К 15 веку на Руси встал вопрос безнравственной позиции некоторых церковных служителей. Возможность покупки сана возмущала как прихожан, так и благочестивых представителей духовенства. Такая практика перекочевала к нам из Византии. Со временем устное недовольство превратилось в полноценное подпольное движение – стригольничество. Правда, члены общества были тут же вовлечены в политические распри. Не без содействия Европы.
Византийское наследие
Порядок покупки сана пришел на Русь в Византии. /Фото: img-s2.onedio.com
В 14 веке по Руси распространилось безнравственное поведение духовенства. Само собой разумеется, что такая ситуация породила недовольства среди верующих и рядовых служителей церкви. Надо заметить, что первые раздоры зафиксированы веком ранее. Отдельные священники, как это обычно бывает, стали злоупотреблять своим положением и в прямом смысле слова торговать церковными должностями. Это печальное явление заклеймили ересью. Продажу и покупку духовных санов назвали симонией. Множество летописных источников содержат в себе информацию о практике занятия церковных должностей через определенную плату. Такой порядок был узаконен с 6 века - еще при императоре Юстиниане Великом.
Все византийские чиновники обязывались вносить взнос в госказну за вступление в должность. А так как епископы на тот момент являлись чиновниками, то такая повинность касалась и их. Дикое противоречие с фундаментальными канонами Церкви позволяло лишать сана тех, кто обрел его за деньги. Но и это ограничение умело обходили. Картина представлялась так, будто плата производилась не за священный сан, а лишь за место - церковную должность. Или же вовсе покрывалось в качестве благочестивой традиции совершать добровольные подношения по случаю вступления в новую должность. Такие реалии спровоцировали острые дебаты на Владимирском Соборе 1274-го, проведённом по инициативе митрополита Кирилла III. Неудивительно, что в обществе появились первые раскольники, отколовшиеся от Православной Церкви.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как древний языческий храм стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр.
Почему стригольники?
Еретики имели свои объективные причины для активности. /Фото: missioner-tver.ru
Четкого толкования названия движения стригольников не установлено. По распространенной версии, приверженцы этого нетрадиционного течения выстригали на своих головах то ли крест, то ли какую-то тонзуру. Но историки сомневаются, потому как по броскому внешнему признаку было бы легко вычислять и ловить сектантов, но стригольники просуществовали достаточно долго. Больше на правду похоже происхождение названия от профессии первого вождя ереси — Карпа. Он промышлял парикмахерским делом, то бишь стригольничеством.
Исследователи несколько скептически относятся к деятельности стригольнического движения. Большинство историков уверены, что это учение не имело определенного устава и логичной направленности. Все действия, в большинстве своем, отталкивались от критики церковных порядков. Стригольники проповедовали, что все священнослужители автоматически лишены ниспосланной им благодати по причине того, что симонию одобряла их верхушка.
Последователи стригольничества громко обвиняли всех без исключения представителей церкви. И единственным способом очистится от греха считали всеобщее отречение от сана и церкви. Один из первых предводителей стригольников Карп озвучивал, что обязанности падшего священнослужителя вполне может взять на себя любой мирянин, обученный грамоте и основам нравственности. И таких желающих в Новгороде и Пскове было немало.
Желая придать своим действиям сакрального смысла, стригольники притянули к своей философии выжимки из писания некого тверского монаха Акиндина. В обширных трудах он ярко описывал необходимость симонии и говорил о серьезных последствиях ее исчезновения. Епископ Стефан Пермский, вступивший в борьбу со стригольниками, делал акцент на том, что участники движения не имели в своих рядах ни одного священника и автоматически не имеют понятия о сложности работы священнослужителя.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Не только Джордано Бруно: 5 учёных, которых сожгли на костре католики.
Убийство верхушки и связь движения с Европой
Йосиф Волоцкий причислен к лику святых. /Фото: icons.pstgu.ru
Апофеоз стригольничества пришелся на 14-15 века, когда сектанты, сами того не ведая, получили политическую окраску. В тот период происходило размежевание территорий Московской и Литовской Руси, что коснулось и вопросов обоюдной церковной автономии. Фактически, начали зарождаться две суверенные митрополии – Московская и Киевская. С политической позиции движение стригольников начало теперь представлять опасность не только для Церкви, но и для высшей государственной власти. Ведь на тот момент любой местечковый князь, а затем и Великий, получал легитимность через благословение Церкви и, соответственно, представителей церковной иерархии.
А так как стригольники видели в этом образовании абсолютное зло, то и до признания незаконности власти было недалеко. Ведь логично, что правитель, благословленный липовыми сановниками, и сам подпадал под народные сомнения. В общем, настал момент, когда на ранее преследуемых стригольников начались систематические гонения. Представителей движения расценивали уже чуть ли не оппозицией власти на Руси, внесистемной подпольной силой. И надо признать, что были созданы все условия извне, чтобы эта сила набирала обороты. Стригольников объявили еретиками и стали преследовать по всей строгости закона. Царь-книга Иоанна Грозного содержит изображение, описывающее события 1375 года. Группа людей сбрасывает в воду двух связанных мужчин, а еще пятеро ожидают поодаль своей участи. Пояснение говорит о том, что на миниатюре показан процесс казни основателей стригольников.
Основателей стригольничества физически устранили. /Фото: sun9-13.userapi.com
Последние упоминания о стригольниках из русских летописей пропадают только после 1429 года. Впоследствии об их кончине уже в прошедшем времени рассказывает известный русский богослов Иосиф Волоцкий. По его свидетельствам, были схвачены и заточены в темницы все последователи раскольников. И свершилось это по решению благочестивых князей и именитых христиан, пожелавших искоренить «соблазнительную ересь». Часть исследователей полагают, что представители движения сблизились с участниками протестного религиозного движения, действовавшего в средневековой Европе.
Сегодня секты существуют и иногда процветают. А эти 5 сект принесли своим основателям огромные состояния.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: