В XIX-XX веках на Сахалин претендовали и Россия, и Япония. Сейчас он часть РФ, но когда-то давно, задолго до противостояния двух империй, у этого куска суши были тихие, мирные и очень простодушные хозяева. Тут жили аборигены-айны – древнейший коренной народ. По мнению ученых, это первые люди, заселившие Сахалин. Как они здесь появились, кто они с этнической точки зрения и почему айны на много десятилетий оказались преданы забвению, чуть не утратив свою культуру и свой язык – в нашем материале.
То ли европейцы, то ли азиаты
Раньше айны жили и в других частях современной России – например, в низовьях Амура и на Камчатке, а также на Курилах, на которые претендует Япония. Да и в самой Японии этот народ тоже живет с древних времен, правда, на сегодняшний день он очень малочисленный, хотя и генетически близкий к некоторым другим японским аборигенным народам. Кстати в Японии их признали коренным населением только 15 лет назад.Распространение диалектов айнов на в старые времена.
Откуда взялись в этих местах айны? У ученых до сих пор нет точного ответа на данный вопрос. С точки зрения генетики они очень близки с охотцами (жителями, населявшими побережье Охотского моря, Курил, Японии), в то же время ученые считают айнов близкими и к жителям юго-восточной Азии. Предполагается, что у них с восточноазиатами были общие корни, но примерно в 15 000 году до нашей эры айны от них отделились и мигрировали в район японских островов. При этом с андаманцами и тибетцами у айнов ничего общего нет.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как живут людоеды из каменного века в наши дни: Дикари самого запретного острова на Земле
Антропологи же, сделавшие описание айнов, обращают внимание и на черты, присущие больше европейцам, нежели тем же японцам – казалось бы, ближайшим соседям этого народа. Так, у айнов, как правило, волосы густые и волнистые (в редких случаях – прямые). При этом волосы могут быть как черными, так и каштановыми. Брови у представителей этого народа обычно очень густые, мужчины по традиции отращивают густые длинные бороды.
Айны: мужчина и женщина.
Глаза у айнов не азиатского, а европейского типа, хотя у некоторых из них они и могут быть немного «монгольскими». Кожа же у айнов априори светлая, как у европейцев-северян, а ее темный оттенок, который можно увидеть у некоторых айнов, связан с тем, что они много работают на свежем воздухе и покрываются загаром.
В то же время антропологи приходят и к другому интересному выводу. Особенности черепа этих аборигенов роднит их с коренными жителями Америки – особенно с эскимосами, но, с другой стороны, по характеристикам черепа айны близки и с чукчами.
Этот народ испокон веков жил на Сахалине и Курилах.
Деликатные и немногословные
Об этом народе путешественникам было известно еще в XIII веке. Их называли «бородачи Тихого океана», при описании обращая внимание на их «косматый» внешний вид и очень кроткий, спокойный нрав. Мореплаватель Иван Крузенштерн описывал их как людей очень скромных, которые воздерживаются от неумеренного смеха или громких разговоров, никогда ничего не просят, а если путешественники и предлагают им какие-то подарки, робеют и не решаются их сразу взять и сначала предпочтут уточнить, точно ли это предназначено им. Крузенштерна очень удивляли эти качества айнов, которые присущи им не в силу отменного образования, как у его современников-европейцев, а просто в силу их природы, и из-за чего он даже назвал айнов лучшим народом на Земле.Спокойный и миролюбивый народ.
О миролюбивом нраве айнов говорят и их древние семейные традиции. Так, у них было распространено многоженство, но в то же время если муж заставал жену с любовником, он относился к этому спокойно, не устраивая сцен ревности. Позиция его была такой: это твое личное дело, твой грех, меня же это не касается. И только в исключительных случаях у соперников дело могло дойти до поединка, при этом выглядел он так: один мужчина трижды ударял другого палкой, а потом тот проделывал со своим партнером то же самое. На этом «бой» заканчивался. Об этой традиции айнов писал русский исследователь Александр Полонский в конце XIX века.
Артефакты айнской культуры.
Если говорить о религии, то айны верили, что, помимо основного мира, есть подземный (царство мертвых), причем в их мировоззрении были понятия, аналогичные христианским «рай» и «ад». Айны были убеждены, что плохих людей после смерти ждут под землей мучения, а хорошим уготована спокойная жизнь к красивом и умиротворенном месте.
Типичное жилище айнов.
Кстати, по религии айнов, вместе с людьми в другой мир после смерти попадают и собаки. Что касается богов, то в понимании этого народа их несколько и каждый отвечает за свою сферу: один – за море, другой – за деревни, третий – за морских животных, четвёртый – за горы и так далее. У них, как и у многих языческих племен, была распространена практика подношений божествам и ритуалов. Айны также верили, что боги иногда спускаются в мир людей и живут среди них, а затем возвращаются обратно в свое царство.
Так выглядит типичный дом айнов.
Тяжёлое детство
Интересно, что новорожденным детям айны имен не давали, а лет до трех называли их просто «плачущий ребенок», «маленькие фекалии» и т.п. Таким образом они «отгоняли от ребенка злых духов». Только когда малыш становился старше, он получал постоянное имя.Еще одна интересная традиция этого народа – татуировать женщинам лицо, превращая их рот в клоунскую улыбку или «улыбку Джокера», как сказал бы современный человек. Эта процедура была очень болезненной. Начинали её делать девочкам перед наступлением подросткового возраста.
Женщины-айны.
Помимо рта, татуировками покрывали и другие части тела, в частности, руки. Считалось, что до наступления возраста невесты девочку обязательно нужно покрыть татуировками, иначе её не возьмут замуж. Будущие невесты покорно терпели эту процедуру.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Разгадка древней традиции: зачем женщины народности айну делали татуировки-улыбки
Айны испокон веков занимались собирательством, рыбалкой и охотой, долго сохраняя признаки неолита. Скот они не держали и единственным домашним животным у них были местные аборигенные собаки ину. Айны жили в единении с природой, маленькими поселениями, которые были достаточно удалены друг от друга. Они не враждовали между собой и, как уже было сказано, любая агрессия была им чужда.
Вожди айнов.
Притеснение айнов
Неудивительно, что два вечных претендента на земли айнов – Россия и Япония – в своих спорах за Курилы и Сахалин, периодически переходивших в военные конфликты, не брали в расчет миролюбивое коренное население, которому исторически принадлежали эти земли. Нрав айнов не позволил им хоть сколько-нибудь противостоять захватчикам.Ни русских, ни японцев не заботил вопрос сохранения культуры этого народа. Так, например, когда земли айнов захватила Япония, её правительство приняло закон (1899 г.), согласно которому айны считались «бывшими аборигенами». Отныне они должны были ассимилироваться и официально стать японцами, переняв их культуру, язык, традиции и даже взяв японские имена. При этом в Первую мировую насильно призванные на службу представители этого народа сражались храбро и сильно выделялись на фоне японских солдат своей более крепкой комплекцией и бесстрашием.
Интересно, что в 1945 году, когда СССР взял себе Сахалин и Курилы, у Сталина была идея создать Айнскую республику, но воплотить её в жизнь было не суждено. Случись это – возможно, и претензий между Россией и Японией не было бы – Сахалин и Курилы получили бы себе её истинные «хозяева», населявшие эти земли за много веков до Русско-японской и Второй мировой войн. Но это уже из разряда фантазий, далеких от суровой и жестокой реальности.
Айны Сахалина.
Ход истории повернулся так, что в конце 1940‑х годов советские Сахалин и Курилы пережили репатриацию айнов в Японию, и из населявших Сахалин аборигенов на острове осталось не более сотни человек. Часть их вступила в браки с другими населявшими эту землю народами – русскими, корейцами, нанайцами, японцами и так далее. Соответственно, в этих браках родились дети смешанных кровей, и чистокровных айнов сейчас можно встретить здесь нечасто. Специалисты предполагают, что на острове их число не превышает двух тысяч.
Как и в Японии, в СССР, а затем и в России айнов долгое врем не признавали как нацию. Поэтому большинство современных представителей этого народа говорят не на своем древнем языке, а на русском или японском (в зависимости от страны проживания). И если в стране самураев им дали официальный статус только в 2008 году, то в России это произошло даже еще позже. После неоднократных безуспешных обращений к президенту РФ лидера камчатских айнов Алексея Накамуры к вопросу подключился председатель Совета по правам человека Андрей Бабушкин. Он в очередной раз обратился к главе государства, и в 2018-м айнов, наконец, признали. Теперь это официальный коренной малочисленный народ России.
Современные айны в национальной одежде. На фото слева – свадьба в народных традициях.
Немногочисленные оставшиеся айны, которые ещё сохранили знания языка и традиций и даже владеют древними национальными ремеслами, дают надежду на возрождение культуры этого народа.
Современные айны в национальной одежде.
Япония владела Сахаином сорок лет, и за это время на острове многое изменилось. Ну а когда остров опять отошел России (СССР), построенные захватчиками предприятия заработали теперь уже на советскую страну. В продолжение темы рекомендуем прочитать о том, Как жилось Сахалину при японцах, и что осталось на острове от 40-летнего «самурайского» периода.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: