстрации Ники Гольц.
Ника Георгиевна скончалась на 88 году жизни, в родном городе. Своим учеником она называла только художника-иллюстратора Максима Митрофанова, который, кстати, тоже работал над иллюстрациями к «Черной курице» Погорельского и сказкам Гофмана, преподавательской деятельностью не занималась, однако целое поколение молодых иллюстраторов выросло на ее книгах и под большим влиянием ее творчества.
Ника Гольц за свою долгую и плодотворную жизнь оформила более сотни книг. Работы художницы не только радуют читателей на страницах книг, но и хранятся в музейных собраниях России, в том числе в Третьяковской галерее, и частных коллекциях в России, Дании, Швеции, Германии, Италии, США.
И еще немного об отечественных художницах, оживлявших для читателей сказочные миры...
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: