Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Теорию о том, что артисты служат любой власти Всеволод Блюменталь-Тамарин доказал на своем примере. Сначала он активно сотрудничал с «красными», потом радовался приходу «белых». Когда на оккупированных территориях пришли к власти нацисты он стал рупором антисоветской пропаганды. Сталин считал его больше чем предателем, но, увы, ничего не мог сделать ему в ответ. Впрочем, это было вопросом времени.


Родившийся в семье актрисы и режиссёра мальчик, вышел на сцену уже в семилетнем возрасте. Позже поступил в театральное училище, известная фамилия матери помогала ему в профессиональной карьере, да и таланта хватало для того, чтобы зритель его обожал. Его мать – Мария Блюменталь-Тамарина родилась в семье обычных крестьян. Ее называют настоящим самородком, поскольку выступать на сцене она начала еще до революции, но при большевиках стала звездой. Ей было присвоено звание народного артиста, а перед смертью она получила высшую награду – орден Ленина.

В отличие от своей матери, Всеволод играл не только на сцене, но и собственными взглядами на жизнь. Несмотря на то, что он всегда называл себя беспартийным, политики вовсе не избегал. Так, еще 1918 году, когда он играл в Харьковском театре, он выражал полное одобрение «красным». Как только в Харькове сменилась власть, артист организовывал представление на улицах города для сбора денег в пользу уже «белых».

Праздник, организованный в честь «белых», запомнился и многим коллегам артиста. Так же, как и его образ – он разъезжал по улице на белом коне и лично собирал пожертвования в кружку. Представление удалось, причем настолько, что, когда власть снова перешла в руки «красных» у артиста начались проблемы. Проще говоря, практически сразу его приговорили к расстрелу. Однако мама Всеволода, которая уже на тот момент пользовалась уважением и любовью среди большевиков, смогла найти нужные связи и вызволить сына из беды.

По стопам матери



Мария Блюменталь-Тамарина  / ФОТО: www.smotrim.ru

Мария Блюменталь-Тамарина / ФОТО: www.smotrim.ru


Всеволод был не только прощен, но даже не загубил свою карьеру. Выглядело так, что он вполне одумался, играл в театре, считался одним из ярких представителей творческой интеллигенции. К его 25-ти летнему юбилею было приурочено присвоение звания «Заслуженный артист РСФСР». В 1938 году не стало его матери, но даже после ее ухода фамилия Блюменталь-Тамарин служила для Всеволода защитой от репрессий, которые бушевали в Стране Советов в эти годы. И это несмотря на наличие весьма неоднозначных эпизодов в его биографии.

В 1941 году артист готовился отмечать свое 60-летие и готовил новую программу, на основе произведений Лермонтова. В начале июня отправился по гастролям. Когда началась война он вместе со своей семьей находился в Черновцах. В срочном порядке они вернулись в столицу и начали готовится к эвакуации, как и многие его творческие коллеги. Однако, как оказалось, никуда он уезжать не собирался. Спешно свозил на дачу свои ценные вещи. Каждый раз, когда обострялся вопрос на тему эвакуации, он уходил от ответа, находя новые причины. Когда шли бои на подступах к Москве, он вместе с семьей, прятался в землянке.

Все это было не спроста, он ждал прихода немцев и как только у него появилась возможность, он заявил немецкой стороне о том, что готов помогать в достижении их целей, поскольку наполовину немец. В начале 1942 года он уже находился в Германии, позже уже выступал по радио – известному рупору немецкой пропаганды, с призывом к советским гражданам сдаться и не оказывать сопротивления. Геббельс использовал способности советского артиста с присущей ему фантастичной профессиональностью.

Выступления по радио были регулярными, к тому же, периодически, используя свои способности к пародиям, он зачитывал фейковые приказы и постановления голосом Сталина. Чем, конечно же, приводил последнего в ярость. Работая на немецкую пропаганду, артист получал отличные деньги и рьяно их отрабатывал. Его выступления на радио стали регулярными, уж больно складно он описывал все блага и наилучший уровень жизни, который подарят советским людям освободители. Он лично ездил в лагеря к советским военнопленным и агитировал к вступлению в освободительную армию. Регулярно появлялись и его статьи в русскоязычной газете «Новое слово» о том, как он страдал от советского режима почти 25 лет.

К примеру, он писал о том, что «театральные студии руководились жидами», последние же оккупировали сферу настолько, что сфера перенаселена бездарными, полуграмотными актеришками. Что они не знают ни истории, ни литературы, ни драматургии.

Операция «Ринг»



Игорь Миклашевский / ФОТО: www.twitter.com

Игорь Миклашевский / ФОТО: www.twitter.com


Вся активная деятельность заслуженного артиста на Родине была под пристальным вниманием. Заочно он уже был приговорен к высшей мере наказания. Оставалось лишь воплотить его в жизнь, а было это крайне непросто, учитывая, что гитлеровцы тщательно оберегали свой рупор антисоветской агитации. Привести приговор в действие мог только близкий знакомый, которому бы артист доверял.

И такой человек нашелся. В августе 1942 года Берия дал отмашку НКВД о начале проведения спецопераций по ликвидации Блюменталь-Тамарина. Так, вышли на племянника супруги артиста – Игоря Миклашевского. Именно по связи с его образом было дано название операции «Ринг», поскольку он был чемпионом по боксу. После получения необходимых знаний на специальной базе управления, Миклашевский, получивший псевдоним «Ударов», приступил к выполнению задания.

Бывший красноармеец после драки с офицером был направлен в штрафбат. На передовой линии фронта он сдался немцам и перешел на их сторону. Это был крайне опасный путь, ведь поначалу велись долгие и изматывающие допросы, затем его отправили в лагерь. И только в конце 1943 года он получил письмо от дяди, который порекомендовал ему вступить в РОА и пообещал вызволить его в Берлин, для приобщения к пропагандистской работе.

Из глубокого тыла Миклашевский сумел собрать огромное количество ценной информации о деятельности РОА. Блюменталь-Тамарин был вхож в окружение генерала Власова, что тоже играло на руку разведчику, которому приходилось воевать бок о бок с предателями и ждать встречи с родственником. Сначала он воевал под Варшавой, затем во Франции, первая их встреча состоялась в Германии, вначале 1944 года, когда «Ударов» был отправлен в отпуск в Германию. Однако Блюменталь-Тамарин был холоден к родственнику и даже несколько насторожен, предпочитая не оставаться с ним наедине.

Миклашевский успел получить офицерское звание, был ранен и находясь в госпитале, он, наконец, получает письмо от дяди с приглашением в Берлин. Уже спустя месяц произошла их встреча, но слежка и допросы в адрес «Ударова» продолжались, не давая расслабиться ему ни на минуту.

Желание избежать наказания



Как и многие артисты он мог переждать войну в эвакуации, но выбрал другой путь / ФОТО: www.vakin.livejournal.com

Как и многие артисты он мог переждать войну в эвакуации, но выбрал другой путь / ФОТО: www.vakin.livejournal.com


Вместе с неудачами германской армии под конец войны Блюменталь-Тамарин понимал, что просчитался и поставил не на тех. А вторая сторона вряд ли простит его еще раз. Он строил планы укрыться на Западе после окончания войны. Однако воплотить задуманное в жизнь ему не удалось.

10 мая 1945 года его нашли в его же доме мертвым. Что конкретно с ним случилось достоверно неизвестно, но считается, что операция «Ринг» была окончательно завершена. Последняя роль Блюменталь-Тамарина – сыграна.

Сам Миклашевский уже в июне вернулся в Москву, его миссия была выполнена. Его не стало в 990 году, за три года до того как был реабилитирован его «дядя».

Во время войны появляются как герои, так и предатели. История самого масштабного предательства: Почем была Родина для генерала Власова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2356
11.05.2024 23:51
В закладки
Версия для печати




Смотрите также